

Антифонное пение существовало ещё в ветхозаветном богослужении. Разделение мужского и женского хоров в описании Песни пророка Моисея (Исх. 15:1-21) толкователи объясняли или как попеременное повторение стихов мужчинами и женщинами вслед за Моисеем, или как повторение женщинами или одной пророчицей Мариам только 1-го стиха либо всей Песни. В Древней Греции, где хоровое пение изначально было принадлежностью религиозного культа, известно о пении гимнов несколькими хорами мальчиков во время Гиакинтий, посвящённых Аполлону религиозных празднеств, в Лаконии. В древнегреческой драме хор нередко делился на два полухория.
Вплоть до V в. Божественная литургия начиналась просто входом священнослужителей и народа в храм. Вход совершался молча, а затем сразу после возгласа «Мир всем» читалось Священное Писание. С VI в. Литургия начиналась с Трисвятого, которое было одновременно входным антифоном. В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял псалом 31-й с припевом «Елицы».
Антифоны могли возникнуть из крестных ходов. Крестный ход – это свидетельство Церкви миру сему. Люди выходят из храма и все окружающее пространство становится его продолжением. Верующие проходят с иконами и хоругвями по улицам города, и весь мир, хочет он того или нет, должен каким-то образом соучаствовать в этом благочестивом действе. Крестные ходы – свидетельство силы и полноты Церкви.
В V в. в Константинополе утвердилась традиция богослужебных процессий. Из разных приходов крестные ходы стекались к одному храму, в котором в тот день отмечался престольный праздник или происходило другое значительное событие. Во время шествия пелись праздничные песнопения, восхваляющие праздник или святых мучеников, во имя которых совершалось богослужение. Когда крестные ходы сходились у места, где праздновалось событие, они совершали песнопения попеременно. Антифоны – это гимны шествия, гимны сбора, гимны подготовки.
Параллельно, в монастырях появляется традиция изобразительных. Первоначально, псалмы 102 и 145 и блаженны были просто частью отдельного «последования изобразительных». Это последование было составлено в VIII – начале IX вв. в Лавре св. Саввы в Иерусалиме как монашеское последование Св. Причащения, совершавшееся без священника. Бо́льшая часть его сохранилась до сегодняшнего дня и печатается в Часослове под тем же названием: «Последование изобразительных». Как известно, оно совершается Великим постом после 9-го часа. В первой половине XI в. Патриарх Алексий Студит в своём «Типиконе» включил изобразительные псалмы и блаженны в состав Божественной литургии. Этот т. н. Студийско-Алексиевский Типикон (1034-1043 гг.) предписывал изобразительные в обычные воскресные дни, в субботу Сырной седмицы, в Недели Ваий и жен-мироносиц, на Преполовение Пятидесятницы, в Неделю Всех святых, на Преображение и в предпразднство Успения (14/27 августа), в новолетие, на Рождество Пресвятой Богородицы и Крестовоздвижение. В другие дни пелись антифоны. Имеется свидетельство и о том, что в ту же эпоху, то есть в XI-XII вв., в Палестине изобразительные уже пелись на Литургии. Однако в Студийском монастыре, как и в других обителях, находившихся под его богослужебным влиянием, изобразительные продолжали использоваться в составе самостоятельного последования в посты и перед полной Литургией, когда на ней полагались антифоны, а не изобразительные.
Практика соединения изобразительных с Литургией получила быстрое распространение в православном мире. Типикон константинопольского монастыря Пресвятой Богородицы Благодетельницы (Ἡ Ιερά Μονή τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου τῆς Εὐεργέτιδος; Евергетидский монастырь), датируемый началом XII в., уже предписывает изобразительные для большей части богослужебного года. Антифоны предусмотрены лишь для некоторых праздничных дней: св. Пасхи и Светлой седмицы, Недели о Фоме, Вознесения и Преображения Господних, и антифоны в этих случаях положены специальные праздничные. Евергетидский монастырь (Благодетельницы) оказал большое влияние на богослужебную практику Св. Горы Афон, богослужение которой, в свою очередь, стало примером для большинства православных обителей. Практически тот же устав об изобразительных и антифонах, что в монастыре Благодетельницы, по крайней мере с XII-XIII вв. существовал и в Лавре св. Саввы, где было составлено «последование изобразительных».
Сокращение первого изобразительного псалма началось в середине XIX в. В 1848 г. в России вышел «Обиход» – сборник церковной музыки – А. Ф. Львова, который впоследствии был отредактирован Н. И. Бахметевым, и стал известен как «Обиход» Львова-Бахметева. В первом же издании «Обихода» 102-й псалом был сокращён до первых пяти стихов. Первый автор «Обихода», Львов, был прекрасным музыкантом, но не имел настоящего церковного образования и не относился достаточно серьёзно к предписаниям богослужебного устава. «Обиход» Львова-Бахметева был сделан обязательным для приходских храмов, и таким образом сокращение первого изобразительного псалма утвердилось.
Продолжение: «Антифоны: символика и структура. Блаженны»
Список использованных источников:
1. Печатнов, В. В. Божественная литургия в России и Греции : сравнительное изучение современного чина / В. В. Печатнов ; под общей ред. доктора богословия, проф. Панайота И. Скальциса. – М. : Паломник, 2008. – 362, [3] с.
2. Уминский, А. Божественная литургия [Текст] : объяснение смысла, значения, содержания / протоиерей Алексей Уминский. – М. : Никея, 2018. – 158, [1] с.
3. Коляда, Е. И. Антифон / Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 2. – С. 554-560.