Дневник алеута

О поездке на Аляску наших Валаамских братьев: архимандрита Илии (Руднева) и иеродиакона Германа (Мурога), приуроченную к 225-летию со дня прибытия туда Валаамской миссии.
12.10.2019 Трудами братии монастыря  7 336

24 сентября 2019 года исполнилось 225 лет со дня прибытия Валаамской миссии на Аляску, в числе участников которой был преподобный Герман, отправившийся туда просвещать людей светом Христовой веры. В честь этой даты от нашей обители по благословению Священноигумена Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Аляску отправилась делегация в составе двух братий – архимандрита Илии (Руднева) и иеродиакона Германа (Мурога).

Представляем вашему вниманию «Дневник алеута», в котором отец Герман поделился своими впечатлениями о поездке и пребывании на Аляске.

Дневник алеута

День 1

Впору написать о том, как мы добрались до американского континента и места подвигов преподобного Германа Аляскинского.

Был очень тяжёлый перелёт. Добирались больше суток. Санкт-Петербург - Франкфурт-на-Майне - Сиэтл - Анкоридж. Пересадки были запланированы по 2 часа, и во Франкфурте все прошло отлично, что не скажешь о Сиэтле. Мы долго стояли на паспортном контроле, после чего таможенный офицер отвёл нас в специальную комнату, в которой нам надлежало пройти собеседование и ответить на вопросы о целях нашей поездки в США.

Все завершилось благополучно. Правда, в итоге мы опоздали на наш самолёт, но нам милостиво предоставили билеты на следующий рейс, так как это произошло не по нашей вине.

До Анкориджа лететь 3 часа 45 минут. И все время полёта прошло в каком-то полузабытьи. В аэропорту Анкориджа нас встретил владыка Давид (архиепископ Ситкинский и Аляскинский), чему мы были сильно и приятно удивлены. Он сам отвёз нас в гостиницу на машине, а затем по размещении угостил ужином.

Нас несказанно впечатлила открытость, доброта и гостеприимство этого человека. «Таков нам подобаше архиерей» (Евр. 7:26)

День 2

Проснулись крайне рано. И я и батюшка. Видно, из-за разницы во времени, несмотря на усталость от перелетов. Позавтракали. В 11.00 за нами приехал раб Божий Терентий - водитель владыки Давида - и отвёз нас в кафедральный собор святителя Иннокентия Московского, где проходило ежегодное собрание духовенства. Ко времени нашего прибытия у них была трапеза, к которой нас и пригласили, а Владыка представил нас своему клиру и пастве.

После этого мы вернулись в отель и, немного отдохнув перед бдением в честь Рождества Божией Матери, отправились на службу, которая началась в 16.00. Нам благословили послужить, а во время помазания владыка Давид раздал всем прихожанам небольшие образа Валаамской иконы Божией Матери, которые мы привезли с нашего дивного острова.

День 3

Послужили Литургию. Владыка Давид, двенадцать предстоящих священников и три диакона, среди которых были и мы. После Евангелия - проповедь. Интересная особенность. Перед проповедью проповедник произносит: Glory to Jesus Christ (Слава Иисусу Христу), а все остальные отвечают: Glory forever (Слава во веки).

Другими отличительными особенностями богослужения, которые я заметил, были следующие. На литии кадит предстоятель, а диаконы ходят вокруг столика с трикирием и дикирием как на полиелее. И ещё. После освящения Святых Даров – «Аминь» говорит все духовенство.

Алеуты очень наивные. Им понравилась митра отца Илии, и они все хотели с ним сфотографироваться.

После службы на праздник Рождества у нас была небольшая экскурсия по достопримечательностям Анкориджа. Мы посетили Downtown - так в США называется центр города, и местечко под названием Илькутна. Тут располагается самый старый храм на Аляске - святителя Николая чудотворца.

Уникальность этого места в необычном кладбище. Сохраняя свои древние традиции, обращённые в православие индейцы племени атапаски над могилами строят небольшие домики.

День 4

Утром воскресного дня Литургия была в кафедральном соборе, после службы – обед. Затем мы вылетели на остров Кадьяк. Полет проходил на небольшом винтовом самолете компании Ravn. В аэропорту нас встречал все тот же владыка Давид, а также архимандрит Алексий из Пенсильвании. Они хотели пригласить нас на ужин, но мы вежливо отказались из-за очень плотного графика и накопившейся усталости от перелетов.

