Богослужения Великого поста: "О смысле поста по песнопениям Триоди. Продолжение"

Постная Триодь — неизвестная, забытая книга! Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия.
10.04.2019 прот. Александр Шмеман  6 701

Желающе Божественныя Пасхи причаститися, ... последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших.
Желающе Божественныя Пасхи причаститися, ... последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших.

Продолжение. Первую часть смотрите здесь.

Сколько людей соглашаются с той мыслью, что пост — это время, когда что–то само по себе приятное и хорошее запрещено, как будто Господь находит удовольствие в том, чтобы нас мучить. Однако для творцов великопостных стихир пост означает как раз совершенно противоположное; это возвращение к «нормальной» жизни, к тому «пощению», которое нарушили Адам и Ева, допустив таким образом в мир страдание и смерть. Поэтому Великий Пост приветствуется как духовная весна, как время радости и света:

Возсия весна постная, цвет покаяния, очистим убо себя, братия, от всякия скверны, Светодавцу поюще рцем: Слава Тебе, Едине Человеколюбче.

Засияла весна постная, цвет покаяния; очистимся, братия, от всякого зла, воспевая Светодавцу (Подателю Света): Слава Тебе, Едине Человеколюбче!

(Стихира 1-ая на стиховне в среду вечера Сырной седмицы, глас 3)

Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, Едемскаго отпадения не прияли быхом. Красный бе в видение, и добрый в снедь, уморивый мене плод: да не восхитимся веждами, ни да усладится наша гортань почитаемыми брашны, по приятии же безчествуемыми. Бежим невоздержания, и по насыщении страстем не покоримся. Назнаменаимся кровию, о нас веденаго на смерть волею, и не коснется нас губитель: и снемы Пасху Христову священнейшую, во спасение душ наших. Заповедь о посте радостно примем: ведь если бы праотец ее соблюл, изгнанию из Эдема мы бы не подверглись. Прекрасен был на вид и хорош в пищу умертвивший меня плод; да не увлечемся взорами и да не усладится наша гортань яствами ценимыми, но по принятии их презираемыми. Убежим от невоздержания, и по насыщении возникающим страстям не покоримся. Запечатлеемся кровию за нас добровольно Приведенного на смерть, и не коснется нас губитель, и вкусим Пасху Христову священнейшую, во спасение душ наших.

(Cтихира 1-я на стиховне в пяток утра 1-ой седмицы Великого поста, глас 8)

Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость. Время поста — время радостное светлой чистоты, чистой любви, светозарной молитвы; насытившись обильно всякой другой добродетелью, радостно воззовем: Крест Христов всесвятой, возрастивший сладость жизни, всех нас сподоби поклониться тебе чистым сердцем, даруя нам очищение и великую милость.

(Cтихира 3-я на «Господи, воззвах» во вторник вечера 2-ой седмицы, глас 3)

Только те, кто «радуются о Господе», для которых Христос и Его Царство высшее желание и радость их жизни, способны радостно принять борьбу против зла и греха и участвовать в окончательной победе над ними. Вот почему только к мученикам, среди разных видов святости, обращаемся мы за каждой великопостной службой, только они восхваляются в особых, посвященных им стихирах. Потому что именно мученики предпочли Христа всему другому на свете, включая самую жизнь; они так радовались во Христе, что могли вместе со св. Игнатием Антиохийским сказать, умирая: «Теперь мы начинаем жить…» Они — свидетели Царствия Божия, потому что только тот, кто видел и вкусил его сладость, способен на такое высшее самозабвение. Они наши спутники, наши вдохновители в течение Великого Поста, который для нас именно есть время борьбы за восстановление божественного, небесного и вечного начала в наших душах.

Едино дышуще, на едино взирающе, страстотерпцы мученицы, един путь живота обретше, за Христа смерть, ревностию воображающе кончину друг другу. О чудесе! якоже сокровища муки предвосхищающе, друг ко другу глаголаху: яко аще и не ныне умрем, умрем же всяко, и бытию должная послужим. Сотворим нужду любочестия, общее свое мняще, смертию живот купим. Молитвами их, Боже, помилуй нас. Одним дыша, на одно взирая, страстотерпцы мученики, вы нашли один путь жизни — смерть за Христа, с ревностью возвещая кончину друг другу. О чудо! Муки ожидая как присвоение сокровища, друг ко другу говорили: если и не сейчас умрём, то всё равно умрём позже, неизбежно оставив бытие. Понудим себя к любочестию, разумея общее своим, смертью жизнь приобретём. Молитвами их, Боже, помилуй нас.

(Cтихира 2-я на стиховне в четверток утра 4-ой седмицы, глас 7)

В броня веры оболкшеся добре, и образом Крестным вооруживше себе, воини благомощнии показастеся, мучителем мужески противистеся, и диаволю прелесть потребисте, победителе бывше венцев сподобистеся: молитеся Христу о нас, во еже спастися душам нашим. Облекшись в броню правды, вооружившись силою Креста, вы были воинами, добром побеждающими. Вы мужественно противились вашим мучителям и, одолев дьявольские козни, стали победителями и сподобились венцов: молитесь Христу Богу о нас, чтобы души наши были спасены.

(Стихира 2-я на стиховне в четверток утра 2-ой седмицы, глас 8)

В течение сорока дней Крест Господень, Воскресение Христово и сияющая радость Пасхи — главная тема всех великопостных песнопений, постоянное напоминание, что как бы труден и узок ни был путь, он в конце ведет к трапезе Христа в Его Царстве. Как я уже сказал, ожидание и предвкушение Пасхальной радости проходит через весь Пост и придает настоящий смысл постному подвигу.

Желающе Божественныя Пасхи причаститися, не от Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отымем покаянием: препояшим чресла наша умерщвлением сластей: украсим ноги сапогми, возбранительными от всякаго дела лукаваго, и утвердимся палицею веры: не ревнуим врагом Владычняго Креста боготворяще чрево, но последуим постом, на диавола победу нам показавшему, Спасу душ наших. Желая Божественной Пасхи причаститься, берущей начало не из Египта, но с Сиона, удалим греха закваску покаянием, препояшем чресла наша умерщвлением наслаждений, украсим ноги обувью, препятствующей ходить по всякому пути порока, и обопремся на посох веры. Не будем подражать врагам Владычнего Креста, обоготворяя чрево, но последуем путем поста за подавшим нам пример победы над диаволом - Спасителем душ наших.

(Cтихира 1-я на стиховне в четверток вечера 1-ой седмицы, глас 4)

… Снемы Пасху Христову священнейшую. … И приобщимся священнейшей Христовой Пасхе.

(Окончание стихиры 1-я на стиховне в пяток утра 1-ой седмицы Великого поста, глас 8: «Постное завещание радостно восприимем…», см. выше)

Постная Триодь — неизвестная, забытая книга! Если бы мы только знали, что в ней мы можем найти возрождение, приобрести вновь дух не только Великого Поста, но и всего Православия, — «Пасхального» образа жизни, смерти и вечности.

Отрывок из книги прот. Александра Шмемана «Великий пост».

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
вчера в 23:59
Ветер
4.0 м/с, ВЮВ
Осадки
1.6 мм
Давление
750.6 мм рт. ст.
Влажность
75%