Глава четвёртая
ТРЕЩИНЫ
1999 – 2000 годы
Была у меня мечта когда-то: найти бы такое место, где «начальников» нету. Распрощался с ней за монастырскими воротами. И вдруг в какой-то момент показалось: так вот же оно, это место, — коровник наш!
Старший по коровнику Александр, хоть и молод, но знает всё и умеет: доить, кормить, лошадь запрягать, — заменить может любого, всегда рядом. Начальство где-то высоко на своих орбитах вращается. Братья между собой ссорятся, мирятся, — живут, одним словом.
С местными жителями делить нечего, — они нам помогают, мы им. Коровы под окнами гуляют, телята бегают. Двери без замков, деньги за проданное на блюдечке лежат никому не нужные. Совесть спокойная: хлеб насущный своим трудом зарабатываем.
Вокруг природа первозданная. Древние скалы, туман над озером, лесная тропинка на усадьбу через мост разрушенный. Лоси, зайцы, лисы в гости заходят. Гадючки на солнышке греются, прежде невиданные перелётные птицы спускаются рядом отдохнуть.
Красота. Гармония. Живая история.
Больше года этот момент длился.
Расцвёл цветок, поманил и завял, как обычно.
Смена состава
К концу 1998 года прочное, казалось бы, братство сыпаться стало, рушиться. Сначала один уехал, потом другой. Глубокая трещина в декабре прошла, когда Александра на усадьбу перевели.
Во-первых, ещё одного опытного брата рядом не стало. Во-вторых, вместо него старшим по коровнику Германа назначили. А какой же он старший, если младше всех по возрасту и сроку службы?
Что он, например, кормящему скотнику скажет, если сам не кормил никогда? По рациону на бумажке всё сходится, а корова не ест почему-то. Какое тут «послушание», кому это надо? Хочешь не хочешь, а прекословие начнётся. Ну и досталось ему поначалу, много разного о себе выслушал. Не стало мира в коровнике.
В следующем году ещё трое из прежнего состава ушли по разным причинам. Почти полностью состав сменился.
Рухнуло единство.
И понесло...
Герман не хотел этого старшинства, сам растерян был:
— Я, — говорит, — схожу ещё, уточню.
Сходил, уточнил. Вернулся задумчивый.
Первое время внешне ничего не изменилось. Но невидимая кошка пробежала уже.
Однажды утром подоили дружно, весело, как раньше, вёдра домываем, настроение отличное... И заговорил вдруг новый начальник незнакомым голосом:
— И вот ещё что... вы должны, когда из коровника уходите, у меня спрашивать.
Во как, давно такого не слыхали!
— Кому должны, тебе что ли? А благословения брать не нужно?.. Сделать несложно, сказал бы нормально... Откуда тон казённый взялся?.. Да пошёл ты со своим послушанием!
«Иисуса я знаю, и Павел мне известен, а ты кто?!» [1]
Такое доброе утро испорчено!
***
И понесло, когда надо и не надо... Теперь очевидно: шла «примерка костюма», ему самому неловко, следовало помочь, в чём-то уступить, смириться. Но в то время жалости не было.
Через несколько лет Герман признавался:
— Я не знаю, как тогда вытерпел. Сверху начальник фермы давит, а как в трапезную захожу, братья разговор сразу же обрывают. Наверное, только за послушание благодать помогала выдержать.
***
У старшего на коровнике привилегия в то время одна имелась: работать больше всех. Всякие отлучки, даже по делу, воспринимались однозначно как попытки уклониться от «основного послушания» за счёт братии. Герман это чувствовал и старался дойки не пропускать. Но обязанностей всё прибавлялось, уставал теперь сильнее, стал просыпать иногда.
Летом утренняя дойка начиналась на час раньше, чем зимой, — в четыре. И вот, проспит он, придёт смущённый, а я уже дою недовольный, не здороваюсь, не разговариваю.
Он несколько раз просил, чтобы я заходил за ним перед дойкой, будил. Но я не заходил. Пускай опаздывает, вину свою чувствует.
***
Уезжал он в первый раз за покупками. Зашёл перед отъездом в коровник по-простому, с рюкзаком:
— Помолитесь за меня, братья, в Питер еду, денег много везу, мало ли что.
— Не переживай, — отвечаем. — Все же знают, что у монахов денег нет.
Ушёл. Не то ему хотелось услышать.
***
Доим утром, втроём. Герман поделился:
— Я вот вчера... — и рассказал о себе немного.
У меня настроение с утра не очень:
— Да, ладно, — отвечаю, — это ты просто...
И вывернул наизнанку по себе. Андрюха-напарник подхватил, дальше тему развивает. Тишина в ответ.
Мы продолжаем донимать лениво:
— Да ты не бойся, мы никому не скажем... мы только Феде скажем.
Смысл «шутки»: если сказать Фёдору, через час об этом вся ферма будет знать — с определённой точки зрения.
Опять тишина. Струйки в подойники цвиркают. Потом Герман грустно так протянул:
— Да-а...
То есть не только его, а ещё и брата полили грязью мимоходом. Не со зла, от скуки. Не проснулись ещё.
«Сделано с молитвой и любовью».
***
Один раз сорвалось у него с горечью:
— Вы думаете, это слабость, а это не слабость...
И смолк сразу же, самому ясно стало: как же не слабость, если оправдываться начинает, объяснять.
За слабость принималось то, что не отвечал на оскорбления и прощения подходил просить первым. Ну, а раз извиняется, — значит, точно виноват, лично у меня такая установка была.
