Антифоны: символика и структура. Блаженны

Блаженны изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа в Его нагорной проповеди (Мф. 5:1–12; Лк. 6:20–26).
24.06.2020 Трудами братии монастыря  1 023

Содержание и символика изобразительных антифонов

«Изобразительные» 102 и 145 псалмы представляют собою выходящее из глубины души восторженно-радостное прославление и благодарение Бога за Его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным. Во время пения антифонов священник находится в алтаре и читает так называемые тайные священнические молитвы.

Раньше тайные молитвы читались вслух – никакой тайны в них нет; все дело в их непостижимости и величии. Однако, начиная с VI века, их тихо читают в алтаре, в чем проявляется некое внешнее разделение на тех, кто священнодействует у Престола, и тех, кто священнодействует как народ Божий. По мнению многих богословов, сила священнодействия таким образом ослабляется. К сожалению, сейчас мы пожинаем плоды этой редукции, потому что в сознании многих людей лишь священник совершает Литургию, лишь он молится, а все остальные только присутствуют при этом. На самом деле это не так – все молитвы во время Божественной литургии возносятся от лица всех собравшихся в храме. Каждому из нас следует знать и понимать их. Антифоны и ектеньи не заменяют священнические молитвы, но являются их продолжением.

После того как первый и второй антифоны «изобразили» Царство Божие с ветхозаветной точки зрения, третий антифон даёт новозаветную картину этого Царства, начиная её молитвою благоразумного разбойника о принятии нас в него: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи». Прежде всего, звучащие заповеди блаженства рисуют нам образ Самого Господа Иисуса Христа, в Его земной жизни до явления народу, проведённой в неизвестности Назарета. Эти блаженны изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа в Его нагорной проповеди (Мф. 5:1–12; Лк. 6:20–26). Пред мысленным взором слушающих пение одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие, чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений за исповедание Христова имени.

В конце пения блаженн совершается вход с Евангелием, так называемый малый вход, знаменующий, по общему мнению толкователей, Крещение и начало проповеди Спасителя, а также «вход святых» в Царство Небесное. Верующие приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном спасении. При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает Предтечу Господа – Иоанна, Евангелие – Самого Иисуса Христа.

В классических византийских литургических комментариях приводятся следующие символические интерпретации малого входа. Прп. Максим Исповедник усматривает в нем указание на Боговоплощение и шире на всё Домостроительство совершенного Христом спасения, а также на обращение людей от греха к праведности. В «Церковной истории» св. Германа I Константинопольского (VIII в.) малый вход объясняется как знак пришествия в мир Сына Божия в Боговоплощении. Николай и Феодор Андидские видят в малом входе символ Крещения Господня; св. Николай Кавасила – указание на явление Христа; блж. Симеон Солунский понимает малый вход как знак участия ангелов в служении Христа и в совершении Литургии, а также видит в этом символ Воскресения Господа.

Праздник Всех Святых. Малый вход на блаженнах. Скит Всех Святых.
Праздник Всех Святых. Малый вход на блаженнах. Скит Всех Святых.

«Блаженны»

Под «Блаженнами» (греч. μακαρισμοί) разумеются: во-первых, евангельские стихи о блаженстве (Мф. 5:3-12), обещанном от Господа за разные добродетели; во-вторых, особые песнопения (тропари), которые поются на Литургии за стихами о блаженстве. В этом последнем значении слово «Блаженны» чаще всего и употребляется в Типиконе и других богослужебных книгах. Тропари, читаемые или поемые со стихами о блаженстве, служат подтверждением, примером, свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству и уясняют силу заслуг Христовых.

Виды тропарей на блаженнах

Существующие циклы тропарей на блаженнах можно разделить на три категории: воскресные, будничные и праздничные. Самые древние – циклы воскресных тропарей на блаженнах (известны уже по греческим рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами будничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью константинопольских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе в конце последования на каждый день. В используемом ныне в Православной Церкви Октоихе для служб недель (воскресений) приведены по 8, для остальных дней седмицы – по 6 тропарей на блаженнах.

