Антифоны на Литургии

Всё чаще обращаются к нам любознательные читатели за разъяснением вопросов по той или иной части богослужения. В связи с этим мы начинаем вести заметки для всех интересующихся богослужебным уставом РПЦ.
19.06.2020 Трудами братии монастыря  595

Антифоны на Литургии

Богослужение – наиболее важная составляющая духовной жизни каждого человека. Каждый день мы стараемся побывать в храме, помолиться с другими верующими за богослужением. И такая молитва по мнению многих святых отцов – самая сильная. И здесь есть один важный момент – богослужение совершается на каком-то непонятном языке. Этот язык – церковнославянский – ввели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий более тысячи лет назад. Он имеет огромное значение для Русской Православной Церкви: это язык, на котором молились наши отцы и прадеды, это язык Святоотеческого Предания, которое оставили нам наши святые и духоносные отцы Церкви, это язык Священного Писания, центральной части всего нашего богослужения. Поэтому понимать богослужение – основная задача христианина: и мирянина, и монаха.

Всё чаще обращаются к нам любознательные читатели за разъяснением этих самых вопросов по той или иной части богослужения. В связи с этим мы начинаем вести заметки для всех интересующихся богослужебным кругом. Вершиной всего нашего богослужения является Литургия, так как на ней совершается Таинство Евхаристии. С неё и начнём.

В данной статье мы собрали основные сведения об антифонах из разных источников. Стараясь сохранить авторский текст без изменений, мы внесли самые минимальные правки.

Антифоны на Литургии в греческой невменной нотации. Глас 7
Антифоны на Литургии в греческой невменной нотации. Глас 7

Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять её даже для таких великих праздников, как Пасха. В своём обычном виде она торжественна для всех праздников, поэтому во все дни Великого поста, кроме субботы и недели (воскресения), и святого дня Благовещения, полная Литургия совершенно отменяется (52-е правило Трулльского Собора). Важнейшая часть Литургии (её Евхаристический канон), где она становится таинством Евхаристии, остаётся неизменной, в подготовительной же и заключительной части службы молитвословия меняются в зависимости от совершаемой в этот день памяти. Ввиду этого начало Литургии для будней и праздников может сильно отличаться.

Начинается Литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, кроме случаев соединения Литургии с вечерней, с трёх песнопений, называемых по способу исполнения их «антифонами», которые идут сразу после первой великой ектении.

Антифон (греч. ἀντίφωνον от ἀντίφωνος – звучащий попеременно) – псалом с обычно краткой фразой – припевом, который положен после каждого стиха псалма. Псалмы антифонов имеют своей общей темой хвалу и славословие Бога и тем самым готовят христиан к Божественной Евхаристии.

Антифоны бывают трёх типов:

  • изобразительные (или воскресные),
  • праздничные,
  • вседневные (или будничные).

Во всех трех разновидностях по три антифона (в честь Святой Троицы), которые поются попеременно солистом и хором, двумя хорами (правый и левый клирос) или двумя солистами.

Сводный праздничный хор Валаамского монастыря
Сводный праздничный хор Валаамского монастыря

Сходные между собой по местоположению на службе (перед малым входом), по структуре (после 2-го антифона следует гимн «Единородный Сыне») и по способу исполнения, различаются они по степени праздничности и содержанию текстов.

Согласно действующему в Русской Церкви типикону, изобразительные антифоны поются: в воскресные дни, в субботы, ежедневно от недели Фоминой до Пятидесятницы, в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, а также в праздники с бдением, полиелеем или славословием, или в дни, для которых в Типиконе назначены тропари на блаженнах. В качестве первых двух антифонов используются «изобразительные» псалмы (Пс. 102:1-5, 1; и весь Пс. 145-й), а вместо третьего – блаженны (Мф. 5:3-12а). В строгом смысле термина они не являются антифонами, так как Пс. 102 поётся без припева (однако, слова «Благословен еси, Господи», вставленные в начало и в конец псалма, могут быть следом припева), Пс. 145 – лишь однажды в самом конце антифона с припевом – тропарем «Единородный Сыне», заповеди блаженств – с изменяемыми в зависимости от дня и праздника припевами – тропарями на блаженнах.

Праздничные антифоны поются на Пасху (и в Светлую седмицу), в Господские двунадесятые праздники и на Сретение Господне. Для каждого праздника подобраны по смыслу свои псалмы, иногда они состоят из стихов разных псалмов. Припевами к ним служат соответственно: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» к первому антифону; «Спаси ны, Сыне Божий, [изменяемая часть], поющия Ти: Аллилуия» ко второму; тропарь праздника к третьему. Последний стих 3-го антифона является входным стихом, после которого ещё раз поётся припев – тропарь праздника; далее следуют «Слава», «И ныне» и периссий (περισσή – «избыточный»: тот же или иной припев, в данном случае кондак) – кондак праздника (точнее, проимий кондака, от греч. προοίμιον – «вступление»).

Братский хор Валаамского монастыря
Братский хор Валаамского монастыря

Во все остальные седмичные дни на Литургии поются вседневные антифоны: Пс. 91:2, 3, 16; Пс. 92:1, 5; и Пс. 94:1-5 соответственно, с припевом «Молитвами Богородице, Спасе, спаси нас» к первому антифону, «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» ко второму и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» к третьему. После чего поются: входный стих «Приидите, поклонимся» (Пс. 94:6 с тем же припевом), во время которого священнослужители входят в алтарь; и тропари и кондаки по входе, «Слава», «И ныне» которых и является заключительным «Слава», «И ныне» 3-го антифона.

В настоящее время вседневные антифоны поются очень редко, так как они предписаны лишь для малых праздников (т. н. малые святые или святые без знака) богослужебного года, а по мере прославления святых и соответственного увеличения полиелейных служб, предусматривающих изобразительные и блаженны, число таких праздников уменьшается. Однако независимо от того, изобразительные ли поются или антифоны, после второго псалма следует гимн «Единородный Сыне» – тропарь, введённый в богослужение при императоре Юстиниане Великом в 535-536 гг., выражает учение Церкви о Домостроительстве спасения.

Продолжение: «История появления антифонов на Литургии»


Список использованных источников:

1. Скабалланович, М. Н. Толковый типикон [Текст] : объяснительное изложение Типикона с историческим введением / составил проф. Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. – 4-е изд. – М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 814, [1] с.

2. Никодим (Милаш Николай Трифонович; еп. Далматинский; 1845-1915). Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2. – [Репр. Изд.]. – М. : Отчий дом, 2001. – Т. 1. – 649, [3] с.

3. Печатнов, В. В. Божественная литургия в России и Греции : сравнительное изучение современного чина / В. В. Печатнов ; под общей ред. доктора богословия, проф. Панайота И. Скальциса. – М. : Паломник, 2008. – 362, [3] с.

4. Уминский, А. Божественная литургия [Текст] : объяснение смысла, значения, содержания / протоиерей Алексей Уминский. – М. : Никея, 2018. – 158, [1] с.

5. Коляда, Е. И. Антифон / Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 2. – С. 554-560.

6. Лукашевич, А. А. Блаженны / А. А. Лукашевич, А. А. Турилов, З. М. Гусейнова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 5. – С. 347-352.

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+10°
сегодня в 13:33
Ветер
0.4 м/с, CCЗ
Осадки
0.2 мм
Давление
758.7 мм рт. ст.
Влажность
77%