Письма эти касаются многих проблем церковной жизни русской диаспоры во Франции и, вообще, русской эмиграции как явления. Иеромонах Афанасий описывал причины юрисдикционных споров, проблемы в Сергиевском Богословском институте, конфликты между иерархами и др. Он был своего рода корреспондентом, державшим валаамское монастырское начальство в курсе событий. Подробно описывая суть разногласий, в какой-то момент он, видимо, устал от них и с головой ушел в пастырскую работу, с любовью описывал жизнь эмигрантских общин, которые окормлял. Во время перехода митрополита Евлогия в Константинопольский Патриархат, иеромонах Афанасий не смог примириться с разрывом с Русской Церковью, и полагал, что лучше возвратиться на Валаам, однако этим планам не суждено было сбыться.
В публикации представлены 11 писем иеродиакона, затем иеромонаха Афанасия (Нечаева) своему старцу иеросхимонаху Ефрему (Хробостову). Они хранятся в Национальном Архиве Республики Карелия (НАРК) в фонде Валаамского монастыря [1].
Иеросхимонах Ефрем (Хробостов Григорий Иванович, 1871–1947), происходил из крестьян Костромской губернии, его крёстной матерью была великая княгиня Александра Петровна, супруга великого князя Николая Николаевича (старшего), впоследствии принявшая постриг с именем Анастасия. Он поступил в Валаамский монастырь в 1883 г., был зачислен послушником в 1894 г., в монашество пострижен в 1895 г. с именем Георгий, рукоположен во иеромонаха в 1899 г. В 1919 г. принял схиму и удалился в скит во имя Смоленской Божией Матери. В 1925 г. Финляндским Церковным управлением был назначен временно исполняющим обязанности духовника монастыря. В 1927 г. был избран на эту должность большинством голосов братии. Скончался в 1947 г. уже на Новом Валааме, куда братство эвакуировалось в 1939-1940 г. вследствие зимней войны.
Будущий архимандрит Афанасий, в миру Анатолий Иванович Нечаев, родился 31 апреля 1886 г. в с. Любятино Пензенской губернии в семье священника. Окончил по 1-му разряду Пензенское духовное училище в 1900 г., а в 1905 г. по 2-му разряду – Пензенскую духовную семинарию. Известно, что 27 ноября 1906 г. был принят псаломщиком в церковь слободы Городок в Пензенском уезде [2]. Священником он не стал. Потеряв веру, но не нравственно-евангельский идеал, усвоенный им в благочестивой семье, он увлекся активной деятельностью по народному просвещению. Работал простым рабочим, потом, на железной дороге в Москве, пережил период духовных сомнений. Незадолго до революции, в которой не участвовал, в Петрограде встретил друга по семинарии, общение с которым помогло ему вернуться к вере. В годы Первой Мировой войны служил миссионером «Армии Спасения», однако, разочаровавшись, эмигрировал в Финляндию в 1923 г. Архимандрит Афанасий оставил воспоминания о своем жизненном пути [3]. Сохранились воспоминания о нем и его духовного сына митрополита Сурожского Антония (Блума) [4].
В Финляндии, на карантине в Келломяках, Анатолий встретил четырех валаамских монахов с Петроградского подворья, пригласивших его на Валаам. Ощущая себя светским миссионером, а не иноком, он отказался и два с половиной года изучал шведский язык, занимаясь миссионерством и «вращаясь в протестантском мире». Поняв, «что один в поле не воин», вспомнил о приглашении и приехал на Валаам осенью 1925 г. Два месяца жил в монастыре паломником. Нес послушания переводчика на экскурсиях, рубил и пилил лес, работал на молотилке [5]. Вынужден был покинуть монастырь, т.к. светские власти не дали разрешения иностранцу на проживание в прифронтовой зоне. Тогда он решился принять монашество, что давало возможность «получить право жительства на Валааме», обратился за содействием к архиепископу Герману [6] и получил рекомендацию от него. После личного обращения к губернатору тогда председателя церковного управления протоиерея Сергия Солнцева [7], получил разрешение от властей. С февраля по лето 1926 г. официально проживал в Валаамском монастыре как послушник-богомолец, без занесения в Формулярную ведомость. Пел на клиросе. Ярко проявил себя летом 1926 г. при подготовке к проведению на Валааме съезда певческих обществ балтийских и скандинавских стран, принявшего 15 000 гостей. Анатолий привлек к организации съезда своих светских друзей-миссионеров. И монастырское начальство, и местное Церковное управление увидели в нем потенциал, и в том же 1926 г. пригласили участвовать в первом ежегодном съезде финляндского православного духовенства. Церковное управление предложило ему подготовить доклад о «постановке просветительского дела на приходах» [8]. В докладе он рекомендовал организовать катехизаторскую школу, издавать миссионерский листок и учредить должность разъездного миссионера.
