Боголюбивейшая Елена!
Добре, что ты упражняешься в Иисусовой молитве. Святые Отцы молитву назвали царицей добродетелей, ибо она привлечет и прочие добродетели. Но, насколько она высока, настолько и труда большого требует. Преподобный Агафон говорит: "Молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы".
Ты исполняешь по 100 и утром, и вечером; довольно с тебя такого количества, только старайся исполнять со вниманием; но не смущайся, что у тебя при этом на сердце сухость, однако понуждай себя; только внимание держи, как я тебе говорил, в верхней части груди. На работе и при людях старайся умно предстоять перед Богом, т. е. иметь память Божию, что Он тут. Если больше тебя умиляют псалмы и акафисты - читай их, если есть время.
О непрестанной и умно-сердечной молитве, к которой ты стремишься, не дерзай просить у Господа - такое состояние бывает у очень немногих, "едва ли обретешь из тысячи одного человека", - сказал св. Исаак Сирский, и в такую духовную меру приходят по благодати Божией за глубокое смирение. К теплоте сердечной не стремись - она приходит без нашего искания и ожидания; в молитве должен быть наш труд, а успех уже зависит от благодати, большего не ищи и не горячись. В духовной жизни скачки не уместны, а требуется терпеливая постепенность. Ты еще юная телесно и духовно. Святой Лествичник пишет: "Раскрой у новоначального душу - и увидишь неправильное желание непрестанной молитвы, всегдашней памяти смертной и совершенного безгневия, - такое состояние только у совершенных".
Признак настоящей молитвы - в теплоте сердечной и в сокрушении сердца, и в том, чтобы сознавать себя ничтожной и взывать ко Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную", или другими словами можно молиться, как для тебя будет удобнее.
Ты не хочешь грешить и грешишь тяжело. Что делать? Мы человеки, плоть носящие, да дьяволами искушаемые. Не трепещи и не унывай так, когда и пошатнешься в какой добродетели, встань, выпрямись и опять иди вперед. Знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати Божией. Имей смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб; да других не осуждай ни в чем. Кто кого в чем осуждает, тот сам в эти же грехи впадает, иначе и не бывает.
Если когда тебе приходится покривить душой ради уединения, чтобы побыть у себя дома - это не грешно; умудряйся, чтобы все было ради Бога. Умудри тебя Господь.
Схиигумен Иоанн, 4 октября 1939 г.
Валаамский монастырь включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения: подворья, скиты, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения.
1266