Чтобы нам при ярком сиянии любви Христовой не спотыкаться и не падать в мирские увлечения

30.12.2018 иеромонах Игнатий Смирнов  794

Один Старец со скорбью в сердце делился в письме со своим духовным братом о том, что одна его знакомая чудесным образом исцелилась по его молитвам, но через некоторое время последовал рецидив
Один Старец со скорбью в сердце делился в письме со своим духовным братом о том, что одна его знакомая чудесным образом исцелилась по его молитвам, но через некоторое время последовал рецидив
С чего же начинается наше истинное приближение к Богу? Несомненно, с нашей глубокой веры и осознания того, к чему мы призваны. Чтобы во всех своих мыслях, словах и действиях не посрамить божественного достоинства своей разумной души и тем самым не огорчить создавшего нас Бога, уподобляясь тем званым из услышанной нами Евангельской притчи, отказавшимся прийти на вечерю. Напротив же, нам, как сказано в послании к Колоссянам апостола Павла, всем своим сердцем обратившись к Богу, всегда надо благодарить «Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов» (Кол. 1: 12-15).

Что же нужно сегодня человеку от Бога? Заглянем внутрь своего сердца и испытаем самих себя. Смогли ли бы мы искренне, всем своим сердечным желанием и с полным осознанием сказать слова, предварившие сегодняшнее Евангельское повествование о званых на вечерю? «Некто из возлежащих со Христом сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» Думается, что Христос не стал бы распространяться и продолжать эту тему, если бы сказанные слова были искренними пожеланиями большинства людей, как тогда, так и сегодня превышающими своей притягательностью другие наши пожелания: супружества, или владения чем-либо из материальных вещей, или множества других земных благ и занятий, которыми увлекается в этой жизни человек.

Как много может быть у нас красивых слов и цитат о спасении, о Царстве Божием, о любви к Богу! Но чем же являются для нас эти слова на самом деле? Чаще всего лишь мысленной пылью, лежащей на поверхности нашего сердца, которая мгновенно сдувается от веяния наших пристрастий даже при самом малом искушении дьяволом нашего произволения. Некто из святых сказал о падшем человечестве следующее: «Горе нам, что не знаем душ своих и того, к какому житию мы призваны, и эту жизнь немощи, это состояние живущих, эти скорби мира и самый мир, пороки его и упокоение его почитаем чем-то значительным».

Итак, Господь повествует сегодня в Евангелии следующее: «Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться». Что побудило этих людей сделать такой выбор и отказать Тому, Кто их позвал? Прежде всего, их личный интерес и ложное ощущение собственной самодостаточности и независимости от Позвавшего их, а затем и любовь к тем вещам или благам, которые они предпочли Личности Позвавшего, а вместе с Ним и Трапезе, которая была для них устроена. Страшные слова звучат из уст званых в этом повествовании на славянском языке: «имей мя отречена». Если смысл этой притчи отнести к Евхаристической Трапезе, предлагаемой нам на Литургии, то эти слова не останавливаются только на самой Трапезе, которая связана с Личностью Того, Кто предложен на ней, а восходят и к самой Личности Позвавшего Бога-Отца, отделяя сказавшего их не только от Христа, но и от Личности Бога-Отца. И если вспомнить слова послания апостола Павла к Колоссянам, то вырисовывается картина, где вместо благодарения Бога-Отца, призвавшего христианина к участию «в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов», от человека на это приглашение следует отречение и отказ.

Дух Святой возобновляет всё то, что утрачивается, Сам же не нуждается в возобновлении сил
Дух Святой возобновляет всё то, что утрачивается, Сам же не нуждается в возобновлении сил
И что же это за важные причины могут быть у христианина для подобного отречения? Из сегодняшнего Евангелия они следующие: «Первый сказал ему: я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти». Сегодня список этих причин, скорее всего, был бы другим, более обширным, но суть остается все той же: привязанность человека к миру более, чем к Богу и Творцу, несмотря на то, что Божественная Личность Христа в своем человечестве страдает и умирает на Кресте, призывая к Себе Своей Жертвенной Любовью каждого из потомков падшего Адама.

Достоверно, из собственного опыта писали святые отцы в «Добротолюбии», что «корнем всех зол служит неведение. Ибо невозможно, чтобы тот, кто как должно познал природу вещей, и то, откуда каждая из них и какое имеет назначение, забыв потом о своем последнем конце, устремился к земному. Душа не пожелает такого блага, о котором знает наверняка, что оно только кажется благом. Пусть даже тирански влечет ее к чему-либо привычка, она, в силу точного и ясного познания дела, может победить и самую привычку. Но и когда еще не было привычки, она по причине неведения прельщаема была. Так что более всего и пораньше надо стараться приобрести верные о всем сущем познания и потом в соответствии с тем и волю свою окрылить стремлением к Первому Благу (Богу). Презреть же все настоящие блага не трудно тому, кто верно познал полную их суетность».

