Не видение Христа делает нас верующими в Него, а принятие нашим сердцем Его слова. «Знаю, что вы семя Авраамово, – говорил Христос иудеям в Евангелие от Иоанна, – однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» (Ин. 8:37).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Воскресе!
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:24-30).
В последних Евангельских словах Спасителя нам раскрывается ещё одно блаженство: то, которое нам дарует вера. Что такое вера? И где её место в нас? Если бы каждому из нас предложили сейчас на выбор увидеть Христа или, не увидев, поверить в Него, то есть принять Его всем сердцем, как Бога, чтобы мы выбрали в этом случае? И на чём бы мы основывали наш выбор? Увидеть Христа это ещё не значит пустить Его в своё сердце. Это желание может быть связано у нас и с человеческим любопытством, и с интересом ко всему необычному, загадочному. Мы ежедневно видим множество лиц, но не каждого из них пускаем в своё сердце. А лишь тех, кто нам стал чем-то близок. Внутри нас должно быть что-то общее с тем, кого мы полюбим, на ком остановим свой выбор. В этом случае мы начинаем глубже интересоваться этим человеком, узнаём его ещё ближе, соприкасаясь с его жизнью, с его чувствами, переживаниями. Наше сознание, а затем и сердце, начинает постепенно заполняться жизнью этого человека, его прошлым, его настоящим, мы порой даже заглядываем в наше общее с ним будущее. Постепенно, соединяясь сердцем с тем, кого мы выбрали, для нас уже становятся родными его слова, его желания, его поступки.
Зададимся вопросом, какой же момент этого общения мы будем считать для себя более важным? Момент первой встречи, когда мы почти ничего не знаем о том, кто нас интересует, или период нашего познания этого человека, когда наше сердце заполняется всем тем, что мы слышим от него, открываем в нём, как в объекте нашей любви? Когда его слово, его действия, его характер входит в наши сердца, запечатлевая в них его самого. Святитель Григорий Палама говорит, что заповеди Божии суть энергии Бога, Его действия. В этом случае, исполняя Божии заповеди, мы приобщаемся этим Божественным энергиям, вселяя в себя Самого Бога, Который начинает жить и действовать в нас, как в исполнителях Его воли.
«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, – говорится Спасителем в Евангелии от Иоанна, –
тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14:21)
… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23)».
Герой сегодняшнего Евангельского отрывка, апостол Фома, глубоко страдал от разлуки со Христом. Он искренне любил Его, но, по человеческой немощи, был поглощен сильной печалью, когда смерть разлучила их друг с другом, как ему казалось, навсегда. Но вот, в какой-то момент он слышит первое Евангельское благовестие, первую проповедь о том, что Христос Воскрес и являлся уже многим из близких ему людей. Таким образом Сам Христос через остальных апостолов, через жён-мироносиц, обращается к апостолу Фоме с благовестием, пытаясь пробиться к его закрытому сердцу через слово, требующим от него живую веру. Он это делал не для того, чтобы умалить его достоинство перед другими апостолами, видевшим Воскресшего Христа прежде него. Господь в любых обстоятельствах нашей жизни следует лишь одной цели – вылечить нас, исправить то повреждение нашей природы, которое мы в себе носим. Перед этим случаем неверия апостола Фомы были самоуверенность и превозношение апостола Петра, исправленные Божиим попущением троекратного его отречения от Христа. Всё это происходит до события Пятидесятницы, когда каждый из апостолов через различные искушения преобразит свои душевные немощи в добродетели и станет благопотребным сосудом для Духа Святого.
Упрямство апостола Фомы, его неверие другим, может быть признаком замкнутости его души перед людьми, недоверия им, в какой-то степени проявлением собственного жестокосердия. В свою очередь это духовное состояние становится уже препятствием на пути к его личному единению с Богом. Божие слово, через свидетелей Воскресения Христова, уже не могло пробиться в его закрытое сердце, это сердце ожесточилось от горя и не способно было довериться окружавшим его людям. В такой момент оно отражало в себе слова пророка Исаии, приведённые в Евангелии от Иоанна:
«Да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ин. 12:38-41).
Ослеплённое отчаянием сердце апостола Фомы, дерзновенно требовало чуда, в которое по-настоящему и не верило, и не ожидало его.
«Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Апостол Фома пренебрёг проповедью видевших Господа, и обратился от веры словам апостолов, к собственным чувствам и рассудку, ожидая, как будто лишь от них полного удостоверения о Воскресшем Христе. Но мы помним из другого Евангельского эпизода, как может быть немощен человек в случае, если воля Божия воспрепятствует его чувствам и рассудку, которыми он пытается руководствоваться в поисках истины.
