Седмичный и годовой круги богослужения

В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения двух других богослужебных кругов: седмичного и годового подвижного и неподвижного.
06.07.2020 Трудами братии монастыря  473

Божественная литургия на 15-летие архиерейской хиротонии епископа Панкратия. Владимирский скит. Росписи на заднем плане: Собор русских святых (входит в годовой подвижный круг богослужения).
Божественная литургия на 15-летие архиерейской хиротонии епископа Панкратия. Владимирский скит. Росписи на заднем плане: Собор русских святых (входит в годовой подвижный круг богослужения).

В состав ежедневно совершаемых служб суточного круга в зависимости от наличия или отсутствия праздника включаются песнопения и чтения двух других богослужебных кругов: седмичного и годового подвижного и неподвижного.

Седмичный или недельный круг богослужения – это цикл памятей, распределенных по дням недели. Началом и центром седмичного круга является воскресный день, посвященный Воскресению Христову. К прочим дням могут быть приурочены те или иные памяти святых или событий священной истории. В современном православном богослужении на каждый день недели приходится по две литургические темы:

  • в понедельник – покаянная и Небесных Сил,
  • во вторник – покаянная и святого Иоанна Крестителя,
  • в среду и пятницу – Креста Христова и Пресвятой Богородицы,
  • в четверг – святых Апостолов и святителя Николая, архиепископа Мирликийского,
  • в субботу – всех святых и заупокойная.

Формирование седмичного богослужебного круга восходит к ветхозаветному почитанию субботы. В христианском богослужении особое отношение к субботе сохранилось, но первенствующее место в седмичном круге закрепилось за Днем Господним – воскресеньем. Остальные памяти седмичного круга были закреплены за соответствующими днями постепенно. В разные исторические периоды и в рамках литургических традиций даже в одном обряде набор памятей для седмичных дней мог сильно различаться, современная система окончательно сложилась к XI в.

Седмичный и годовой круги богослужения
Годовой подвижный круг богослужения сформировался вокруг праздника Пасхи. Поскольку дата христианской Пасхи связана с еврейским лунным календарем, праздники и памяти подвижного цикла выпадают в разные годы на разные даты солнечного календаря, принятого в древности в Римской империи, а впоследствии и во всем мире. В христианском богослужении за многие века его развития сложился целый комплекс воспоминаний, приуроченных к периоду Великого поста, служащего приготовлением к Пасхе и следующему за ним периоду Пятидесятницы. В православной традиции книгами, содержащими тексты годового подвижного круга, являются Триоди, Постная и Цветная.

Годовой неподвижный круг богослужения представляет собой цикл воспоминаний, привязанных к различным календарным датам в течение года. В основе лежит римская календарная система. Его формирование началось во II-III вв. с почитания дней памяти мучеников, а также праздников Богоявления и Рождества Христова. После IV в. число памятей этого богослужебного круга стало быстро увеличиваться. В современной православной традиции число памятей годового неподвижного круга настолько велико, что нет ни одного дня без воспоминания какого-либо святого или праздника, многие дни имеют даже несколько памятей, поэтому была создана система обозначений степени праздничности каждой памяти. В православном богослужении основными книгами, содержащими песнопения и чтения годового неподвижного круга, являются служебные Минеи. Соединение песнопений и чтений, относящихся к разным богослужебным кругам, регулируется богослужебным уставом – Типиконом.


Богослужебный круг // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 5. – С. 536.

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео