Проповедь иеромонаха Никона в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, святых отцов VII Вселенского собора

Человек создан для познания Бога, и непрестанное общение с Ним есть норма христианской жизни, к которой мы все призваны стремиться.
22.10.2023 Трудами братии монастыря  6 769

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, Святая Церковь воспоминает святых отцев VII Вселенского собора, утвердившего почитание святых икон и анафематствовавшего еретиков-иконоборцев, которые долгие годы воздвигали гонения на иконы и мощи. Гонение на иконы воздвигалось по разным причинам, в том числе и по политическим, но иконоборчество опиралось также и на богословские заблуждения. Иконоборцы полагали, что поскольку Божество не может быть изображено, то иконы бессмысленны. Так же бессмысленно изображать и человеческую природу Спасителя, потому что она неразрывно связана с Божественной Его природой, которая неизображаема. Таким образом изображаемая человеческая природа Спасителя будет представлять, так сказать, лишь часть истины. Следовательно, икона не может быть символом истинного Бога, по причине невозможности символизировать непредставимое Божество, но будет вводить в заблуждение, таким образом поклонение перед нею есть поклонение перед ложным символом, то есть – идолопоклонство. Но святые отцы VII Вселенского собора соборным разумом отвергли это мудрование, определив, что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе покланяется не какой-либо природе, но ипостаси Изображенного на ней. То есть, икона не изображает Божественную природу, да и вообще, какую-либо природу – она есть символ ипостаси, лица, изображенного на ней. Ипостась же Сына Божия, помимо Божественной природы, восприняла в Себя и полноту человеческой природы, черты которой – лик Спасителя – доступны для символического представления ипостаси. Лик Спасителя есть образ ипостаси Сына Божия. Икона как бы запечатлевает и утверждает истину Боговоплощения: «видeвый Мене видe Отца» (Ин. 14:9).

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Спасителя: «… Отче, пришел час. Прославь Твоего Сына, чтобы Сын прославил Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, чтобы всем, кого даровал Ты Ему, дал Он жизнь вечную. А жизнь вечная в том, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и Кого Ты послал: Иисуса Христа» (Ин. 17:1-3). Греческое слово «знали» (γινώσκωσιν- «знали бы») имеет общую начальную форму со словами «познал, познавал (близко)» (ἐγίνωσκεν, εγνω - Мф. 1; Быт. 4), которые встречаются в Библии в значении – познать близко, и даже используются метафорически для указания самых близких отношений между людьми. Разные вещи – знать человека и знать о человеке. То есть Господь говорит о том, что вечная жизнь для человека есть тесное единение с Богом: «… если Кто любит Меня, тот соблюдет слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим». (Ин. 14:23). Здесь уместно вспомнить слова преподобного Макария Великого: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку: так тело и душу человека создал он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его».

Сотворив тело человека, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2:7). Преподобный Серафим Саровский говорил об этом: «Многие толкуют, что когда в Библии говорится, что вдунул Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им из персти, то будто бы это значило, что в Адаме до того не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна. Но это неосновательно и неверно утверждается, ибо Господь Бог создал Адама от персти земной в том составе, как святой апостол Павел утверждает: «Всесовершен ваш дух и душа и тело сохранится» (1 Фес. 5:23). И все три части нашего естества созданы были от персти земной, и Адам не мертвым был создан, но действующим живым существом». Известный православный богослов В. Н. Лосский пишет, что «нетварная благодать включена в самый творческий акт, а душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого». То есть «нормальная» наша жизнь, задуманная Богом, предполагает постоянное присутствие, включенность в бытие человека животворящей благодати Божией. Причем преподобный Иоанн Дамаскин утверждает, что человек был создан «превращающимся в Бога по причастию к божественному озарению» то есть обоживающимся, а не совершенно обоженным. «Божественная благодать, дыхание жизни, изначально присутствовавшая в человеке, сообщала ему способность к дальнейшему усвоению обоживающей энергии. Силы души человека – разум, воля и сердце – находились на высокой степени совершенства, несоизмеримой с состоянием этих способностей после падения сказано в православном катехизисе. Следовательно, более и более тесное Богообщение, Богопознание есть задуманный Богом путь и образ бытия человека.

Вот каково наше нормальное состояние! Нормальное устроение человека означает постоянное присутствие в нем Бога, как нетварной божественной благодати или энергии, иначе сказать, как дыхания Божия. Вот чего лишился человек после грехопадения – вечной жизни, нетварной благодати, дарованной нам при нашем сотворении, которая должна была бы всегда быть присуща нам. Лишившись её в грехопадении, мы вновь получаем её, принимая Христа. Вот почему нам заповедуется постоянное Богообщение, в разных формах: как в форме молитвы, так и в форме добрых дел, согласных с заповедями Христовыми. Живя по-христиански, стяжевая Божию благодать, Богообщение, мы, оказывается, не приобретаем что-то сверхдолжное, но возвращаемся к нормальному устроению, которое как раз включает в себя непрерывное общение с Богом. Это и есть состояние обоживающегося, состояние все более и более глубокого познания Бога. Когда святителя Николая Сербского спрашивали, как может он, так глубоко светски образованный человек, верить в Бога, то святитель отвечал, что он уже не верует, а знает Бога. Будем и мы, братия и сестры, стараться не прерывать нашего Богообщения, нашей молитвенной связи с Богом, сопротивляясь соблазнам этого мира, пытающимся всегда оторвать, отвлечь нас от познания Бога, от общения с Ним. Аминь!

Используемая литература: Прот. Вадим Леонов. Основы православной антропологии. М., 2023; Прот. Олег Давыденков. Катехизис. ПСТГУ, 2017; материалы сайта azbuka.ru

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+1°
сегодня в 04:22
Ветер
1.8 м/с, ЮЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
761.8 мм рт. ст.
Влажность
88%