2 августа 1926 г. Анатолий направил прошение игумену Павлину [9] с просьбой благословить его на учебу в «Академию» в качестве «питомца монастыря», с тем, чтобы по окончании курса вернуться [10]. Осенью 1926 г. прибыл в Париж и поступил в Свято-Сергиевский богословский институт. В Париже он подчинялся митрополиту Евлогию, который при поступлении в институт поручил его епископу Вениамину (Федченкову). 4 декабря 1926 г. на Сергиевское подворье в Париже Анатолий был пострижен в монашество. 6 декабря того же года был рукоположен во иеродиакона. 30 октября 1927 г. – во иеромонаха. 27 мая 1928 г. иеромонах Афанасий был назначен священником обители «Нечаянная Радость» в предместье Ливри-Гарган под Парижем [11]. В. Кузнецов в своем справочнике пишет, что лишь временно исполняющим пастырские обязанности [12]. В Ливри-Гарган иеромонах Афанасий служил до 1 мая 1931 г. И именно к этому периоду относятся представленные ниже письма.
Настоятельницей обители-приюта «Нечаянная Радость» была монахиня Евгения (Митрофанова) [13], по чьему почину обитель была учреждена. О монахине Евгении довольно нелицеприятно отзывался митрополит Евлогий, замечая, что ей не удалось наладить отношения с персоналом, а ее чрезмерная требовательность отталкивала детей от церкви, некоторые из них из школы выходили менее религиозными, чем поступали. «Я старался помирить м. Евгению с очередным священником — тщетные усилия… Обычно она тем яростней возмущалась им, чем тверже я настаивал на примирении» [14], — вспоминал митрополит. В письмах иеромонах Афанасий часто упоминал монахиню Евгению, но нигде не осуждал ее. Помимо служб в обители он настоятельствовал в православном приходе г. Тур и в приписной общине г. Анжер.
В начале 1930-х гг., когда управлявший русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Европе митрополит Евлогий перешел вместе с клиром в Константинопольский Патриархат, отказавшись подтвердить свою лояльность советской власти, иеромонах Афанасий вместе с епископом Вениамином и немногочисленной группой прихожан продолжил подчиняться Московской Патриархии. На Пасху 1931 г. митрополитом Литовским и Виленским Елевферием (Богоявленским), назначенным на место митрополита Евлогия, был освящен домовой храм на ул. Петель в честь Трех Вселенских Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, второй алтарь – в честь свт. Тихона Задонского. Со временем храм получил статус Патриаршего подворья и стал известен как Трехсвятительское подворье. До отъезда епископа Вениамина в США он возглавлял этот приход, а иеромонах Афанасий, с 1932 (1933?) г. – архимандрит, был его помощником. С 1933 г. и до своей кончины в 1943 г. настоятелем подворья был сам архимандрит Афанасий. Он также был назначен благочинным приходов Московской Патриархии во Франции. В 1936 г., чтобы ближе познакомить европейцев с православием, он основал монашеско-миссионерское братство. Во время Второй мировой войны был активным участником движения Сопротивления, в оккупированном Париже помогал евреям, за что дважды арестовывался гестапо. Скончался архимандрит Афанасий у себя в келье [15], от онкологии, по воспоминаниям монахини Геновефы [16], в часовне на подворье прошло отпевание. Похоронили его на одном их пригородных парижских кладбищ. Через пять лет, после окончания войны, нужно было перенести прах на Русское кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа. Перенесением занимался протоиерей Борис Старк и засвидетельствовал, что тело архимандрита Афанасия оказалось не тронутым тлением, поверх тела лежала икона прпп. Сергия и Германа Валаамских [17].