Праздничные тропари на блаженнах посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на блаженнах была распространена меньше, чем первые две; особые праздничные тропари на блаженнах встречаются только в некоторых рукописях (Минеях и Триодях). С XIV в., после повсеместного перехода на Иерусалимский устав (который знает только тропари на блаженнах Октоиха, а для праздников годовых кругов использует отдельные песни утренних канонов), жанр праздничных тропарей на блаженнах исчезает из литургических книг. В используемой ныне в Православной Церкви Цветной Триоди такие песнопения находятся в конце последования недели (т.е. воскресения), по 4 тропаря на блаженнах, но в Минее и Постной Триоди нет таковых. Однако некоторые последования все же имеют специальные тропари на блаженнах – например, службы «Всех святых, в земле Российской просиявших», «Мч. Иулиана Египетского» (в Минее Московского Патриархата опубликована 2-й под 21 июня).

Из Минеи и Триодей поются на блаженны праздничные тропари песней канона, положенного на утрени, именно 3 и 6 песни или иные, которые Типикон нередко назначает для пения или взамен блаженн Октоиха, или совместно с ними. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, в соответствии с нумерацией 3 и 6 часов, с которыми совершается Литургия. Эти времена дня особенно священны совершившимися в них таинствами смотрения: третий – сошествием Святого Духа на апостолов; шестой – пожрением (распятием) самого Спасителя на кресте. Если вникнуть в содержание песней канона, то мы увидим, что 3-я и 6-я песни (или их отдельные тропари) изображают скорбящих и потом получивших утешение и радость, подобно тому, как обещано в стихах библейских песней. Третья песнь канона имеет образцом песнь Анны: «Утвердися сердце мое во Господе». Шестая песнь имеет образцом песнь св. пророка Ионы: «Возопих в скорби моей ко Господу».

Структура циклов тропарей на блаженнах

Тропари на блаженнах относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из множества небольших песнопений. Группы тропарей на блаженнах имеют структуру, сходную со структурой канона.

1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. В рукописях он регулярно обозначается как ирмос (в отличие от современных печатных литургических книг). Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на блаженнах. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на блаженнах используется как ирмос тропарей на блаженнах в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на блаженнах утрени Великой пятницы – это воскресный ирмос тропарей на блаженнах 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на блаженнах в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др.

После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен. Троичен иногда отсутствует. Троичны – так же как и ирмосы на блаженнах – часто одни и те же для нескольких циклов. В древних славянских рукописях Октоиха троичен воскресных тропарей повторялся и в будние дни. В более поздних Октоихах появились разные троичны на каждый день; в современном печатном Октоихе остались некоторые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа – во вторник, воскресный троичен 6-го гласа – в субботу.

Антифоны: символика и структура. Блаженны

Пение тропарей на блаженнах на Литургии

По Иерусалимскому уставу, принятому в настоящее время в Православной Церкви, изобразительные антифоны на Литургии, когда они положены, поются с тропарями на блаженнах.

1-м на блаженнах всегда поется или 1-й тропарь Октоиха, утративший в современных книгах название «ирмос», или ирмос Минеи или Триоди. Если на блаженнах поются вместе несколько (2 или 3) циклов тропарей, то все, кроме 1-го, должны петься без ирмоса, аналогично порядку пения песней канона вседневной утрени.

В неделю (воскресенье), если на нее падает память святого без праздничного знака (у которых обычно не бывает блаженн), на блаженнах поются тропари Октоиха на 8. Если же день имеет шестеричный знак и выше, на блаженнах поется 10 тропарей – к тропарям Октоиха (которые тогда поются на 6) прибавляется 3-я (иногда 6-я) песнь утреннего канона праздника или памяти святого (на 4). Если же память празднуемого святого в неделю приходится на попразднство двунадесятого праздника, то тропари на блаженнах поются на 12: 4 Октоиха, 4 праздника и 4 святого; этот порядок соблюдается всегда, когда на блаженнах надо спеть 3 цикла тропарей.

В седмичные дни при знаке шестеричной службы на блаженнах поются 4 тропаря Октоиха и 4 Минеи из 3-й песни канона (иногда 6-й) на 4. Несколько святых с шестеричным знаком (6 сент., 16 янв., 20 июля) имеют и 3-ю, и 6-ю песни на блаженнах (блаженны Октоиха тогда отменяются совсем). В дни со славословием и выше положено петь песни 3-ю и 6-ю на блаженнах. Если святой или праздник имеет 2 канона на утрене, тогда 3-я песнь берется из 1-го, а 6-я – из 2-го канона.

