Краткая справка об авторе
Протоиерей Михаил Олекса (Православная Церковь в Америке) родился в 1947 г. в г. Аллентаун (штат Пенсильвания, США).В 1973 г. окончил Свято-Владимирскую духовную семинарию в США (магистр богословия).
В середине 1990-х гг. приезжал в Россию и преподавал английский язык и историю Церкви в Свято-Тихоновском богословском институте в Москве.
В 2000-х гг. — клирик, затем настоятель кафедрального собора святителя Иннокентия в Анкоридже (штат Аляска, США).
Сейчас находится на покое.
Отец Михаил является автором многих православных книг и научных работ об Аляске. Известны его книги: «Православная Аляска: богословие миссии», «Аляскинская миссионерская духовность», «Конфликтующие пейзажи: американская школа / коренные жители Аляски» и т. д.
Прославление преподобного Германа Аляскинского в Америке
Преподобный Герман был одним из тех монахов, которых отобрал Григорий Шелихов (исследователь Русской Америки, мореплаватель, промышленник и купец, основатель Российско-Американской компании), чтобы проповедовать Евангелие алеутам (русские промышленники назвали кадьякцев «алеутами» по ошибке, на данный момент народность официально называется «алютики» — прим. ред.) на острове Кадьяк на Аляске.
Они преодолели путь почти в 10 000 километров от Санкт-Петербурга до Тихого океана и, добравшись до места проповеди, увидели, что коренное население подвергалось притеснению со стороны Александра Баранова (первого главного правителя русских поселений в Северной Америке — прим. ред.), и фактически было порабощено.
Хотя отец Герман прославлен прежде всего за свою набожность и аскетизм, коренные американцы почитают его ещё за то, что он смело защищал их человеческие и гражданские права.
Алютики всегда почитали святого и построили часовню над местом его захоронения, которое стало частым местом паломничества в течение последующих 80 лет. Почти каждая семья, живущая в этом регионе, может рассказать о чудесном исцелении, случившемся после посещения острова Еловый. Именно коренные жители сохранили память о старце Германе.
***
В детстве я ничего об этом не знал. Я вырос в карпато-русско-украинском приходе в Пенсильвании, и ничего не знал о миссионерах, приехавших на Аляску. Не знал также и то, что есть коренные американцы, которые являются православными христианами.
В раннем детстве я увлекался индейскими племенами. Даже объявил тогда, что когда выросту, то стану индейцем, что, разумеется, было невозможным, потому как, чтобы стать индейцем, человек должен родиться в племени. Как ребёнка меня это нисколько не волновало, но когда я стал подростком, то пришлось оставить эту мысль.
Именно поэтому сообщение о том, что знаменитый миссионер Аляски будет прославлен Православной Церковью как святой, стало для меня приятным сюрпризом. Православие на Аляске? Коренные американцы, исповедующие православие? Почему я ничего не слышал об этом раньше?
Моя семья тоже ничего не знала об этом, не имела никакой связи с православными алютиками, индейцами тлинкитах или эскимосами! Ни один из них никогда не приезжал к нам в Пенсильванию!
***
В 1970 году приход Трех Святителей (самое старое православное сообщество в Новом свете, основанное Г. И. Шелиховым в 1784 году), пригласил меня посетить остров Кадьяк.
Мне довелось провести там все лето. Я был чтецом и катехизатором среди алютиков. Я полюбил эту землю, её людей, культуру и историю. Главным событием того лета было празднование памяти жизненного подвига и наследия преподобного Германа 7–9 августа 1970 года.
Почти все епископы вновь созданной автокефальной Православной Церкви в Америке собрались в церкви Святого Воскресения на заключительную панихиду в честь упокоения души монаха Германа в пятницу вечером, а в субботу утром на заупокойную Литургию.
Следующим мероприятием была неофициальная церемония перенесения святых мощей отца Германа из старой раки, сооруженной иеромонахом Герасимом (Шмальцем;+1969), последним православным миссионером на Кадьяке, — в новую, сделанную новообращенным христианином Германом Китли.
Но возникла серьёзная проблема: не было ковчега (гробницы), куда нужно было поместить саму раку. Ковчег должны были доставить на предыдущей неделе из художественной мастерской, находящейся в штате Нью-Джерси, однако он оказался потерянным по дороге. Никто на Кадьяке не знал, куда подевался прекрасно изготовленный ковчег.
В тот день последним рейсом самолета, ящик с ковчегом был доставлен по назначению на Кадьяк. Ранее он находился на складе где-то в штате Кентукки, правда было не понятно, как он там оказался. И, таким образом, с Божьей помощью, он прибыл вместе с последним архиереем архиепископом Чикагским Иоанном (Гарклавсом).
И пока внутри закрытой на замок церкви члены Священного Синода почтительно переносили мощи, ковчег подвезли к зданию церкви. В то же время прибыл и архиепископ Иоанн. Ящик занял все пространство у входа в церковь, в которой уже проходила церемония перенесения мощей.
Архиепископ Иоанн попросил, чтобы его впустили в храм, но это оказалось невозможно. Двери были заперты, а находящийся у порога ковчег позволил бы открыть дверь только на один метр.
Тем не менее, Владыка вежливо постучал в дверь. Естественно, никто не ответил на стук. Те из нас, кто стоял рядом, пытались объяснить, что церковь закрыта, так как внутри проходила торжественная и бесшумная церемония. Но никто из нас не говорил по-русски настолько хорошо, чтобы суметь правильно объяснить ситуацию.
Владыка вновь постучал в дверь своей тростью, но и на этот раз никакого ответа изнутри не последовало. Наконец, он стал громко барабанить в дверь, требуя, чтобы его впустили в церковь.
Дверь распахнулась. Сердитый голос рявкнул по-русски: «Никому нельзя входить. Уходите!», — и дверь захлопнулась. Лицо архиепископа побагровело, и он продолжил стучать в дверь ещё более решительно. В это время алтарник выбежал через заднюю дверь ко входу и провёл Владыку в церковь через другой вход.
Те, кто стоял у входа задавались вопросом, что скажет архиепископ священнику, который открыл дверь, грубо накричал на него и захлопнул её. Кто был этот человек? Это был протоиерей Георгий Афонский, который через три года станет епископом Ситки и Аляски и будет руководить Аляскинской епархией в течение 27 лет.
***
Прославление отца Германа как святого покровителя Православной Церкви в Америке полностью изменило понятие сути миссионерской деятельность на американском континенте.
Повсеместно целые общины приходов желали получить больше информации о жизни нового святого, его влиянии на жизнь православных жителей Аляски, а также о современном состоянии миссии, которая в течение долгого времени была практически забытой.
Прослужив в Старой Гавани несколько месяцев, я собрал много фотографий деревни, её жизни и особенно ребятишек, посещающих ежедневные занятия воскресной школы. Я читал им официальную публикацию «Жизни святого Германа», опубликованную к его канонизации, но, к моему большому удивлению, мне казалось, что детям это скучно.
Потом мне в голову пришла мысль, что тот, кто писал эту книгу, должен был поговорить с алютиками. Дети ранее слышали эти рассказы в течение всей их жизни — так было пока я не дошёл до конца: «Итак, отец Герман умер 13 декабря 1837 года». — «Что!? Он умер! Когда? Не может быть!..»
Эти алютские ребятишки слышали так много об Апу (дедушке) Германе и о чудесных исцелениях, которые он совершал, что они считали, что он до сих пор жив. И конечно, это так и есть!
После моего возвращения в Свято-Владимирскую семинарию, где я учился, меня просили каждые выходные рассказывать о моём летнем паломничестве на Кадьяк и показывать фотографии. Повсюду от Нью-Йорка, Нью Джерси, Пенсильвании, Огайо и далее на запад до самого Мичигана эти рассказы воодушевляли тысячи православных христиан создавать фонды в поддержку миссии на Аляске.
Сделанные сразу же пожертвования, насчитывающие тысячи долларов, были предоставлены для поддержки епископа Феодосия, который позже стал митрополитом Православной Церкви в Америке, и его паствы. Средства поступали со всей страны на восстановление исторического храма Святого Архангела Михаила в Ситке, где разрушительный пожар уничтожил большую часть центра города.
Когда в 1972 году епархия проголосовала за открытие Православного духовного училища для обучения коренных жителей Аляски, щедрые дары православных ктиторов шли на её поддержку. Именно в этом училище, которое сейчас именуется Свято-Германовской семинарией, получило духовное образование следующее поколение православных священников-коренных аляскинцев.
***
Возрождение миссии и осознание её поразительной и героической истории началось с прославления преподобного Германа. Тогда же началось и моё пятидесятилетнее служение на Аляске.
Коренные жители Аляски эскимосы-юпики усыновили меня с именем Атертаякак — «Путешествующий по воде юнец», а индейцы тлинкиты усыновили меня с именем «Куксвус гаакс» — «Призывающий людей».
Так, в конечном итоге, осуществилась мечта моего детства, благодаря жизни, молитвам и заступничеству нашего преподобного отца Германа, Аляскинского чудотворца.
Фотографии с церемонии прославления преподобного Германа на сайте Православной Церкви Америки