Когда на Ладоге впервые появились паровые суда (часть первая)

Паломничество на Валаам было одной из главных причин возникновения пароходного флота на Ладожском озере. Представляем Вашему вниманию статью о том, как начиналось паровое судоходство на Ладоге.
05.10.2023 Александр Трубин  1 722
Лайнер
Лайнер "Walamo"
Первый российский пароход был построен в 1815 году в Санкт-Петербурге Чарльзом Бердом, сподвижником шотландского инженера Гаскойна. С тех пор строительство судов на паровой тяге и маршруты их плавания стали интенсивно расти.
На Ладогу первый пароход заглянул в 1830 году, однако регулярная пароходная линия возникла только спустя 12 лет, после создания в 1842 году «Общества Ладожского пароходства». Можно предположить, что ее появление было вызвано двумя основными факторами: активным освоением ладожского побережья Карельского перешейка преуспевающими петербургскими дачниками и ростом паломничества в Коневецкий и Валаамский островные монастыри.

К 1846 году эти рейсы стали регулярными, и газеты того времени извещали:

«Пароход „Валаам“ отходит из Шлиссельбурга в озеро по понедельникам и пятницам в 5 часов пополудни, а возвращается в Шлиссельбург чрез три дня, по четвергам и понедельникам поутру». Точное время прибытия, как видим, не указывалось: в пути всякое могло случиться…

Владимир Маковский
Владимир Маковский "На пароходе"

До Шлиссельбурга, расположенного в истоке Невы, пассажиры могли добраться или по суше на извозчиках, или на речном пароходике. Но уже вскоре суда стали отходить в Ладогу от Смольнинской набережной Петербурга, направляясь по маршруту: остров Ковенец — Кексгольм (ныне Приозерск) — Валаам — Сердоболь (Сортавала) и обратно.

Современники так описывали отправление парохода:

«Когда в 9 часов утра зазвонил колокольчик, толпа провожающих сошла на берег. Черный дым заклубился столбом, пар завизжал, колеса завертелись. Пароход двинулся мимо невских берегов, фабрик и заводов, усадеб и дач, сел и деревень…давая возможность полюбоваться красноречивыми видами, напоминающими о русской и шведской старине».

Стоимость проезда в один конец была вполне демократичной, дети до 12 лет имели право на билет в полцены.

Цены на проезд по маршруту: Санкт-Петербург — остров Ковенец — Кексгольм (ныне Приозерск) — Валаам — Сердоболь (Сортавала) и обратно
Цены на проезд по маршруту: Санкт-Петербург — остров Ковенец — Кексгольм (ныне Приозерск) — Валаам — Сердоболь (Сортавала) и обратно

Кроме того, пассажир мог бесплатно провести кладь весом до 40 фунтов (18 кг). Но «за собаку, которая должна быть на привязи, под наблюдением хозяина, и ни в каком случае не в каютах», владелец был обязан заплатить как за два пуда багажа (32 кг).

Любопытный момент, о котором написал писатель Василий Немирович-Данченко, старший брат известного театрального деятеля, посетивший на таком пароходе Валаам. На подходе к острову он разговорился с двумя мужиками-трудниками, и один поведал: «Иноки свою таможню здесь поставили, чтобы богомольцы отнюдь не возили вина и табаку в монастырь. Строгая у них таможня. В портки залезают, сапоги скидывать приказывают. Все выищут». А другой добавил: «Обмануть-то можно: подгони к пароходу лодку, привяжи бочонок с вином веревкой к днищу и плыви на берег…».

С 1860 года по Ладоге стал ходить пароход «Walamo». Вообще пароходов с таким названием на Ладоге за этот период истории судоходства было несколько. Одни имели имена на русском — «Валаамъ», другие — на финском. А после обретения Финляндией независимости в 1918 году все названия стали писаться латиницей, что внесло некоторую путаницу в статьях современных русскоязычных краеведов.

Валаамский пароход
Валаамский пароход "Сергий"

«Walamo» был новеньким 48-метровым лайнером водоизмещением 178 тонн, построенным в 1856 году в Англии. Его корпус походил на обводы клиперов — парусных судов XVIII века, прозванных за скорость «выжимателями ветра». Он нес две скошенные назад мачты с парусным вооружением и паровую 100-сильную машину, приводившую в движение два гребных колеса. Современники сразу же стали называть это красивое, удобное и вместительное судно «королевой Ладоги».

Однако эта красавица в 1875 году умудрилась с полного хода наскочить на подводные камни и затонуть. В следующую навигацию «Walamo» удалось поднять, и судно прослужило на Ладоге до 1895 года, а затем стало бороздить просторы Каспийского моря.

Несмотря на частые аварии, пароходство на Ладоге продолжало бурно развиваться. В навигацию 1856 года по озеру ходили уже 10 пароходов, а к 1890 году паровой флот бассейна насчитывал 127 судов.

Остается добавить, что в 1858 году Александр II посетил Петрозаводск необычным для государя образом — на пароходе «Ильмень». А в 1861 году был дан старт регулярным рейсам между Петрозаводском и столицей империи через Ладожское озеро.

Пристань в Петрозаводске
Пристань в Петрозаводске


По материалам сайта factornews.ru

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 438391

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+22°
сегодня в 21:27
Ветер
0.0 м/с, ВЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
759.2 мм рт. ст.
Влажность
80%