В субботу, если служба святому не имеет праздничного знака, на блаженнах поются 6 тропарей Октоиха; если есть тропари на блаженнах, устав их пения тот же, что и в седмичные дни, только тропари святого поются прежде тропарей Октоиха (если последние вовсе не отменяются). В дни памяти святых, имеющих шестеричную службу, когда сначала на блаженнах поется песнь канона Минеи с ирмосом, а затем – тропари Октоиха, причем 1-й тропарь Октоиха (т. е. ирмос тропарей на блаженнах) опускается, по аналогии с каноном. Это правило прямо указано в московском старопечатном Типиконе 1641 г. под 7 сентября.

В попразднства двунадесятых праздников, большинства недель периода Пятидесятницы и праздника Преполовения на блаженнах тропари Октоиха отменяются и вместо них поются т. н. рядовые песни на блаженнах – песни праздничного канона (или 2 канонов) по очереди, начиная с 1-й. Распределение песен праздничного канона по дням попразднства подчинено определенным закономерностям. Если попразднство с отданием охватывает 8 дней, что достаточно для пропевания всех песен праздничного канона, тогда песни канонов поются все подряд – с 1-й по 9-ю, по одной в день. 8-дневное попразднство имеют Богоявление, Вознесение и Успение. Попразднство других праздников короче: Воздвижение – 7 дней, Рождество Христово, Пятидесятница, Преображение – 6 дней, Рождество Богородицы, Введение во храм – 4 дня. Сретение Господне может иметь разное количество дней попразднства (от 0 до 7 – это связано с тем, что праздник зависит от подвижного годового круга). Если дней не хватает, в первую очередь пропускаются песни, уже пропетые в день праздника или в 1-й день попразднства (у попразднств Рождества Богородицы и Введения). Для пропевания всех песней праздничного канона в случае недостатка дней песни соединяются друг с другом (например, 4-я с 5-й, 5-я с 6-й, 7-я с 8-й). В Типиконе избегаются соединения песней, разделенных на утрене ектениями (т. е. песни 3-я с 4-й и 6-я с 7-й никогда не соединяются), а также любых песней с 1-й и 9-й. Чаще всего объединяются 7-я и 8-я песни (видимо, потому, что соответствующие библейские песни тесно связаны друг с другом). Если же дней все равно не хватает для пропевания всех песен праздничного канона, то в первую очередь поются песни 3-я и 6-я, если они еще не спеты, а если спеты – то 9-я. В день отдания праздника обычно поется 9-я песнь. Рядовые песни попразднства на блаженнах поются на 6, с ирмосом. Если праздник имеет 2 канона, на блаженнах должны петься оба, при этом все равно на 6. Когда к тропарям рядовой песни на блаженнах прибавляются тропари празднуемого святого, тогда всего на блаженнах поются 8 тропарей: 4 праздника (только одного из канонов) и 4 святого. В недели при празднуемом святом в попразднство на блаженнах поются 12 тропарей.

В воскресные дни периода Пятидесятницы (кроме 1, 5, 7 и 8-й) тропари на блаженнах поются не на 10, а на 8 (воскресные на 4 и Триоди (из канона) на 4). Здесь современная русская практика сближается с современной греческой, по которой во весь год и в воскресные дни, и в будни при наличии на блаженнах песни из канона тропари Октоиха поются на 4 и песнь канона Минеи или Триоди на 4. В первопечатном московском Типиконе, наоборот, тропари Октоиха указано петь на 6 (и в будни), а песнь канона – на 4.

Поются блаженны особым напевом чередного гласа, близким к тропарному и канонному.

Антифоны: символика и структура. Блаженны

Современная практика

Для некоторых праздников – Рождества, Введения и Успения Пресвятой Богородицы, Благовещения и Сретения, а также для Обрезания Господня и недель Православия и Крестопоклонной – в Константинопольском Патриархате были составлены особые праздничные антифоны, тогда как в Русской Церкви в эти праздники продолжают петься изобразительные псалмы и блаженны. Также, действующий в греческом мире Типикон Г. Виолакиса впервые предписал пение пасхальных антифонов ежедневно до отдания Пасхи. Однако в Валаамском монастыре в данном вопросе придерживаются греческой традиции, пропевая на двунадесятые праздники особые праздничные антифоны.