День 5

Утром 23 сентября владыка Давид написал мне около 8 утра и пригласил нас на завтрак. Поехали в классический американский ресторанчик, в то время как за окном бушевала непогода. После завтрака нас привезли в местную семинарию, где ее ректор священник Иоанн (Данлоп) провел нам экскурсию. Первым делом мы направились в Воскресенский кафедральный собор Кадьяка, где случилось долгожданное событие – я впервые приложился к раке дорогого аввы Германа Аляскинского. Также мне разрешили надеть его вериги.

После этого нам показали маленький семинарский деревянный храм, который очень уж напоминает один из Валаамских скитов, скажем, Ильинский. Внизу - в подклете - воскресная школа «Good Shepherd» (Пастырь добрый), где дети изучают Священное Писание и делают поделки. Побывав в школе, мы осмотрели уже и саму семинарию.

Затем была трапеза, на которой владыка Давид представил нас преподавателям и студентам. Отец Алексий из Пенсильвании провёл беседу об Иисусовой молитве и рассказал о своём опыте монашеской жизни на Святой Горе, где он прожил около 10 лет.

Окончив трапезу, мы поехали в Национальный парк. К нашему большому сожалению, погода совсем нам не благоволила: моросил дождь и стоял туман, но нам ли валаамцам привыкать?.. А потому это совсем не испортило нашего впечатления. «Я в уме воображаю любимый мной Валаам, на него всегда смотрю через великий океан», – говорил Преподобный.

Затем мы поехали в залив Монашка смотреть на нерест рыбы горбуши, а к 18 часам отправились в храм, где совершили Всенощное бдение.

День 6

Утром 24 сентября в день перенесения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских в 9 утра состоялась праздничная Божественная Литургия. Отец Илия возглавлял священнический чин, а я был единственным диаконом. Впервые в жизни служил архиерейскую Литургию, ещё и на английском, но все-таки добрую половину прошений говорил на родном церковно-славянском языке.

Кто бы мог подумать, что ровно через 225 лет после приезда святого Германа, сюда приедет также архимандрит с Валаама и будет служить Литургию!

У них в храме, помимо раки с мощами Преподобного, есть ещё много других святынь. Например, его камилавка, параман (вериги), постригальный крест, а также чаша 1803 года, из которой причащался сам преподобный Герман Аляскинский. В этот день из неё причастились и мы.

По окончании богослужения владыка Давид и отец Илия обменялись поздравлениями. В память о событии владыка передал в дар нашему Игумену владыке Панкратию резной образ преподобного Германа и старинное издание его жития 1894 года. Отцу Илие он подарил палицу с вышитым изображением преподобного, а мне деревянный крест.

После богослужения состоялся праздничный приём. Сначала, как принято, была трапеза, а затем презентация об истории Валаамской миссии на Аляске, подготовленная сотрудником архива Германовской семинарии Дарьей Сафроновой.

По окончании официальных мероприятий нас пригласил в гости прихожанин Воскресенского собора Спиридон. Там мы познакомились с его семьей. Они угостили нас рыбными блюдами местного приготовления. После этого Спиридон отвез нас на гору, откуда очень хорошо видна панорама Кадьяка.

День 7

Седьмой день нашего пребывания был посвящён поездке на остров Еловый, где преподобный Герман жил и подвизался более 20 лет. Здесь он и скончался. Помимо неописуемой красоты природы, которую мы увидели, и которая очень напоминает Валаам, мы посетили часовню, посвящённую нашим преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. Она установлена на месте погребения святого Германа Аляскинского, о чем свидетельствует плащаница с его изображением в центре.

Остров Еловый очень большой. На разных его концах располагаются деревня Узенки, часовня и две монашеские общины от Сербской Православной Церкви.

Вечером этого же дня мы покинули Кадьяк и отправились обратно в Анкоридж.

День 8

В этот день, проснувшись и позавтракав, мы поехали приобретать сувениры, а во второй половине дня перед Всенощным бдением под праздник Воздвижения Честного Креста Господня, нам удалось полетать на маленьком самолёте и увидеть всю красоту Аляски сверху: это и сам город, это и горы, и медведи, и овцы, а также ледник.

Всенощное бдение мы провели в храме святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Храм деревянный и очень уютный. Наверное, самый красивый на Аляске. Такое ощущение, что попадаешь в русский приход.

После бдения - трапеза, которую милостиво приготовили для нас прихожане.

На следующий день мы отслужили Божественную Литургию и под молитвенным покровом преподобного Германа покинули благословенную Аляску.