Нижеприведенные письма относятся к периоду, когда был разгар юрисдикционных споров и вся эмиграция была потрясена внутрицерковными разногласиями. По оценке современников, архимандрит Афанасий «очень много сделал в духовном воспитании западного духовенства. Его широта души и евангельский подход к жизни помогали ему… понять очень многое. Монашество в Русской Патриаршей Церкви [за границей] всецело обязано ему. Он был его вдохновитель и создатель. Это он организовал монашеское общежитие Св. Дионисия и Св. Серафима, он воспитал Иеромонаха Серафима (Родионова), подготовил о. Дионисия Шамбо к монашеству, привлек к Церкви брата Иоанна Петерфали. Если западное монашество и стало оформляться после его смерти, то несомненно невидимо он принимал и принимает участие в его создании» [18].
Письма дают возможность приблизиться к пониманию этой незаурядной личности, неутомимого труженика на ниве пастырства, мужественного человека, боголюбивого молитвенника, человеколюбца и подвижника, до конца жизни помнившего первую приютившую его обитель.
Письма приведены в современной орфографии с сохранением особенностей авторского текста, раскрыты сокращения слов – отец, монах, Епископ, Владыка. В квадратных скобках приведены слова, которые трудно разобрать или которые пропущены, а также даты, вычисленные опосредованно. Незначительные пропуски текста обозначены угловыми скобками, подчеркивания в тексте присутствуют и в оригинале.
1.
Письмо иеродиакона Афанасия (Нечаева) иеросхимонаху Георгию (Хробостову)
2 января 1927 г. [Париж]
Милый и дорогой батюшка, старец мой Отец Ефрем!
Я хотел бы писать Вам каждый день или еще чаще, ибо чувствую, что живу общею с Вами жизнью, одними интересами, и всё что имею и переживаю считаю общим с Вами достоянием. Наверное, это по молитвам обо мне Вашим дает Господь такую благодать мне – чувствовать любовь Вашу и жить одною с Вами жизнью. Написал сейчас письмо брату Алексею [19], но всего, что хочется передать, через него не передашь, а потому лучше уже вложу его письмо в Ваше и Вас попрошу передать ему.
В последних письмах к отцу Игумену и к Вам я хотел поставить вопрос о приезде на Валаам Владыки Вениамина [Федченкова] на практическую почву, то есть, чтобы отец Игумен или Вы написали ему пригласительное частное письмо. [Среди] общих мотивов за необходимость этого [ничуть] не откладывая в долгий ящик прибавился на днях еще один. В одной беседе со студентами (в кругу более близких к нему лиц) Владыка Вениамин высказал свое предложение поехать летом со студентами в миссионерскую поездку по беженцам. Куда именно – не сказал, но прямо сказал так: «Вот у меня возник вопрос: как использовать лето. Вот, если бы я, скажем, поехал на Валаам, то там я бы отдохнул, конечно, но и время провел бы, так сказать, парадно, а вот наши беженцы живут в страшной нужде и лишены всякой духовной помощи. Вот у меня и явилась мысль, не поехать ли нам с Вами к ним с миссионерской целью».
Эта мысль у него еще сырая, но отсюда надо сделать тот вывод, что может быть придется и убеждать Владыку, склонять его к признанию большей важности и необходимости поездки на Валаам. Вы, конечно, это сами хорошо всё учтете, почему я и считаю необходимым сообщить Вам это.
Отцу Харитону [20] послал я изложение очень интересной лекции Иванова [21]. Если Вы прочтете ее, то я добавлю еще, что он винил русскую [Царицу] в вопросе о Распутине в том, что она оказалась в то время духовно [нечуткой] к распознанию святости от одной видимости ея.На днях было у нас с Владыкой совещание об отношении нашем к студенческому движению. Владыка считает эту форму христианской жизни нисшей, но неизбежной ввиду ослабления веры в молодежи. Нам же он не рекомендует близко ходить туда, а только поддерживать дружество и сочувствие.
На днях посетили нас русские скауты и я, по просьбе Владыки, вел беседу с ними за чашкой чая. Я рассказал им всё о Вас и Вашем ските. Они очень, очень были довольны. Я сказал, что пошлю Вам привет от них, а Вы им пришлите свое благословение.
Вручаю себя Вашим молитвам. Ваш недостойный отец Афанасий.
Материал подготовлен на основе публикации в журнале «Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2023. Вып. 113. С. 143–170». Автор: Шевченко Татьяна Ивановна, кандидат богословия, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Москва
[1] Автор выражает благодарность директору ГБУ НАРК Александру Николаевичу Морозову и сотрудникам архива за содействие в работе с фондами.
[2] НАРК. Ф. 762. Оп.1. Д. 224 (Документы послушника Анатолия Нечаева, выданные ему для поступления в Парижский богословский институт. 17 авг. 1925 г. – 30 июл. 1926 г.)