Типикон Великой Церкви 1888 г. (составленный протопсалтом Георгием Виолакисом), который действует и поныне, полагает петь изобразительные лишь в воскресные дни, с восемью тропарями на блаженнах. Тропари берутся из Октоиха, или из Октоиха и Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство двунадесятых праздников или память великого святого. На Литургиях седмичных дней Типикон Г. Виолакиса предусматривает в качестве антифонов избранные стихи псалмов 91, 92 и 94, с припевами: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» к первому антифону, «Молитвами святых Твоих, спаси нас, Господи» ко второму и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» к третьему. Эти антифоны и припевы являются традиционными для константинопольского богослужения. Стоит заметить, что в Валаамском монастыре чаще всего в воскресения придерживаются указаний греческого типикона, т.е. блаженны поются на 8 независимо от знака праздника.

В приходской богослужебной практике изобразительные антифоны нередко вытесняют вседневные антифоны; данная практика получила распространение в Русской Церкви уже в XVIII в. Есть свидетельства о том, что в XIX в. на ранней Литургии (которая воспринималась как менее праздничная по сравнению с поздней) могли исполняться вседневные антифоны, а на поздней – изобразительные антифоны. Сейчас в Валаамском монастыре, когда служатся ранняя и поздняя Литургии, поступают именно так.

В современной русской традиции пение тропарей на блаженнах очень часто заменяется чтением (или тропари вообще опускаются), а поются одни блаженны (стихи).

Нигде в Литургии нет такого стечения специально-праздничных песней, какое представляют собою блаженны. Можно сказать, это самая праздничная часть Литургии. Поэтому иногда устав отменяет и антифоны двунадесятых Господских праздников для сохранения блаженн. К сожалению, обычно тропари на блаженнах опускаются. И это происходит на Литургии, службе такой краткой и настолько священной, что здесь менее, чем где-либо, позволительны пропуски. Опущение тропарей на блаженнах сводит праздничную Литургию на степень будничной, разоряет праздник. Ещё более делает это – чтение тропарей вместо пения.


Список использованных источников:

1. Скабалланович, М. Н. Толковый типикон [Текст] : объяснительное изложение Типикона с историческим введением / составил проф. Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 4-е изд. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 814, [1] с.

2. Никольский, К. Т. (1824-1910). Пособие к изучению Устава Богослужения Православной Церкви / протоиерей К. Т. Никольский. – [Репр. изд.]. – Москва : Изд. Совет Рус. Православной Церкви, 2008. – 901, [1] с .

3. Дмитревский, И. И. (1754-между 1822 и 1828). Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии : основано на Священном Писании, Правилах Вселенских и Поместных соборов и на Писании Св. Отцов Церкви / [И. Дмитриевский], сост. Иваном Дмитриевским. – Москва : О-во сохранения лит. наследия, 2009. – XLII, 418, [3] с.

4. Никодим (Милаш Николай Трифонович; еп. Далматинский; 1845-1915). Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2. – [Репр. Изд.]. – М. : Отчий дом, 2001. – Т. 1. – 649, [3] с.

5. Печатнов, В. В. Божественная литургия в России и Греции : сравнительное изучение современного чина / В. В. Печатнов ; под общей ред. доктора богословия, проф. Панайота И. Скальциса. – М. : Паломник, 2008. – 362, [3] с.

6. Уминский, А. Божественная литургия [Текст] : объяснение смысла, значения, содержания / протоиерей Алексей Уминский. – М. : Никея, 2018. – 158, [1] с.

7. Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич; митр. Саратовский и Вольский; 1880-1961). Беседы о Литургии / митрополит Вениамин (Федченков). – М. : Правило веры, 2007. – 77, [2] с.

8. Коляда, Е. И. Антифон / Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 2. – С. 554-560.

9. Лукашевич, А. А. Блаженны / А. А. Лукашевич, А. А. Турилов, З. М. Гусейнова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 5. – С. 347-352.

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+3°
20.10.2020
Ветер
0.9 м/с,
Осадки
0.0 мм
Давление
762.1 мм рт. ст.
Влажность
85%