Если ошибки по неопытности опустить, не прав он был в том, что в разговорах иногда разделял «мы» на «я» и «вы», — противопоставлял вольно или невольно. Хотя понятно, что не с него это началось.
***
В 2000 году два праздника я ему и себе точно испортил.
На Крещение ночью, сразу после Всенощной, окунулись все дружно в купель на Монастырской бухте. Мороз, ветер, — от этого бодрость ещё сильней. Домой вернулись возбуждённые, радостные.
Герман к нам в келью пришёл, поговорили немного, мирно, хорошо. Он уже уходить собрался, в дверях задержался:
— Отец Игумен благословил мне в Питер завтра лететь по делу.
У меня сразу перевёртыш внутри на сто восемьдесят градусов:
— Так отец Игумен благословил, я не просил!
— Снежинка на раздое [2], у Ночки мастит! Игумен этого не знает, ты ему сказал?!
Короче, не поехал он никуда.
***
На Пасху ещё хуже вышло. Вернулись с богослужения утром в седьмом часу уставшие, но радостные, примирённые. Причастились все, разговелись. Вышли вместе, как прежде, дружно в коровник с благими намерениями.
И тут, не помню с чего, но сценарий похожий. Герман что-то сказал, я опять психанул, ответил грубо, вспоминать не хочется. Настроение всем испортил. Праздничного настроения — как не бывало. Ближе к вечеру подошёл к нему прощения попросить, но мимо. Он кивнул: «Бог простит». И отвернулся.
«Другого позови кого-нибудь»
Герман однажды говорит:
— С завтрашнего дня вы с Зораном послушаниями меняетесь. Он пасти будет, а ты пока на кормление выходи.
Я, как обычно, начал возражать, потом смирился. Но не до конца, осадок остался.
На следующее утро наблюдаю с сеновала, как они вдвоём пасти собираются: Зоран, как положено пастуху, с сумой и посохом, Герман верхом на Ранете. Меня жаба душит: опять не послушали.
А это суббота была. Решил: раз так, буду к Причастию готовиться! Давно уже не причащался: каждый день с утра уходил со стадом на пастбище. Считал, что это необходимо.
Ближе к вечеру смотрю: что-то не то происходит. Герман народ собрал, ушли куда-то, меня не позвали. Через пару часов вернулись. Поехали на Всенощную. В машине братья говорят:
— Тёлка потерялась, искали, не нашли.
«Понятно, — думаю, — говорил же ему меня в пастухах оставить. И не сказал ведь ничего... Ну и ладно, не моё дело, я к Причастию готовлюсь». На Всенощной исповедался.
Утром покормил скотину, поднялся к себе на сеновал, читаю молитвы ко Святому Причащению. Внизу у келейного корпуса братья уже собираются в ожидании машины на усадьбу. Вдруг Герман вбегает оживлённый и сразу:
— Слушай, нашёл! Всё нормально, живая! Просто в расщелину упала! Там неглубоко, метра полтора всего. Я верёвки взял, пошли, сейчас вытащим!
Я смотрю на него... и вылезла жаба затаившаяся:
— А Зоран где?
— На усадьбе ночевать остался.
— Ну, а я не могу. К Причастию готовился, машина сейчас уходит. Другого позови кого-нибудь.
Развернулся он:
— Да что ж ты!.. — чуть не со слезами.
Зашагал к лестнице, верёвку швырнул в сердцах куда-то в угол. Мне захотелось его остановить... но победила жаба.
Не помню, дерзнул ли подходить к Чаше тогда. Помню, как Герман с сеновала уходил, расстроенный. Вернуть бы день тот. Поздно.
Вот тебе и слово отца Павла Груздева, которое читал незадолго до этого. [3]
«Да зачем мне это надо?!»
Конечно, не так уж у нас беспросветно было. Хорошего и светлого всё равно в памяти больше осталось. Особенно, когда вместе что-нибудь делали. Но как только он «начальника» включал, — для меня сразу менялось всё. Я даже заметил как-то: Герман начинает указания давать, а я, ещё толком не разобрав в чём дело, сразу возражаю. Смешно стало, сказал ему, посмеялись оба. До следующего раза.
Ложка дёгтя бочку с мёдом портит. Сколько таких ложек было, не сосчитать. Забыть легче.
***
К августу 2000 года Герман всерьёз из монастыря уходить собрался:
— Да зачем мне это надо?! — говорит. — Лучше уйду опять в горы к отцу Аввакуму.
Открыл помыслы братскому духовнику отцу Геронтию, и они вместе поехали в Троице-Сергиеву лавру к старцу Кириллу (Павлову) за советом. Взяли с собой ещё одного брата с фермы, Сергия-птичника, которого тоже сомнения одолевали.
Отец Кирилл братьям по головам постучал:
— Куда вы от своих святых, Сергия и Германа Валаамских, бежать собрались?
Сергий сразу вернулся. А Герман сначала на родину поехал, на Кубань: мать навестить, родню и своих первых духовников: отца Георгия в Тимашевске и пустынника отца Аввакума.
Такие поездки раз в год в нашем монастыре благословляются вместо отпуска.
Продолжение следует...
[1] Ср. Деян. 19:15.
[2] Раздой – первые дни доения после отёла, требуют особого внимания и опыта.
[3] Сравните с притчей архимандрита Павла (Груздева) «Как одна баба Христа в гости ждала».