Паломники из Саровской православной гимназии о поездке на Валаам

Предлагаем вам познакомиться с письмом, которое прислали насельнику Валаамского монастыря иеродиакону Герману паломники из Сарова, Игнатьевы Таисия и Надежда, летом посетившие Валаам.
25.11.2021 Ипатьевы Таисия и Надежда  1 879

Предлагаем вам познакомиться с письмом, которое прислали насельнику Валаамского монастыря иеродиакону Герману паломники из Сарова, Игнатьевы Таисия и Надежда, летом посетившие Валаам. В письме они делятся своими наблюдениями впечатлениями.

Текст мы для удобства разбили на подзаголоки и подвергли незначительной редакции, без смысловых изменений.

Встреча с Валаамом и первые впечатления

Здравствуй, Валаам! Каким-то только Богу ведомым образом попали мы сюда, протянув незримую ниточку и связав два святых места – Валаам и Саров.

Выезжая, мы никак не могли представить себе остров, даже когда прочитали о нем. Зато душа, которая у русского человека всегда была неравнодушна к путешествиям, трепетала в ожидании.

Монастырь в понимании мирянина – место уединения, где человек остается в стороне хотя бы от большей части забот, где он очищается.

Наш путь не был так труден и долог, как у прежних паломников. Мы могли позволить себе и поспать, и полюбоваться пейзажами. Едешь, и кажется, что вот она природа и свобода: глаз не замечает проводов, машин и дыма (зато на обратном пути уж как-то это было слишком заметно).

Первое впечатление от острова Валаам было, наверное, зрительным. Очень непривычно и странно было видеть гармонию, причем во всем – цветов, запахов, созданную Творцом и человеком. Обычно кажется, что на земле так быть не может. Свежие краски неба и воды, леса и трав, насекомых и многочисленных кошек предстают взору чистыми и настоящими. Пейзажи не повторяются вовсе, каждый по-своему прекрасен, глаз отдыхает. Про природу можно писать долго и много, но нас поразила не только она, Храмы Валаама – Дома Божии.

В первый день погода была к нам снисходительна, и дождь подождал, пока мы посетили Никольский скит. Перед этим событием наш директор долго стояла в лесу, уединившись для молитвы (я увидела её совершенно случайно) и мы, помолившись прпп. Сергию и Герману, уже все вместе отправились в путь.

Все постройки тут выглядят надёжно, видно, много труда было вложено в восстановление храмов. Вокруг шумит волнами озеро, словно море, и душа тоже почему-то волнуется.

В храме мы случайно узнали о том, какие скиты открыты для паломников и сразу устремились ко Всехсвятскому и Смоленскому.

С запада слышалось угрожающее грохотание и быстро надвигались тучи. Но голос нашего предводителя (директора) звучал еще более грозно, и нам ничего не оставалось, как двинуться вслед за Наталией ВладимировнойJ. Опережая события, скажу, что обратно мы вернулись мокрые до нитки, но на один участник похода даже не простыл.

Могучие деревья на дороге, дивные, сказочные дубы, сосны на каменистых скалах... На территории Смоленского скита в очередной раз восхитились цветами и усердием тех, чьи руки так заботливо их взращивают.

Важным открытием для меня было то, что я вдруг увидела человека (прим. ред. –­ видимо кого-то из братии). Он предстал передо мной совершенно иначе, нежели раньше. Почему-то с нас всех спала городская шелуха и как-то легче стало. Мне не хочется сказать, что мы все в одночасье «освятились», нет… Но на какой-то миг Бог дал нам прикоснуться к чему-то более чистому и совершенному; снял одну из пелен, занавесивших наши глаза.

Удивительно, что братия монастыря умудряются сохранять это состояние. Мы увидели Валаам глазами местных жителей, и по тому, как сделан кадр, можно понять, что фотографирующий хотел и сумел передать не только виденную красоту, но и внутреннее состояние – неравнодушие. Глаза монахов всегда сияют, потому что душа живая.

Владимирский скит

История Валаама написана на экспонатах музея: рисунках, находках, фрагментах икон и фотографиях. Читать её иногда было больно и страшно; непонятно, как в итоге монастырь сумел сохраниться и возродиться? Почему «кровь мучеников – семя христианства», как говорил Тертуллиан?

Пару добрых слов хочется сказать об иконописцах, чья рука так старательно расписывала стены храмов. Больше всего нам удалось узнать о росписи Владимирского скита. Тонкие линии, высокий уровень профессионализма, глубокий символизм – далеко не всегда так скажешь о современной иконе, когда так ощутимо влияние западной традиции, в т.ч. классической живописи.

Нет, перед иконами на Валааме хочется молиться, они помогают уйти от земного и настроиться на разговор с Богом.

«Причастились» Валаамом

В следующие два дня нам удалось посетить Воскресенский и Гефсиманский скиты, Коневский скит с фермой, Игуменское кладбище и Казанский скит. Кажется, это было даже в один день…

Мы уже не ахали направо и налево, как-то уже все переживалось внутри, чувствовали только как, то сжимается, то разжимается сердце.

Так мы увидели Валаам.

Но мы еще и услышали его. Как? Через пение, например, хора Валаама и братии. Греческий распев тоже непривычен нам, но мы успели полюбить неторопливую манеру пения, стройное многоголосие, проникновенно звучащие слова молитв.

Если записать Валаам на диктофон, то это будет пение, разносящееся далеко-далеко над шумящими водами Ладоги и под крики северных голубей – чаек.

У Валаама, как бы приземленно это не звучало, есть вкус. Он и в просфорах храма, и в пряниках, и в молочных продуктах, и в так всеми известной форели. Мы попробовали остров и на вкус.

Исходив многие дороги, промокнув под дождем, погревшись под лучами солнца, искупавшись в Ладожском озере – мы потрогали Валаам.

Вдохнув свежий воздух, хвойный аромат, цветочный дух, тончайшие благовония – ощутили запах Валаама.

Наконец, причастившись (о чём и не мечтали за неимением времени) вобрали и впустили в себя Валаам. И не тело в первую очередь просветилось, а душа.

Ехали в гости к вам, а будто дома оказались. Было и тяжело, и есть иногда хотелось, и спать! ... Но все здесь в помощь человеку.

Еще одно чудо Валаама – местное время. Чем больше было у нас дел в день, тем больше времени оставалось. Совсем не то, что обычно, когда дел мало и все равно ничего не успеваешь.

Более того, тут явно есть какой-то источник сил, постоянно укрепляющий нас во время нашего присутствия.

Прощание и резкий контраст

Прощай, Валаам, бесконечная благодарность тебе за доброту, за опыт, за дары и наставления.

По дороге домой не хотелось смотреть в окно, высокие дома и магазины, мерцающие всюду фонари, шум – все опротивело. Так быстро вышла из сердца почти вся грязь; оттого и не хочется заново её вбирать…

Но мы постараемся как можно дольше хранить в сердце память о Валааме. Мы очень полюбили это место и желаем ему как можно дольше цвести, расти и просто жить. Пусть оно продолжает рождать молитвенников и подвижников, и Слава Божия будет вечно сиять через вас, служители Христовы.

Вашими молитвами живем, а мы за вас постараемся молиться.

Большой привет о. Герману, иеродиакону Валаамского монастыря. Отдельное спасибо ему от Саровской православной гимназии за долгую беседу, за то, что от лица монашествующих он ответил на вопросы и немножко открыл для нас жизнь в монастыре. У нас теперь есть над чем подумать.

Саров с Валаамом пусть будут связаны!

Шлём небольшой подарок и всегда готовы ответить Валааму.

Игнатьевы Таисия и Надежда.

г. Саров. Лето (06.08) 2021 г.

Даты нашей поездки: с 28.07 по 02.08.


Источник фотографий: https://vk.com/sargymn

Фото

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 414966

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 09:16
Ветер
6.7 м/с, ЮВ
Осадки
2.0 мм
Давление
753.4 мм рт. ст.
Влажность
96%