Музей Валаамского монастыря публикует материал, описывающий события из истории Сортавальского подворья Валаамской обители, произошедшие в 1917-1918 гг. Эту крошечную заметку можно было бы обойти вниманием, но учитывая тот факт, что документальных материалов по истории подворья крайне недостаточно, сочли необходимым ознакомить с нею читателей сайта. Материал был передан монастырскому музею сотрудником Регионального музея Северного Приладожья (г.Сортавала) Эркки Эйновичем Кяхконен. Он представляет собой статью из финской газеты «Rajan turva» за 1938 год, случайно обнаруженной при разборе стен одного из старых деревянных, финских домов в Сортавала в наши дни.
Рассказ иеромонаха Авраама, насельника Коневецкого монастыря о событиях Освободительной войны в Сортавала.
Рассказано корреспонденту газеты «Rajan turva» зимой 1938 года.
В 1910 году отец Авраам нес послушание помощника начальника хозяйственной службы в Валаамском монастыре. В один из дней его вызвал настоятель и велел отправиться в Сортавала для принятия на себя должности настоятеля Сортавальского подворья Валаамского монастыря. Отец Авраам беспрекословно подчинился, хотя ему очень не хотелось покидать Валаамскую обитель. Сортавала в то время был маленьким городком, сельского вида, с преимущественно деревянными домами. Населения в нем было около 2500 человек.
Подворье в то время тоже находилось не в лучшем состоянии и в половину меньше, чем теперь. Вспоминая те годы, отец Авраам упомянул бургомистра, с которым ему приходилось сталкиваться по делам подворья. Фамилию его он запамятовал, но помнил, что это был еще достаточно молодой человек, высокий, с темными волосами. Жил он в деревянном доме на углу улиц Карельской и Набережной. Хорошо помнил отец Авраам и коронного фогта А. Велефеева, с которым часто общался. Русской военной части тогда в Сортавала не было, но жил начальник военного округа со своим штабом, всего около 10 человек. С началом Первой Мировой войны спокойствие и мир пошатнулись, в город поползли разные слухи, в большинстве неподтвержденные.
Русские военные власти установили на границах Ладожской Карелии пограничные заставы, а в Сортавала разместили центр управления ими. Городские власти предоставили военным один из деревянных домов, расположенных между «Сеурахуоне» и бывшим домом Хозаинова. Солдаты останавливались в этом доме иногда по несколько дней, ожидая отправки на посты. Так продолжалось вплоть до Октябрьской революции в России. И все это время в доме никто не убирался, т.к. солдаты воспринимали его временным жилищем. Место ночлега настолько загрязнилось, что однажды, когда им самим уже стало противно там находится, они решили найти себе другое, более чистое жилье.
Возможно были и другие причины, но тем не менее одним январским днем на подворье явилось около 30 русских солдат и 2 или 3 офицера с ними, уже без знаков различия, и заявили, что они намерены поселиться в помещениях подворья. Настоятель, отец Авраам попытался возразить, говоря, что монастырю самому необходимы все помещения подворья, но его никто не слушал. Военные потребовали ключи от кладовой, куда сложили свои винтовки и патроны.
Вскоре после этого к отцу Аврааму пришли два русскоговорящих представителя местного Шюцкора и поинтересовались настроением неприглашенных постояльцев. Побеседовав и с солдатами, они услышали от них заверения, что те не собираются отдавать оружия ни одной из сторон. «Я предупредил шюцкоровцев, что русским солдатам не следует очень-то верить, так как они вечерами ходят к красногвардейцам и частенько возвращаются подвыпившими».
23 января 1918 года местный отряд Шюцкора разоружил русскую команду и забрал у них личное вооружение. Но в кладовой оружие осталось, и отец Авраам заявил о нем начальнику местного Шюцкора. Забыли военные о нем или намеренно не сообщили, осталось тайной, но там хранилось несколько десятков винтовок и патроны к ним. Русских солдат вскоре отправили на Родину через Олонец, снабдив их проездными деньгами и пайком. Так бескровно свершилась революция в Сортавала в 1918 году.
Отец Авраам управлял Сортавальским подворьем Валаамского монастыря до 1920 года, после чего попросился на покой в Коневецкий монастырь.
Перевод с финского языка Э.Э. Кяхконен, сотрудника Регионального музея Северного Приладожья
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 482432