Проповедь иеромонаха Никона в Неделю святых отцов I Вселенского собора

В день памяти утверждения истины Божества нашего Господа уместно подумать о том, насколько глубоко и сердечно мы верим в эту истину, и как влияет эта вера на нашу жизнь.
28.05.2023 Трудами братии монастыря  632

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные отцы, братия и сестры, сегодня, в неделю празднования памяти святых отцов I Вселенского Собора, мы воспоминаем важнейшее событие Святой Православной Церкви — утверждение и провозглашение богодухновенным соборным разумом истины, которую всегда, везде и всюду хранила Святая Церковь, что Иисус Христос есть совершенный Бог, единосущный Богу-Отцу Небесному. Собор навсегда анафематствовал тех, кто унижает Господа Иисуса Христа, кто не считает Его равным Богу-Отцу, кто считает, что Иисус Христос есть создание Бога-Отца: и не важно, насколько они Его принижают, называя Его богоподобным творением, или просто святым человеком. Христос не есть творение, а есть Бог, имеющий одну и ту же природу с Богом-Отцем, имеющий в полноте все, что имеет Бог-Отец, как и сказал Своим ученикам: "Я и Отец — одно" (греч."ἐγώ καί ὁ πατήρ ἕν ἐσμεν", буквально — "Я и Отец одно Мы есть" Ин. 10:30).

Люди, которые не разделяют эту истину, не почитают Господа нашего Иисуса Христа истинным Богом, не являются христианами, — их именуют арианами, по имени главного ересиарха Ария, александрийского священника, смутившего всю Церковь в IV веке. По большому счету арианство – это даже не ересь, то есть не искажение христианства, — оно есть отрицание христианства, которое всегда, везде и всеми утверждало, что Иисус Христос есть Бог единосущный и равночестный Богу-Отцу и Богу Святому Духу. То есть, Бог наш есть Троица Лиц имеющих единую и единственную нераздельную божественную сущность. Говоря слово "Бог", христиане указывают на единую и единственную божественную сущность или природу; а, произнося "Отче наш" имеют ввиду одно из трех Лиц или Ипостасей. По учению отцов, в Троичной жизни имеет место определенный порядок; Бог Отец есть причина (греч. αἰτία) и начало (греч. ἀρχή) Божества в Троице, а также начало личного бытия Сына и Святого Духа. Поэтому христиане являются истинными единобожниками. Разумеется, глубина созерцания Святой Троицы безконечна, как безконечен Сам Бог, и мало доступна уму, не просвещенному божественной благодатию, а потому это созерцание, в большей части, достояние святых и, в основном, это занятие будущего века.

Сегодня уместно нам подумать над тем, как твердо и глубоко мы, христиане, веруем в ту истину, что Иисус не только совершенный Человек, не только Учитель, не только пророк, не только Мессия, то есть Христос, но и совершенный Бог, вместе со Отцем и Святым Духом — Творец неба и земли. Насколько глубоко мы восприняли эту истину? Убедились ли мы, крещеные, читая Евангелие, внимая божественным словам и делам Спасителя, читая жития святых, познавая догматы нашей веры — уверовали ли мы со апостолами, что Христос есть Сын Бога живаго, что Он Бог Израилев, что видевый Его видел и Отца? Или, подобно некоторым Его последователям, усомнившись, отошли от Него в смущении? Это не простой вопрос. Нередко, говоря, что мы веруем во что-то, оказывается, что мы веруем не глубоко, поверхностно. В уме есть некая уверенность, говорим в себе "вернее всего это так". Иногда даже это больше похоже на допущение. Но, такая вера ума не проникает в нас настолько глубоко, чтобы она меняла нас, наши дела, изменила нашу жизнь. Такая вера ума, не проникает в нашу сердцевину, наше сердце — в место, где совершается принятие решений, где находится самое дорогое и значимое для нас. В нас не возникает доверия Богу даже тогда, когда над нами Бог совершал чудеса. Не к нам ли тоже обращены слова: "маловере, почто усумнелся еси" (Мф. 14:31). Вера не охватила нас целиком: ум, душу, сердце — всего человека, всю жизнь, вера не стала верностью.

Можем ли мы сравнить нашу веру с верой праотца Авраама, который приносил в жертву единородного любимого сына, через которого должно было исполниться Божие обещание, Божие предназначение? Авраам доверился словам Божиим больше, чем своему, по-земному, здравому смыслу, больше, чем своей земной логике, больше, чем своей земной любви к сыну. И потому он приобрел от Бога небесный ум, небесный смысл, небесную любовь и назван Богом отцом верующих. Такой веры ждет от нас Бог, но такая вера не дается за греховную жизнь, но за жизнь по правде Божией. Жизнь по Богу подает человеку благодать Божию, а благодать дает силу еще больше, еще глубже веровать, глубже единиться с Богом, глубже обоживаться.

Празднуя память отцов, отстоявших правую веру, нам не стоит превозноситься своей верой, но более заботиться о том, насколько глубока эта правая вера в нас. Это легко проверить на опыте исполнением заповедей Христовых. Не думайте, что углублять веру через исполнение Христовых заповедей – дело только монашествующих. Вот, что говорил прп. Иоанн Лествичник на это: "Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, — говорит Преподобный — спросили меня, говоря: «Как мы, живя с женами и сплетаясь мирскими попечениями, можем подражать житию монашескому?» Я отвечал им: «Все доброе, что только можете делать, делайте: никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части и будьте довольны оброками жен ваших. Если так будете поступать, то недалеко будете от Царствия Небесного".

Слова эти, — суть повторение слов Божиих, повторение евангельских поучений Христа. Понудим себя братия и сестры, уподобиться Аврааму и принять слова Божии так же глубоко в свое сердце, как и он, понудим себя помнить и исполнять их. Не один раз сделать и забыть, а, как говорил прп. Иоанн Лествичник, всегда "так поступать", то есть так жить. Веру, как говорил св. Игнатий, надо выражать, доказывать ее жизнью. А для неверующих – совет от прп. Силуана Афонского: “Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: "Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою". И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит”. Аминь.

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+7°
сегодня в 18:04
Ветер
0.9 м/с, Ю
Осадки
0.8 мм
Давление
759.0 мм рт. ст.
Влажность
93%