[3] Афанасий (Нечаев), архим. От Валаама до Парижа. М. 2011. С. 7-12. Первая публикация: Приходской Вестник [Лондон]. 1953. № 1, 2.
[4] Антоний (Блум), митр. Об архимандрите Афанасии (Нечаеве) // Афанасий (Нечаев), архим. Указ. соч. С. 203-212. Впервые опубл.: Митр. Сурожский Антоний. Проповеди и беседы. Париж, 1976.
[5] Афанасий (Нечаев), архим. Указ. соч. С. 15-18.
[6] Герман (Аав), архиепископ (1878-1961). Епископ Сортавальский, викарий Финляндской епархии (1922-1925). Архиепископ Карельский и Финляндский (1925-1960).
[7] Сергий Федорович Солнцев (1867– март 1933), протоиерей – один из ведущих сторонников автокефалии Финляндской Православной Церкви. Входил в Финляндское Церковное Управление, был заместителем председателя. В 1923 г. возглавлял делегацию к Константинопольскому Патриарху, добившуюся отделения от Русской Церкви. Активно поддерживал финнизацию.
[8] Афанасий (Нечаев), архим. Указ. Соч. С. 40.
[9] Игумен Павлин (Мешалкин, 1866-1935), схиархимандрит Павел (1935). Настоятель Валаамского монастыря (1918-1933).
[10] Онуфрий (Маханов), иеродиак. «Причал молитв уединенных»: Валаамский монастырь и его покровители преп. Сергий и Герман. СПб.: Царское Дело, 2005. С. 681.
[11] Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2007. С. 87.
[12] Кузнецов В. А. Русское православное зарубежное монашество в XX веке: Биографический справочник. Екатеринбург: Барракуда, 2014. С. 74-76
[13] Евгения (Елизавета Константиновна Митрофанова (Турау), † 1959), игумения. Родилась в семье сенатора, вышла замуж за ректора Варшавского университета Митрофанова. Овдовела. Во время гражданской войны возглавляла организацию помощи белым офицерам «Белый крест». Эмигрировала в Константинополь, где приняла монашество. Оказалась во Франции в 1926 г., возглавив новоорганизованный женский монастырь «Нечаянная радость» в Лаври-Гарган. Игумения (1930). После закрытия обители в 1934 г. переехала в Иерусалим, где и скончалась.
[14] Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 516-517.
[15] Чтобы не подвергать опасности прихожан, архимандрит Афанасий снял небольшой дом на окраине Париже, в котором укрывал нуждавшихся в укрытии. Там же была его келья – самая маленькая комната в доме.
[16] Геновефа (Вера Алексеевна Лаврова). См.: Геновефа [(Лаврова)], мон. Воспоминания об архимандрите Афанасии (Нечаеве) // ЖМП. 1985. № 11. С. 76-79.
[17] Старк Борис, [прот]. По страницам Cинодика // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. М.: Студия ТРИТЭ; Рос. Архив, 1994. Вып. 5. С. 622.
[18] Цит. по: Кузнецов В. А. Указ. Соч. С. 74–75.
[19] Алексей Борисович Мещерский, князь (1854–15.01.1928). Эмигрировал в 1918 г. Проживал во Франции. В 1926 г. поступил в Валаамский монастырь в Финляндии. За месяц до кончины принял монашество с именем Сергий. Погребен на старом монастырском кладбище на Валааме.
[20] Харитон (Дунаев, 1872–1947), схиигумен. Поступил в Валаамский монастырь (1894). Пострижен в монашество (1905). Эконом монастыря (1909). Иеромонах (1910). В 1933 г. утвержден Финляндским Церковным Управлением в должности настоятеля. При нем в 1939−1940 гг. прошли эвакуация монастыря в глубь Финляндии и устроение нового монашеского поселения в Папинниеми. Автор нескольких книг. Незадолго до кончины принял схиму.
[21] Петр Константинович Иванов (1876—1956) – русский религиозный писатель, деятель русской эмиграции. В 1923 г. эмигрировал в Германию. С 1924 г. в Париже. Был прихожанином церкви, подчинявшейся митрополиту Евлогию. В 1925 г. издал книгу «Смирение во Христе». В 1949 г. – «Тайна святых — введение в Апокалипсис». Обвиняется в модернизме, т.к. критиковал иерархию и Церковь, как учреждение. Скончался в Сан-Рафаэле на юге Франции.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481252