У о. Антипы было много искренних учеников. Оба митрополита - Петербургский Исидор и Московский Филарет оказывали ему милостивое внимание и беседовали о духовной жизни.
У о. Антипы было много искренних учеников. Оба митрополита - Петербургский Исидор и Московский Филарет оказывали ему милостивое внимание и беседовали о духовной жизни. В одной из бесед с последним на вопрос: Что особенно необходимо упражняющемуся в умной молитве? - ревностный делатель молитвы отвечал: терпение!
о. Антипа круглый год подвизался в скиту. В монастырь из скита приходил три раза в год по большим праздникам. Кроме этих дней, приводила его туда еще необходимость духовного собеседования с близкими ему людьми, приезжавшими собственно для него на Валаам. Тогда по целым дням затворник находился в обществе женщин: пил чай и кушал.
«Как можешь ты соединять продолжительный, скитский пост с таким неожиданным разрешением? - в недоумении спрашивал его один из любивших его отцов Валаамских. - Дивно, - отвечал он ему словами святого Апостола Павла: «во всем и во всех навыкох; и насыщатися и алкати, и избыточествовати, и лишатися.» (Филип. 4, 12)
*«Батюшка, ты обращался много с женщинами, неужели не приходили тебе дурные мысли? - спрашивал его в последние его дни один из преданных ему учеников.
- Никогда! - отвечал ему сохранивший себя в девстве и чистоте о. Антипа - не могут придти такие мысли чадолюбивому отцу, тем более не могут придти они отцу духовному. Единственным моим желанием по отношению к моим чадам было их преуспеяние духовное и вечное спасение их души».
** Между почитателями о. Антипы были люди со средствами. По его предложению охотно они делали приношения на нужды монастырей в России и на Афоне. Сочувствуя существенным потребностям обителей, он вообще не одобрял их увлечения к излишним, пышным сооружениям. - Много я видел монастырей, - говорил он. - везде хлопочут, строят; но хлопоты и постройки - дела суеты, мирские. Монаху жизнь - в церкви, дело его - правило.
___________________
Примечание:
*данный отрывок текста содержится только в книге: иеромонах Антоний (Святогорец) Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX века. - М. , Афонское подворье, 1994. - С. 53.
**по тексту: иеромонах Антоний (Святогорец) Жизнеописания Афонских подвижников благочестия XIX века. - М, - афонское подворье, 1994. - С. 53