О монашестве как о втором крещении, в котором прощаются все прежние грехи человека и он начинает новую жизнь, говорится неоднократно в аскетической литературе.
В «Эвергетиносе» мы читаем историю о прозорливом старце, сказавшем: «Силу, которую я видел сходящей на крещаемого, я видел также и под монашеским облачением в момент пострига».
Затем следует ряд вопросов, отвечая на которые, постригаемый произносит три основных обета монашества: целомудрия, нестяжания и послушания.
И подрясник, который выдается всем послушникам — одинаковый у всех: у Патриархов и митрополитов, игуменов, семинаристов, у новоначальных послушников.
Монашеский постриг, будь то в малую или великую схиму, нельзя считать простым обрядом.
Пострижение волос совершается, чтобы "отъятием нечувственных власóв соотложити и бесловесныя мысли и деяния и сподобитися восприяти благое и легкое иго Господне и взяти крест и последовати Владыце Христу".
Святой Феодор Студит сравнивает принятие схимы с крещением и утверждает, что “схима одна”, а её степени только констатируют духовное возрастание внутри монашеского пути.
Принятие монашества невозможно без особой воли Божией, без заботы Господа, без призвания. Поэтому правильно приходить в монастырь, а не “уходить” туда только лишь от горя.
Игумен крестообразно постригает волосы «в знамение отрицания мира и вся яже в мире, и во отрезание своей воли и всех плотских похотей».
Возрождение русского монашества — дело не законов и мер, а лиц, живущих высоким идеалом иночества. Быть монахом по призванию, стать иным по жизни, а не только по званию, — долгий путь преображения души.
Владыка Панкратий зачитывает, в чём состоит смысл монашеского подвига, проверяет решимость и убеждается в добровольном желании кандидатов.
“никого не сподобляти монашеского образа, прежде нежели трехлетнее время, предоставленное им для испытания, явит их способными и достойными такового жития”.
Первоначальный этап монашеской жизни не случайно назван послушничеством: каждый монах, в каком бы сане он ни находился, является послушником.
Афонский старец Ефрем Катунакский говорил, что «монахи восполняют число ангелов, заменяя ангелов падших». Так что можно сказать, что во время монашеского пострига, часто сравниваемого с Крещением, умирает человек, а рождается ангел.
Вступающий в Валаамское братство должен осознавать важность шага, которым он выражает желание быть послушным до смерти.
Нам нужно не расслабляться, терпеть все те временные неустройства и искушения, все те скорби, которые неизбежны на иноческом пути, ради обетования.
"Главное предназначение Валаама от Бога - быть местом уединенной иноческой молитвы, местом подвигов, и, конечно, нужно всегда об этом помнить, — напоминает епископ Троицкий Панкратий. - Есть некий Валаам Духовный, Небесный, и мы можем в нем находиться".
"Облачение в монашеские одежды - это таинство, как и возлагание венцов в браке. Ты надеваешь монашеское одеяние вместо венцов. И так уневещиваешься Христу, давая обет девства до конца жизни" старец Иосиф Афонский
Предыдущий
Следующий