«В тот же день, – пишет евангелист Лука, –
двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его... И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать [Апостолов] и бывших с ними» (Лк. 24:13-33).
Что же запомнилось этим людям после встречи с Воскресшим Христом? Они, в первую очередь, обратили внимание на собственное сердце, ощущая в нём некое новое удивительное для себя чувство; оно горело у них, когда Спаситель изъяснял им Писания, просвещая их словом истины. При этом их глаза не узнавали Его, и лишь в конце их общения Он им открылся. Таков путь и для нас выбирает Христос, где со временем через нашу веру, через принятия сердцем божественных истин, мы приходим к познанию Христа. В своей духовной жизни общаясь со Христом через Его слово, молитвами, чтением Писаний, мы постепенно самим этим словом очищаем собственное сердце от покрывала страстей, наполняя и просвещая его божественными истинами, и уже в конце пути открываем присутствующего в нас с момента Крещения самого Христа, который сопровождал и просвещал нас на протяжении всей нашей духовной борьбы.
Не видение Христа делает нас верующими в Него, а принятие нашим сердцем Его слова. «Знаю, что вы семя Авраамово, – говорил Христос иудеям в Евангелие от Иоанна, –
однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас (Ин. 8:37)…
Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:47). Внутри нас должно быть что-то общее с тем, кого мы хотим полюбить, на ком хотим остановить свой выбор. В какой-то момент нашей жизни этим общим началом, открывающим нам Бога, может стать наш добрый поступок, наше сострадание и милосердие к ближним. Тогда слово Божие становится действенным в нас, тогда оно вмещается в нас, глубоко входит в наше сердце, укореняя в нём веру и стремление ко Христу. Мешают этому лишь наш эгоизм, наше мнение, своеволие – всё то, что формирует человека вне исполнения Божественных заповедей, вне причастия Его божественных, очищающих душу, энергий. Такому человеку ничего не даст видение Христа, которое, по сути, должно преображать человеческую душу своими энергиями, отпечатлевая в ней образ и подобие Христа. Подобное видение будет насилием над свободой человека, который никогда не стремился ко Христу, не желал познать, и исполнить Его слово, всегда отвергал голос своей совести. Видение Христа должно начаться в человеке с преображения его души, уже после очищения его сердца от страстей.
Прп. Максим Исповедник говорит о том же в связи с Преображением (Господа Иисуса Христа на горе Фавор). Он объясняет, что, строго говоря, преобразился не Христос, когда Его увидели во славе, а ученики, мгновенно получившие возможность увидеть Его таким, каков Он есть на самом деле. «Прежде нежели отложить им жизнь во плоти, они от плоти перешли к духу изменением действий чувств, которое произвел в них Дух, отъявший от сущей в них умственной силы покрывала страстей». Снова речь идет о том, что, прежде чем достичь истинного видения, нужно преодолеть страсти, хотя в данном случае "покрывала страстей" были сняты мгновенно благодаря чудесному вмешательству Духа».
Когда апостол Фома не верил говорившим ему о Воскресшем Христе и дерзновенно хотел сам воочию увидеть Христа и прикоснуться к Нему, то в этом желании не было ничего сверхъестественного. Так как он глубоко любил Христа, его душа сильно жаждала утешения, которое по силе могло сравниться лишь с видением Христа и с чувственным соприкосновением со Христом. Другого общения со Христом – мистического, умного, он ещё не ведал и не имел способности к этому. Он вёл себя как обычный человек, потерявший своего родного любимого друга и наставника.
Хотя Христос и явился апостолу Фоме, удостоверив его в собственном Воскресении, немало утешив этим его, Он уже тогда был проповедником иного общения с людьми, о чём говорил апостолам перед Крестной смертью:
«еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Ин. 14:19). Христос был проповедником умного общения с Ним, общения в Духе и Истине, о чём он говорил Самарянке у колодца, в Евангелии от Иоанна. Когда наше сердце через живую истинную веру во Христа, через очищение от страстей, приближается, познаёт и видит в себе живущего Христа. Поэтому Христос заметил апостолу Фоме, что истинное блаженство теперь обретается через веру к видению Его, а не наоборот, как это было в земной жизни Спасителя:
«ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:30).
Доказательством этого могут послужить слова прп. Симеона Нового Богослова: «Итак, в тех, в которых явился Христос Воскресший, всеконечно Он и виден бывает духовно, и видится духовными очами. Ибо когда приходит в нас Христос благодатью Святого Духа, то воскрешает нас из мертвых, какими бываем дотоле, и животворит, и делает, что мы видим в себе живым Его Самого, бессмертного и нетленного». Ему же слава со Отцем и Духом Святым во веки веков! Аминь.
Христос Воскресе!
Монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара