

Хотя народное предчувствие давно томилось тоскливым ожиданием всемирной войны, но последняя явилась во всей своей роковой неожиданности, как громовой удар в ясный день.
В год этой войны – 1914-й – насельники Валаамского монастыря с редким и небывалым торжеством праздновали летний праздник преподобных отцов своих Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев. Величию этого торжества способствовало присутствие в обители Августейших Паломников: Великого Князя Николая Николаевича, с супругою своею Великою Княгинею Анастасией Николаевной, прибывших на Валаам утром 27 июня.
Благолепные праздничные монастырские службы, возглавляемые архиепископом Финляндским Сергием, сонмом духовенства и молящихся, во множестве прибывших из Петрограда, из православной Карелии и из Финляндии, – все это в совокупности с чудною погодою в эти дни располагало к светлому и радостному торжеству.
Высокие гости: Великий Князь с Княгинею пробыли в монастыре до 29 июня; пребыванием в обители они остались чрезвычайно довольны, что неоднократно выражалось ими в своих последующих письмах.
Вскоре после этого затуманившийся политический горизонт, казалось, не предвещал страшной мировой грозы, но она была близка и неотвратима, как сама смерть!
В самый Ильин день этого 1914 года утром на Валааме было получено грозное известие об объявлении войны и вместе о всеобщей мобилизации всех запасных чинов как рядовой монастырской братии, так и богомольцев.
Нечего говорить о неожиданности этих известий и о том впечатлении, которые они вызвали в монастыре и в скитах! Весь этот день монастырские пароходы "Сергий" и "Николай" объезжали все скиты, собирая отовсюду запасных. Впечатление в скитах было таково, что жившие там насельники отказывались сперва верить в возможность войны и всеобщей мобилизации, но роковая действительность убеждала их в справедливости этих грозных вестей.
В монастырской канцелярии кипела горячая работа по проверке воинских билетов, в заготовлении списков и удостоверений на запасных, уходящих на войну. Канцелярская братия не смыкала глаз и в ночь на 21 июля, так как пароходы продолжали подвозить запасных из отдаленных скитов, находившихся там по случаю сенокоса. Всех запасных, отправлявшихся на войну, необходимо было опрашивать и заготовлять на них потребные сведения.
Утром следующего дня все состоявшие в запасе братия и послушники, причастившись в Соборе святых Христовых Тайн, отправились на пристань, провожаемые всею братиею. Произошло трогательное и незабвенное прощание со всеми отправляющимися на войну. Потом они сели на пароход "Сергий" и отправились в г. Сердоболь на сборный пункт.
Многие из этих воинов-иноков уже более не возвращались в родную обитель, так как легли костьми на поле брани за Русь Святую.
Мобилизации запасных неоднократно повторялись потом в течение войны, нисходя до военнообязанных всех возрастов, категорий и родов.
Не вдаваясь в излишние подробности в настоящем повествовании, скажем, что отношение Валаамского монастыря к событиям великой войны, пережитые нами впечатления, думы и упования, – все это сосредоточено в следующих делах монастырской канцелярии.
1. О пожертвовании сим монастырем на нужды военного времени 10 000 рублей единовременно и по 500 рублей ежемесячно. Дело № 62 – 1914 года.
2. Мобилизация чинов запаса, проживающих в монастыре, по случаю войны с Германией. Дело № 63 – 1914 года.
3. О посещении сего монастыря Великим Князем Николаем Николаевичем с супругою Великою Княгинею Анастасией Николаевной, с перепискою по сему делу. Дело № 65 - 1914 года.
4. О пожертвованиях Великого Князя Николая Николаевича в пользу Валаамской обители. Дело № 23 – 1915 года.
5. Об отводе помещений в сем монастыре для раненых и больных воинов, а также и для иноков-беженцев. Дело № 24 – 1915 года.
6. О построении храма и скита в сем монастыре Великим Князем Николаем Николаевичем во имя Валаамской иконы Божией Матери и в молитвенную память воинов, павших во вторую отечественную войну. Дело № 33 – 1915 года.
7. О пожертвовании сим монастырем на нужды военного времени вторичного взноса в 10 000 рублей единовременно и о прочих пожертвованиях в настоящую войну с австро-германцами, турками и болгарами. Дело № 46 – 1915 года.
