

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, отцы, братия и сестры, в первый воскресный день после дня Святой Троицы, когда мы с вами праздновали сошествие Святого Духа на апостолов и учеников Христовых, Церковь Божия воспоминает всех святых от века угодивших Богу, людей на которых Сей Дух Святый почил, и через которых Он обогащал Церковь плодами духовными – «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал 5:22). Все это «облако свидетелей», прямо или прообразующе исповедавших и уподобившихся Господу нашему Иисусу Христу, Который есть источник и Совершитель нашей веры (Евр. 12:2), а для нас они, в свою очередь, есть пример и образец для подражания. Мы учимся любить, верить, терпеть и нести свой крест до конца, взирая на самоотверженность святых. Христос, Сын Божий – Бог и Человек в одном Лице, – есть Первообраз и Учитель для верующих. Он являет Собой совершенного Человека, каким его и задумал Бог – истинным наследником грядущего Царства Божиего. Господь Сам призывает нас к такому же совершенству: «будьте совершенны, – говорит Он – как совершен Отец ваш Небесный» (Мат 5:48). Святые именуются святыми, потому что они приближались к этому Совершенству, каждый в свою меру, становясь подобными и преподобными Христу, хоть и были они подобострастны нам. Но единственным смыслом и вдохновением их жизни было Слово Божие. Всю свою жизнь и силы они отдали Богу, и тем соделались сынами Божиими по благодати. Они стали для нас теми наставниками, о которых апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13:7).
Мы с вами, братия и сестры, живя по заповедям Христовым, делая их ориентиром и законом своей жизни, усваиваем личное спасение, дарованное Господом всему человечеству. Господь даровал спасение каждому, но не навязывает его никому. Каждый сам волен свободно выбрать – принять или не принять этот дар Христов. Каким духом живем, таким и исполняемся. Святым Духом исполняется только тот, кто следует заповедям Христовым, и тот, кто тщательнее следует этим заповедям, тот большей благодатию Божией исполняется. Путь наш христианский тернист и долог, и многие истины открываются нам полнее только в пути.
К примеру, братия и сестры, решились мы жить свято, воодушевились обещаниями блаженства, которое сулит нам благодать Святаго Духа, начинаем мы горячо и решительно менять свою жизнь. Часто начинаем сразу же подражать подвигам великих святых. Пытаемся подобно им пребывать в молитвенном бдении, в строгих постах. И, чем решительнее беремся мы за дело, тем быстрее вдруг открывается нам истина...собственной немощи. Духовное подвижничество постепенно открывает нам познание своей немощи во всем: видим, что нет у нас решимости, нет терпения скорбей, слабоволие в сопротивлении грехам; видим свою самонадеянность, склонность к самообману, явно чувствуем тягу ко греху, которую не в силах преодолеть. Молимся вроде, но небо как будто закрыто для нас – не видим желанного результата многие годы. Вернее, результат есть, но противоположный. И, бываем мы близки ко отчаянию, каждый в свою меру: кто-то сразу бросает подвизаться, кто-то сводит свои усилия к минимуму, который с годами становится все меньше и меньшее... Итак, открывается истина нашей немощи. Таков первый плод в познании самого себя.
Долгое такое путешествие по безблагодатной пустыне духовного прозябания может нам помочь глубже осознать другую истину, евангельскую, которою мы слышали множество раз: «… яко без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15:5)» – говорит нам Господь. Братия и сестры – вот как мы решаем обычно возникающую жизненную проблему? Чаще всего сразу расстраиваемся, негодуем, противимся и, наконец, начинаем думать, пытаясь решить проблему своими силами, или обращаемся за помощью к другим. Везде только наша активность, наша энергия – и вспоминаем про Бога, в лучшем случае, только тогда, когда ничего не получается или выходит как попало. Горделиво веруя в себя, в собственные возможности, силы, пытаемся сами, без помощи Божией вырулить из создавшегося положения. А где синергия, где нужда в Божием содействии, в Божием благословении? Почему мы не вверяем себя и свою проблему Богу? Почему руль нашего спасения находится в наших руках, а не у Бога? Почему в начале и прежде всего мы не призываем Бога? Причем призывание Бога должно быть не ритуальным, а реальным, настоящим, которое всегда связано с внутренней верой и надеждой на помощь, при всепрощающей любви ко всем – без этой троицы в душе молитва наша будет имитацией молитвы. Разве не нам сказано: «… всё, о чем вы молитесь и просите, верьте, что вы получили, – и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете против кого, …» (Мар 11:24-25) «… Вы не имеете, потому что не просите. Вы просите и не получаете, потому что плохо просите, для того, чтобы на наслаждения ваши истратить.» (Иак 4:2-3). Так открывается нам наше самонадеяние, маловерие и недоверие Богу.
Когда же человек познает свою немощь в полноте, когда перестанет он опираться на самого себя и начнет уповать сердцем на Бога, когда все свое спасение будет видеть и сердцем полагать лишь в одной милости Божией, когда уже не будет он иметь в себе ничего своего, и уже нищий духом совершенно смирится, – тогда начнет в нем действовать одна благодать Божия. О таком состоянии говорил преподобный Серафим Саровский, объясняя свой особый дар прозорливости: «Как железо ковачу, так и я предал себя и свою волю Господу Богу. Как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю. <…> Сердце человеческое открыто одному Господу и Один Бог Сердцеведец... А я, грешный Серафим, первое помышление, являющееся в душе моей, считаю указанием Божиим, и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы». Со страхом, как зеницу ока своего берегли благодать подвижники, страшась потерять ее, через малейший намек на укорение кого-либо, или малейшее превосходство над кем-либо, или малейшее недовольство и ропот. Видели себя хуже всех людей и даже твари. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что христианские подвижники видели свою жизнь, как непрерывную цепь грехопадений, отчего в них рождалось глубокое непритворное чувство смирения, которое сопровождало всю их подвижническую жизнь.
Отцы, братия и сестры, в этот день Всех святых молитвенно попросим угодников Божиих поддержать и не бросать нас, унылых, малодушных, ленивых и слабовольных, и, к сожалению, отнюдь не нищих духом. Но, несмотря на всю нашу греховность, помочь нам двигаться и даже ползти, подобно расслабленному в купели Силоамской, к своему спасению. Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 535662