Широкий поток богомольцев и просто путешественников был прерван началом Первой мировой войны, последующей Октябрьской революцией и отделением Финляндии (вместе с Валаамским архипелагом) от России. Граница между буржуазной Финляндией и революционной Россией прошла по Ладожскому озеру, разделив его надвое. С 1918 года на Валааме разместился крупный военный гарнизон финской береговой артиллерии. В России и Финляндии бушевала гражданская война. Несколько лет паломников на Валааме практически не было.
Лишь с середины 20-х годов ХХ века в обитель преподобных Сергия и Германа вновь начали притекать верующие. Теперь это, прежде всего, русские эмигранты, осевшие в Прибалтике и странах Скандинавии. Валаам – чудом сохранившаяся частичка Святой Руси – приобрел для них совершенно особое значение.
Валаамское старчество, традиционно достаточно закрытое, направленное на окормление собственной иноческой братии, словно «открылось» миру. Схиигумены Иоанн (Алексеев) и Феодор (Пошехов), иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Ефрем (Хробостов), Лука (Земсков) исповедуют, утешают, назидают и вдохновляют соотечественников, оказавшихся в изгнании, изнывающих под гнетом обрушившихся на них скорбей.
«Много у нас на душе мирских тягостей. Бьет нас волна за волной. Нет где голову приткнуть. (…) Вот и вспоминаем Св. Монастырь Валаам как Мать родную, где мы действительно находили утешение и спокойствие». Эти слова из эмигрантского письма в полной мере отражают настроение православных паломников того времени. Монастырь, по мере своих сил, старался помогать нищим «беженским» приходам и материально: церковная утварь, богослужебная литература, ноты отправлялись в православные общины Парижа и Гренобля, где их нехватка особенно остро ощущалась.
Иеромонах Памва в качестве «посланца валаамской обители» совершал частые визиты в православные монастыри и приходы Латвии и Эстонии (эти республики с 1918 по 1939 годы тоже имели государственную независимость), где его нежно любили и всегда с нетерпением ждали. В ответ организовывались паломничества на Валаам. Именно тогда стали практиковаться получившие большое распространение в наши дни «организованные паломнические поездки» – целыми приходами во главе со священником, товариществами или отрядами (если в монастырь отправлялись дети – как правило, члены Союза русских скаутов).
В 1937 году Валаам посетил бухгалтер из Таллина, активный член Русского христианского студенческого движения - Михаил Ридигер. Эта поездка произвела на него столь сильное впечатление, что в следующие годы (1938 и 1939) он вновь совершил паломничества в обитель, но уже с женою Еленой и сыном Алексеем.
Девяти, а затем – десятилетний отрок, как и отец, горячо полюбил древний Валаам. Приглянулся благочестивый мальчик и валаамским старцам. Особенно теплые отношения сложились у него с архивариусом, монахом Иувианом (Красноперовым), завязалась переписка. Более полувека спустя Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (тот самый «милый и дорогой мальчик Алеша», которому посылал о. Иувиан образки и духовные стихи, о котором сугубо молился во время его детских болезней), вспоминая то время, напишет: «Во многом эти два посещения Валаама определили мой будущий жизненный путь».
Известность Валаама в среде русской эмиграции способствовала тому, что вновь, как и прежде, начали публиковаться художественные произведения, посвященные «Северному Афону» (очерки Ивана Савина, Михаила Янсона, Сергея Большакова, Бориса Зайцева).
Одновременно с этим в 1930-е годы Валаам стал все более привлекать не только русских православных паломников, но и европейских туристов (этот термин прочно утвердился вместо устаревших «путешественников»). Статистика посещаемости обители свидетельствует, что если в 1929 году на Валааме побывало 16 тысяч гостей, то к концу 30-х годов эта цифра выросла до 30 тысяч. Столь динамичному росту способствовала популяризация Валаама как «одного из замечательнейших мест в Финляндии» со стороны правительственного Комитета Путешествий и Финляндского Союза Туристов. Благодаря рекламной деятельности этих организаций, проводимой как внутри страны, так и за рубежом, число туристов, прибывавших на Валаам, значительно превысило число православных паломников-богомольцев. В отчете Валаамского монастыря Собору Финской Православной Церкви в 1931 году отмечалось, что «доход от туристов» является одним из главных источников монастырского бюджета.
Безусловно, руководство обители осознавало и негативные духовные последствия подобного положения, но все же не препятствовало дальнейшему развитию туризма, полагая, что таким образом огромное количество людей получает возможность соприкоснуться с благодатным миром Православия, а братия продолжает завещанное от Преподобных миссионерское служение.
Стараясь как можно более удобно организовать пребывание гостей на Валааме, в те годы в монастыре были хорошо поставлены гостиничные услуги, открыт в Зимней гостинице небольшой ресторан, организован прокат лодок и конных экипажей, создан штат гидов со знанием европейских языков.
Малочисленность братства заставляла игумена широко привлекать к этой деятельности наемных работников и волонтеров. Так, к концу 1930-х годов на Валааме сложилась своего рода «предтеча» современной Паломнической службы…
Советско-финская война 1939-1940 годов и вызванная этим эвакуация монастырского братства вновь привели к тому, что паломническая традиция на Валааме прервалась. А создание уже на советском острове в 1950 году дома-интерната инвалидов войны сделали его на время практически закрытым для посещения.