Большинству из нас также, по причине собственного неведения, хочется идти средним, в кавычках, путем – любить Бога и мир: Бога и Его Царство любить одной половинкой души, а мир – другой. Сегодня миру что-то отдадим, говоря Богу «имей мя отречена», а завтра, если никто и ничто не привяжет наше сердце к себе, как ни в чём не бывало скоротаем время с Богом. Выявляется лишенное всякой логики лицемерие не только по отношению к Богу, но и по отношению к нашей собственной душе. Можем говорить, подобно возлежащему из сегодняшнего Евангелия: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» – а своими желаниями и делами показываем для себя блаженство в ином. Ведь святые пишут: «К чему любовь в тебе возмогает и преобладает, то и живет в тебе».

Далее, Христос в сегодняшнем Евангелии говорит следующее: «Тогда разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:15-24).

Как же удивительно быстро наполнился дом Позвавшего! Какая же причина такому чуду, как не явная немощь нашего человеческого естества, обнаруживаемая лучше всего в болезнях или скорбных обстоятельствах жизни, которые часто помогают сразу же сделать правильный выбор, делая нас смиренными перед Лицом Божьим, не такими уж и независимыми, как казалось раньше, тем самым уготовляя нам избранничество Божие и спасение наших душ. Это подтверждают и слова одного из великих отцов: «Слава Спасающему нас десными и шуими и всем этим Доставляющему нам случай к обретению жизни нашей! Ибо и души тех, которые слишком слабы, чтобы по своей воле приобрести жизнь, скорбями невольными приводит Он к добродетели. И оный нищий Лазарь не по своей воле лишен был благ мирских, и тело его поражено было язвами, и терпел он два горькие страдания, из которых каждое было хуже другого, однако же после почтен был на лоне Авраамовом… Если кого и подвергает (Бог) иногда телесным лишениям и иным скорбям, то претерпение этого обращает нам в помощь, как и врач в тяжкой болезни восстанавливает здравие сечением членов».

Почему болеют даже те, кто крещен и причащается ?
Почему болеют даже те, кто крещен и причащается ?
И никогда слова Христа «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31) не потеряют своей действенной силы в нашей жизни и в тайне нашего спасения. Если не признаем в покаянии болезни своего ума и души и не прилепимся ими в молитве ко Христу ради нашего душевного исцеления, то уже вынуждены будем признать свою явную телесную болезнь или иное что скорбное, посланное нам от Бога ради того, чтобы понудить нас обратить своё внимание и сердце от суетного мира к Богу и этим спасти свои души.

Но бывает и так, что в силу свободы воли человека и его пристрастия к здешней жизни не всегда происходят изменения в его духовной жизни и обращение его сердца к Богу даже в том случае, когда Господь совершает чудо с человеком, посылая ему смертельную болезнь, а затем её исцеляя. Один Старец со скорбью в сердце делился в письме со своим духовным братом о том, что одна его знакомая чудесным образом исцелилась по его молитвам, но через некоторое время последовал рецидив. «Естественным для меня было последовавшее снова ухудшение здоровья М. – пишет Старец. – Для меня также было уже невероятно тяжело снова просить Бога, потому что моя первая надежда была обманута: они не переродились, не возродились. Ведь молитва за больных, за их выздоровление силою свыше, чудом, возможна только при «обещании» покаяться, т.е. в корне изменить всю жизнь, чтобы слава Божия нашла свое место в них, чтобы вся последующая жизнь их проходила уже в плане именно Божией славы».

Когда слова пророка Исаии о том, что «они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:13), перестают относиться к нам, благодаря исцелению Господом нашей слепотствующей души, то участвуя в Литургической жизни Церкви, мы переживаем вместе со всеми возлюбившими Господа уже иную для нас реальность, о которой говорил Христос апостолам: «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Мф. 13:16-17).

Будем же просить человеколюбца Господа просветить наши души, чтобы нам при ярком сиянии любви Христовой не спотыкаться и не падать в мирские увлечения и чувственные удовольствия, уподобляясь тому, кто, по слову Господню, «ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним» (Ин.11:10). Богу же нашему слава, всегда и во веки веков! Аминь.

Фотоальбом

Видео

Фотоальбомы

Все фотоальбомы