8. О братии сего монастыря, выразивших желание послужить раненым воинам в действующей армии. Дело № 43 – 1916 года.
9. Мобилизация белобилетников и вообще военнообязанных всех возрастов, категорий и родов, вызванная войною с австро-германцами, турками и болгарами. Дело № 17 – 1917 года.
10. Мобилизация чинов запаса и ратников ополчения 1 и 2 разрядов по случаю войны. Дело № 47 – 1915 года.
11. О командировании иеромонахов в военно-врачебные заведения и госпитали. Дело № 104 – 1902 года.
Кроме этих нарочитых дел, вызванных исключительно войною, много сведений об отношении монастыря к войне заключается еще в делах:
Об офицерских и нижних чинах запаса, проживающих в монастыре, дело № 10, за 1914-1917 годы и
С кружечными сборами и пожертвованиями монастыря, дело № 8 за те же 1914-1917 годы, а также в письмах настоятеля к монастырским благодетелям и к братиям обители, находившимся на войне.
Как следствие тяжкой затяжной войны, с неизбежною с нею бедственными последствиями, явились последующие дела, обрисовывающие положение Валаамского монастыря в степени, близкой к кризису.
1. О временном закрытии скитов и о других чрезвычайных мерах, вызванных оскудением братии по случаю войны. Дело № 37 – 1916 года.
2. Исключительная переписка сего монастыря по изысканию продовольственных предметов первой необходимости, вызванная военными обстоятельствами. Дело № 38 – 1916 года.
3. Реквизиция лошадей в сем монастыре, вызванная обстоятельствами военного времени. Дело № 41 – 1916 года.
4. О происшедшем государственном перевороте в империи, мероприятия Российской Православной Церкви, вызванные текущими событиями. Дело № 20 – 1917 года.
5. О Поместном Соборе Православной Российской Церкви. Дело № 30 – 1917 года.
6. Монастырские отзывы на газетные статьи после объявленной в сем году "свободы" слова и печати. Дело № 31 – 1917 года.
7. О вывозе на Валаам ценных церковных вещей церквей Финляндской епархии. Дело № 34.
8. О защите прав на монастырские недвижимости и денежные капиталы, находящиеся в России, на случай отделения Финляндии от России. Дело
9. Реквизиция хлебных продуктов монастыря. Дело № 19 – 1918 года.
10. С донесениями особой важности о состоянии монастыря. Дело № 20 – 1918 года.
11. Реквизиции, производимые в сем монастыре: металлов, смазочных средств, скипидара, смолы, разных товаров, инструментов, медикаментов предметов одежды, обуви, снаряжения, вооружения и вообще всевозможных хозяйственных и домашних предметов. Дело № 21 – 1918 года.
12. 06 открытии на острове Валааме самостоятельного продовольственного комитета. Дело № 28.
13. Исключение некоторых братий сего монастыря из числа братства обители (проникшихся бреднями большевизма и ставших посему нетерпимыми в монастыре). Дело № 31 – 1918 года.
И 14. Настоящая летопись, занесенная в список дел под № 30 – 1918 года.
В перечисленных делах изложены все события и обстоятельства, пережитые монастырем и его братией в трудные годы великой войны, последовавшей затем революции и общей разрухи.
В течение войны монастырь почти все время не прерывал письменного общения с Верховным Главнокомандующим Великим Князем Николаем Николаевичем и его Августейшими родными, выражая в этих письмах свои упования и чувства.
Копии этих писем помещены в делах: № 65 – 1914, № 23 – 1915 и № 33 – 1915 годов.
Подлинники писем хранятся в архиве канцелярии.
Особенный интерес имела переписка Великого Князя Николая Николаевича с его духовником – иеромонахом сего монастыря Георгием Хробостовым, в схиме Ефремом.
Подлинники последних писем хранятся на руках у иеросхимонаха о. Ефрема, обещавшего со временем предоставить их в распоряжение монастырской канцелярии.
В том, что начало великой войны совпало с празднованием памяти двух великих угодников Божиих: святого пророка Илии и преподобного отца Серафима мы видели не простое знамение или случайное совпадение, но именно знамение Божие для нашего упования, вразумления и покаяния.
Валаам - Канцелярия Монах Иувиан Красноперов