Проповедь в день перенесения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских

24.09.2019 Иеромонах Вениамин  598

Проповедь в день перенесения мощей преподобных Сергия и Германа Валаамских

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братия и сестры, поздравляю всех вас с сегодняшним праздником памяти преподобных отцов наших Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев!

Согласно древней Новгородской летописи, в 1164 году на острове Валааме были обретены мощи преподобных Сергия и Германа, и ввиду приближающейся опасности разорения и уничтожения Валаамской обители от воинствующих шведов, братия монастыря ушли в Великий Новгород и перенесли туда святые мощи преподобных, оставив остров Валаам.

Летописец в своей летописи уточняет, что совершено это было по благословению Новгородского архиепископа Иоанна, которому в то время подчинялся Валаамский монастырь. И как бы подтверждая историческую дату этого события, продолжает летопись, где пояснят, что архиепископ Иоанн был первым архиепископом Новгородским, а до него в Великом Новгороде поставлялись лишь просто епископы.

Прошло несколько лет, война на севере закончилась, Валаам был оставлен шведами, и в 1182 году Валаамские иноки возвращаются на Ладожское озеро на свой остров и переносят с собой святые мощи основателей монастыря преподобных Сергия и Германа.

На высокой горе Валаама был высечен сухой колодец прямо в каменной скале, куда положили честные мощи преподобных и закрыли тяжелой каменной плитой. На сем месте и до ныне покоятся преподобные. Вот это событие мы сегодня и вспоминаем, празднуя память наших отцов Сергия и Германа, игуменов Валаамских.

К сожалению, на сегодняшний день нет единого мнения историков о датировке основания Валаамского монастыря. Одни исследователи истории относят это к периоду Х-ХI века, другие и вовсе к ХIV веку. Каждый склонен предвзято верить тем рукописям, с которыми работали именно они, игнорируя другие древние летописи.

С исторической точки зрения всё это конечно очень интересно. Очень интересно, но не очень важно. Это не главное, на что мы должны обратить своё внимание, празднуя память преподобных.

А что же главное и важное? На этот вопрос мы можем ответь, если внимательно обратимся к богослужебному тексту молитвенного тропаря преподобным Сергию и Герману, который начинается такими словами: «Ева́нгелия Христо́ва и́стиннии послу́шницы яви́стеся, преподо́бнии». Т.е. Евангелия Христова настоящие, истинные послушники явились преподобные. Не слушатели забывчивые, а исполнители Христова Евангелия, послушные Закону Божию, Христовым заповедям.

На протяжении многих веков на Руси было множество святых, усердных послушников евангельского учения, и сама Русь называлась Святой. А почему именовалась Святой?

Наш современник великий старец отец Кирилл Павлов, отвечая на это, говорил, что люди в то время воспитывались на Священном Писании, на Псалтири и Евангелии, потому и жили праведно и свято, потому и Русь была Святой. Конечно нельзя идеализировать прошлое и утверждать, что всё было беспорочно в прошлые времена, но в своём подавляющем большинстве люди жили благочестиво, нравственный уровень людей был несоизмеримо выше, чем в наше время.

И обращаясь к евангельскому тексту, мы читаем слова Спасителя нашего, где Он говорит, что из-за умножения беззаконий, иссякнет любовь во многих (Мф. 24: 12), т.е. умножение греха и нравственное падение человечества в последние времена, приведёт к охлаждению любви и у тех, кто будет стараться следовать христианскому учению. А возлюбленный ученик Господа святой апостол Иоанн Богослов, пишет в Откровении: «… и увидел я выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами…» (Откр. 13: 1). Святые отцы в толковании на Откровение разъясняют нам, что этот зверь есть Антихрист, и выходит он из моря грехов человеческих. Т.е. умножение грехов и беззаконий человеческих приближает нас к апокалиптическому времени, к приходу зверя.

И вот, если преподобные отцы наши Сергий и Герман были усердными послушниками Евангелия Христова, если преподобный Серафим Саровский не разлучался с Евангелием, но всегда носил его в кармане и при всяком удобном случае читал его, то как сегодня живём мы с вами? Что мы постоянно носим в своём кармане, с чем мы не разлучаемся? С телефонами! Смартфонами! А кто побогаче, тот и с айфонами! И если во времена Святой Руси люди воспитывались на Псалтири и Евангелии, то нынешнее поколение воспитывается на интернете и планшете. Вот и плоды у нас с вами соответствующие.

Мы безрассудно губим своё драгоценное время в интернете, в чатах, соцсетях, в просмотре фильмов, в играх, в виртуальной реальности. Здесь я сфотографирую цветочки, здесь лепесточки, здесь красоты природы, а виртуальные друзья поставят мне за это кучу лайков и в комментариях напишут, какой я хороший художник с прекрасным вкусом, тем самым разогреют во мне тщеславие. И такой человек всё глубже погружается в зависимость от планшета и интернета, от общения с подписчиками, восхваляющими его. И вдвойне достоин такой человек сожаления, если сам не видит той болотной трясины, куда его затянуло. «Время, которое Ты дал мне Иисусе мой, я в страсти иждих» – написано в умилительном каноне Иисусу Христу.

Человеколюбивый Господь наш даровал нам Свое святое Евангелие, посредством которого мы можем спастись, освободиться от терзающих нас страстей, духовно исцелиться. И если мы пренебрегаем Евангелием, то мы с вами совершаем роковую ошибку в своей жизни. Не проходит дня, чтобы мы не посмотрели в зеркало на себя, на свое лицо, опрятно ли мы выглядим, не запачкались ли. И в то же время днями, а то и годами не заглядываем в Евангелие, чтобы сравнить свою жизнь с тем образом Христа, который запечатлен во Святом Евангелии, чтобы увидеть не запачкалась ли наша душа какими грехами, делами противоречащими Христову учению.

«Научитеся от Мене, – говорит Господь, – яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11: 29). Вот от кого и чему мы должны учиться Необходимо читать и любить Евангелие Христово! Должно жить по Евангелию!

Если мы любим и почитаем какого-то писателя или мыслителя, то стараемся, как можно больше прочесть его трудов и публикаций, его книги являются у нас настольными. Почему же мы пренебрегаем Евангелием, являясь христианами? Сколько бы мы раз не прочитали его, мы всегда можем найти там, что-то новое для себя. Все ответы на наши жизненные вопросы мы можем найти во святом Евангелии. И если мы хотим спастись, идти истинным путем в жизнь вечную, то без этой святой книги нам не обойтись, потому, что христианами надо быть не на словах только, но и по духу. Должно жить по-христиански, по-евангельски. И от нашего личного покаяния, исправления, зависит и будущее нашей любимой России. Старец отец Кирилл Павлов отвечая на вопрос о возрождении России, сказал о необходимости подъёма нравственного состояния людей, и только уже потом можно говорить о духовном возрождении Святой Руси.

Будем жить, как учит нас апостол Павел: «Облекитесь как избранные Божии, святые и возлюбленные в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение. Снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны… Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякой премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господеви» (Кол. 3: 12-16).

И да сбудутся тогда на нас слова Спасителя: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесах» (Мф. 5: 16). Аминь.

Иеромонах Вениамин

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео