

Конечно, в таком выборе детей была большая заслуга семьи. Родители воспитывали детей в благочестии. И это несмотря на то, что отец был совсем неграмотный, а мать – малограмотная. По церковным книгам получили Феопемпт и Анастасия первые уроки чтения. Потом добрые господа-помещики взяли в свой дом Феопемпта и Анастасию, вместе с другими деревенскими ребятишками учиться грамоте, наукам и искусствам. Благодаря этим барским урокам Феопемпт на всю жизнь полюбил искусство, особенно поэзию и живопись.
Первые впечатления о монастырской жизни Феопемпт и Анастасия получили в паломничествах по северным монастырям, в которые время от времени отправлялась вся семья Никитиных. Вскоре Феопемпт отправился на Валаам, а Анастасия поступила послушницей в Введенский Паданский женский монастырь, находившийся в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии, неподалеку от Александро-Свирского монастыря. Там она приняла постриг в мантию с именем Авксентия. В Паданский монастырь перебралась жить и мать, после того, как отец скончался. Отца погребли недалеко от Паданского монастыря, в Люговичах. Через несколько лет отошла ко Господу и мать, которую погребли в Паданах у церкви. Монахиня Авксентия подвизалась в этом монастыре до его закрытия в конце 30-х годов. Потом, когда в монастыре поселили несколько семей, назвав это коммуной, она вместе с другими монахинями жила рядом с монастырем, при кладбище. Как сложилась жизнь монахини Авксентии после 1930-го года – неизвестно. Однако, можно предположить, что она либо вскоре скончалась, т. к. здоровье ее было крайне слабым, либо была арестована, и возможно расстреляна, ибо к советской безбожной власти относилась как к власти антихристовой по духу. Последний её завет брату на Валааме был таким: «Братец... прошу, держись малого общества, большое слишком для своих выгод живет, а не для души... это малое общество истинно верных христиан, а другие все соединятся в одну религию мнимо православную; к тому большому широкому обществу не соединяйся». Умонастроение игумена Филимона было сродно взглядам сестры, он действительно старался жить, ни в чем не отступая от Святого Православия. Но расскажем о его иноческом пути по порядку.
7 января 1927 г. митрополит Варнава (впоследствии сербский Патриарх) рукоположил иеродиакона Филимона во иеромонаха. Первоначально валаамцы-изгнанники были размещены в одном монастыре, но постепенно их стали рассылать в разные концы страны. Отец Филимон попал служить на приход, но уже в 1928 году Господь привел его в селение Ладомирово, на Карпаты (Чехословакия), в монашеское братство преп. Иова Почаевского. С этого момента начинается важнейший период жизни о. Филимона – период его духовнического служения. В Ладомирово ему вскоре поручили быть духовником братии; духовником мирян был иером. Савва (Струве).
Отца Филимона любила вся иноческая братия, любили его и животные. Кот Серко так привязался к отцу Филимону, который его ежедневно кормил, что после отъезда братии из Ладомирово, скончался, не перенеся разлуки с любимым хозяином.
Валаамские миссионеры в Америке (pdf, 4.96 МБ)
Кроме прочего, отцу Филимону было благословлено заниматься отчиткой бесноватых, которые в то смутное время приезжали в монастырь. Владыка Лавр вспоминает, что однажды привезли мальчика лет двенадцати, которого во сне нечистая сила подкидывала так, что он часто падал на пол и сильно ударялся. По милости Божией, после чина изгнания бесов, проведенного отцом Филимоном, мальчик исцелился от беснования. Было множество и других подобных случаев не только в Ладомирово, но и в Джорданвилле, куда после Второй мировой войны перебралось Иовлевское братство и где о. Филимон продолжал нести духовническое послушание.
Полтора года братство жило в Женеве. Там отец Филимон помогал монахам-поварам, он кипятил несколько раз в день самовар, т. к. горячей воды не было. Кипятил он самовар и для чаепития братии и, конечно же, вспоминал при этом родной Валаам, где чаепитие за самоваром, сопровождаемое душеполезной беседой, было излюбленным утешением иноков.
Далее путь ладомировского братства лежал из Европы в Америку. Когда иноки с их небогатым скарбом погрузились на пароход и началось путешествие через океан, отец Филимон очень этому радовался, вспоминая свою жизнь «на ладожских водах». Но в пути старец не избежал морской болезни и сильно от неё страдал. По прибытии на американский берег в 1946 году, отцов Филимона и Антония (Ямщикова) первыми из братии доставили в Джорданвилль, так как они сопровождали мощи св. Иоанна Крестителя, преп. Иова Почаевского, святых Киево-Печерских Чудотворцев.
В Джорданвилле, где Иовлевское братство слилось с немногочисленной братией Свято-Троицкого монастыря, жизнь иноков вошла в свое обычное русло. Несмотря на преклонный возраст, отец Филимон участвовал в общих трудовых послушаниях: на постройке храма, на огородных работах, а также по-прежнему нес обязанности брошюровщика и братского духовника. Духовное окормление отца Филимона было особым, как свидетельствуют его духовные чада, ему удалось создать единую «покаянную семью» и руководствовать своих духовных чад по примеру духовников древности. Как вспоминал архимандрит Нектарий (Чернобыль), почитаемый духовник Елеонского монастыря в Святой Земле, – отец Филимон назначал многим монахам в качестве келейного правила чтение «пятисотницы» и это считалось в порядке вещей. (Пятисотница – это молитва по четкам: 300 – Иисусовых молитв, 100 – Богородице, 50 – Ангелу-Хранителю, 50 – всем святым). Сам же отец Филимон помимо этого ежедневно вычитывал валаамское иноческое правило – трехканонник с акафистом Пресвятой Богородице. Часто по ночам в его келье горел свет, так как отец Филимон вставал на молитву по Валаамскому уставу в три часа ночи. Занимался отец Филимон и деланием умной молитвы. И, по милости Божией, его монашеское делание было вознаграждено Господом – отец Филимон, по его собственному признанию, сподобился состояния Божественной прохлады, он стоял как бы вне огня страстей.
Архимандрит Сергий (Ромберг) рассказывал, что в Джорданвилле обычно пищу готовили очень просто, но как-то на праздник приготовили вкусные яства и вот, он обратил внимание на то, что отец Филимон все солит и солит свою пищу. Отец Сергий никак не мог понять: зачем столько соли. А потом понял в чем дело: отец Филимон после того, как кончил солить, попробовал пищу, убедился, что она достаточно пересолена, чтобы стать почти несъедобной, и тогда начал есть, смиряя себя.
Одна прихожанка исповедовалась у отца Филимона и потом очень удивлялась, говоря: «Ну, откуда он знает мои грехи, которые никто не мог знать, а он их прямо назвал».
Здоровье отца Филимона было сильно подорвано всежизненным недосыпанием, трудами и бдениями. Но перед смертью он не болел долго. Ходил до самой смерти. Скончался он от рака горла 5/18 апреля 1953 г. Причем предсказал, что когда он будет умирать, снег будет как на дорогом для него острове Валааме. И хотя на дворе была уже весна, во время погребения игумена Филимона чистые белые хлопья снега закружились над монастырем, как бы приветствуя душу отца Филимона. Отец Филимон телом покинул Свято-Троицкую обитель, но присутствие его чувствуется и сегодня... Вот в храме, на аналое, лежит ковчег с мощами св. Иоанна Предтечи, а икона на ковчеге – письма отца Филимона. В правой исповедальне монастырского храма теплится лампада пред иконой апостола Филимона, в память игумена Филимона – первого джорданвилльского духовника, носившего имя сего святого апостола. А под алтарем, в крипте, горит другая лампада, освещая два деревянных надгробия над местом погребения игумена Филимона и архиепископа Аверкия (Таушева). Скрипнет дверь крипты, войдет внутрь инок, семинарист или паломник, перекрестится, припадет к дорогим сердцу надгробиям, помолится о упокоении душ приснопамятных наставников и сразу станет светлей на душе. Верно и они молятся за нас, и Господь внемлет их молитвам.
Из книги: «Святорусское откровение миру».
Инок Всеволод (Филипьев)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 501153