Но былая известность Валаама, запечатленная в произведениях литературы и искусства, красота природы, удобное расположение архипелага на пересечении судоходных путей – привели к тому, что и в советское время на него обратили внимание разработчики туристических программ. С 1964 года на Валаам начали прибывать круизные теплоходы. В 1979 году на острове с целью проведения научно-исследовательской работы, реставрации и организации качественного экскурсионного обслуживания был создан историко-культурный и природный музей-заповедник. В 80-х годах ХХ века ежегодное число посетителей Валаамского архипелага достигло 100 тысяч человек, но православных христиан, стремившихся тайно поклониться святыням «Северного Афона», среди них было очень немного.
И все же, несмотря на массовую атеистическую пропаганду, паломнический «ручеек» в России не иссякал. Несколько раз приезжал на Валаам вместе с туристами на теплоходе старец архимандрит Павел (Груздев).
По его словам, питаясь «лимонадом с булкой», он проходил в день по архипелагу по 20-30 км, освящая поруганный монастырь молитвой. О своем путешествии в 1977 году старец даже оставил записки. «За свою жизнь я, слава Богу, видал многие иноческие обители, но такого прекрасного местечка, как скит Всех Святых на Валааме, я не встречал. Хотя был он в плачевном состоянии, но, по-моему, «есть Господь на месте том», – пророчески отметил старец.
В 1960-х годах на круизном теплоходе на Валаам по туристической путевке прибыл митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) со своими иподиаконами. Одним из них был Володя Гундяев – нынешний Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Митрополит Никодим хотел не только побывать на знаменитых Валаамских островах, но и тайно послужить Литургию. И это удалось! Святейший патриарх Кирилл любит вспоминать, как они под дождем пробрались в заброшенный храм на Игуменском кладбище и на специально привезенной дощечке, которая заменила престол, отслужили Литургию. Когда она закончилась, тучи разошлись, и над кладбищем воссиял луч солнца. Все они восприняли этот знак как символ грядущего возрождения монастыря.
И эти обетования сбылись! В 1989 году на Валааме был возрожден Спасо-Преображенский мужской монастырь. С этого момента опять, как и прежде, в Валаамскую обитель устремились православные паломники. В 1991 году, по благословению возглавлявшего тогда монастырь игумена Андроника (Трубачева), была создана паломническая служба, которая занимается приемом и обслуживанием гостей, прибывающих на остров по сей день.
Паломническая служба Валаамского монастыря – это сложная и большая структура. Она имеет в своем составе более 30 штатных сотрудников. В период летней навигации (традиционно длится с начала мая до начала ноября) это число возрастает до 300 человек, это – менеджеры, организаторы, методисты, экскурсоводы, работники 3-х паломнических трапезных и кафе, паломнических домов, технический и обслуживающий персонал. Офисы паломнической службы находятся в Петербурге, Москве и на Валааме.
Как и прежде, особую роль в приеме гостей играет монастырский флот: четыре скоростных метеора «Преподобный Серафим», «Патриарх Алексий», «Андрей Первозванный», «Игумен Назарий» и 2 водоизмещающих судна типа ОМ – «Валаам» и «Северный Афон». Они обеспечивают необходимые перевозки с побережья Ладоги (из Сортавала и Приозерска) и внутри Валаамского архипелага.
Для проживания гостей на острове оборудованы 3 паломнических дома: «Валаам» (в здании исторической Зимней гостиницы), «Игуменский» (в наружном каре келейных корпусов) и «Славянский» (в здании исторической Летней гостиницы).
Питание паломников обеспечивают 2 паломнические трапезные – в Зимней гостинице и при Успенской трапезной церкви, а также несколько кафе и небольшая трапезная с индивидуальным обслуживанием «ШишкинЪ». Появление технически новых видов транспорта (судов на воздушных подушках) позволяет теперь принимать паломников и в зимний период, прежде всего, на главные зимние праздники – Рождество Христово и Богоявление. За прошедший 2023 год Валаам посетили более 175 тысяч человек. Эта цифра соотносима с населением таких городов как Рыбинск или Норильск!
Среди гостей, как и 150 лет назад, были и паломники, и туристы, и церковные иерархи, и государственные чиновники, и волонтеры, и просто искатели приключений. Всех их встречали экскурсоводы Валаамского монастыря, становясь проводниками в такой непривычный для современного человека мир Валаама. Экскурсоводы – самая многочисленная часть сотрудников паломнической службы. О чем только не приходится им рассказывать! От истории монашества до видов орхидей на архипелаге и сортов сыра на ферме!
Как и прежде, многие наши соотечественники и иностранцы ищут в обители ответы на мучающие их духовные вопросы (порою, имея заранее негативное отношение к Церкви), пытаются разобраться в мешанине разнообразных современных эзотерических практик, ждут утешения и поддержки. Общение с современным человеком – это очень непростая задача. Но и братия монастыря, и экскурсоводы прекрасно понимают, что, выполняя свое дело, мы всегда находимся в руках Божиих. Часто мы хотим погрузить наших гостей в атмосферу «сказки». Но «сказку», с учетом штормов и туманов на Ладоге, человеческих страстей и капризов, Господь нередко пишет с приключениями! И ее героям (паломникам, туристам) приходится преодолеть немало преград, чтобы одержать победу – стяжать радость и вдохновение благодати Божией. Даже дети-паломники приходят к пониманию: «на мягких подушках не въедешь в Вечность». И не один человек повторил в конце поездки: «Теперь мы знаем, если будет в жизни совсем плохо – надо бежать за поддержкой на Валаам».
В заключение необходимо отметить, главное в паломничестве – это, как всегда подчеркивали святые отцы, обретение плода духовного. Не важно, в X или в XXI веке мы живем. По словам дорогого для всех валаамцев Патриарха Алексия II, посещение древней Валаамской обители должно придать паломникам «духовные силы нести свой жизненный крест и возрастать в добродетели».
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 458727