Уважаемая о Христе
раба Божия Н.!
Ты так безумно думаешь, пишешь, что нет Бога, что человек умер, и этим все кончится, что загробной жизни нет. Эта выдумка человеческая. Пророк Давид некогда изрек: Сказал безумец в сердце своем: "Нет Бога". Вот и ты к этому безумцу присоединилась. Ты так легкомысленно думаешь, а я глубоко верю и утверждаю: есть Бог, есть будущая жизнь, есть вечное мучение для грешников, есть и вечное блаженство для праведников. Как же не верить в Бога! Куда ни посмотрю - везде вижу и созерцаю Божию премудрость и благость. Как все сотворено премудро и какая гармония на всем земном шаре! Святая Церковь поет: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси. Чудные дела Твои, Господи, - куда ни посмотрю, везде вижу творческую Твою руку. Смотрю на солнце и вижу: точно золотая тарелочка освещает и согревает весь земной шар. А в лесу сколько зверей, и у каждого зверя свои особенные свойства.
Вот такая большая лошадь повинуется человеку. Господь сотворил ее в помощь человеку. А коровушка ест сено, и желудок вырабатывает питательное молоко для человека. А кроткая овечка, сколько она делает человеку добра: выходит теплая шуба, чулки и многое другое. Смотрю в птичье царство - просто чудно, как птахи украшены и сколько разных пород. А в земле сколько разных червяков и букашек. Есть и такие червячки, которые ночью светятся, точно огонек. Смотрю на муравья и удивляюсь его трудам; обличает он меня, ленивого. А пчелка мудрая, из разных цветков собирает такой сладкий мед для человека.
До согрешения Адама все повиновалось человеку, а по согрешении – бегут все прочь. Впрочем, и дикие звери приручаются. На Валааме в большой скит приходила лисица, и ее кормили. После обеда ставили на дворе чашку еды, и она приходила всегда в одно время, точно по часам.
А в воду посмотришь - там свое особенное рыбное царство. Сколько там разных пород, все живут и движутся по Божьему назначению. Я вообще люблю природу. Приду в лес и удивляюсь каждому деревцу и холмику и созерцаю Всемогущего Творца. Вот теперь думаю и удивляюсь: как я явился на свет Божий? Зачатие мое было таким: семя отца моего упало на землю матери моей, в виде червячка, и я воспитывался в утробе матери моей девять месяцев, постепенно приобретал вид человека; в конце девятого месяца, по закону природы, вышел, точно из темницы, на белый свет. Крестили меня по православному обряду.
Благодарю Бога, что я православный, верую несомненно в Бога во Святой Троице, верую в Богородицу Приснодеву Марию и всех святых, ублажаемых Православною Церковью. Верую во Вселенские Соборы и во все Святое Писание по катехизису, верую во все, что преподает нам Святая Православная наша Церковь.
Только вот что печально: наши православные не все знают свое православное учение, колеблются, некоторые даже попадают в разные секты и расколы. Они не знают, бедные, что все ереси и секты основаны на гордости и самовнушении; говорят: мы спасены. Они признают не Писание а выбирают только то, что оправдывает их учение. Мне говорил один сектант, что они все Писание знают назубок. Но я не удивляюсь этому их знанию. Фарисеи тоже знали все Писание, но не жили по Писанию и не познали истины, распяли Господа.
Вернусь опять к удивительной Божией премудрости. Люблю лунные ночи зимой. Везде полнейшая тишина, выхожу на двор, вижу и удивляюсь Божией премудрости. Луна светит, а звездочек сколько, и все небо украшено, все дальше и дальше видно только одни звездочки, и конца нет. Чудны дела Твои, Господи, все премудростию Ты сотворил. Ведь весь земной шар сотворил Господь, и все, что есть в земле, металлы разных видов и камни, все это для тяжести земли, вот она и притягивает все к себе. Если была бы она легкая, то неслась бы куда-то вечно.
Ведь все науки изучают только сотворенное уже Богом, да люди так увлеклись науками, что и Творца позабыли. Вот и Дарвин прозвонил своей теорией по всему миру, в одно время много говорили о ней, а теперь почему-то замолкли. Впрочем, мирские науки опровергают одна другую. Только одна духовная наука неопровержима и не подлежит никакой критике. Ибо она от Господа - основана на Слове Божием.
Вот что я еще заметил: в духовных академиях и семинариях изучают только переплет Библии, а духа не изучают, но и говорят они без духа, одним рассудком. Мне говорил академик-миссионер: под днями творения Божия надо разуметь миллион. Бедный ты миссионер, очень слабым представляешь Всемогущего Творца, приписываешь Ему миллионы времени. Твой рассудок говорит так, а я верю, как сказал Господь: Был вечер, было утро, день первый, - надо и понимать сутками, а не миллионами.
Ибо Господь сказал, и было так, словом отделил воду от земли, вот с шумом вода и встала в указанные места – стали моря, потекли реки, ручьи, и в земле есть теплые воды и холодные родники. Так и птицы сотворены Божиим словом: сразу полетели по всей земле, и разных пород, и прочее все творение, как сказано в Библии.
Чем больше рассматриваю природу, тем больше удивляюсь и познаю Всемогущего Творца.
Науки я не проходил, даже и не читал их. Написал эту статейку от чувства, начитавшись Святого Писания. Жизнь моя прошла, вот уже пошел восемьдесят второй год. Духом Святым сказано: "Если человек в силах, восемьдесят лет, а дальше труд и болезнь". Ах! Как справедливо сказано. Вот я теперь и испытываю труд и болезнь в разных видах, жизнь уже не на радость, а в тягость.
Совершенно сознаю, что скоро перейду в другой вечный мир. На днях ходил на кладбище, посмотрел холодную могилку, в которую скоро опустят мое бренное многосогрешившее тело, засыплют землей. Тело - из земли и в землю пойдет, а душа - от Бога и к Богу пойдет. Смерть - неумолимый закон. Весь род человеческий от Адама до Второго пришествия перейдет в другой мир, а тела, по Божьему повелению, воскреснут, и те тела, которые сжигают, тоже воскреснут, в этом я не сомневаюсь. У Бога все возможно. И этот прекрасный мир со временем уничтожится, как сказано в Святом Писании.
Схиигумен Иоанн, Новый Валаам, 28 августа 1954 г.
Валаамский монастырь включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения: подворья, скиты, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения.
1298