Проповедь иеромонаха Никона в Неделю Всех святых

Лишь благодать Божия сильна осуществить в нас дело спасения, при условии того, что мы всеми силами будем стремиться взыскать эту благодать, отрекшись от надежды на что бы то ни было иное.
15.06.2025 иером. Никон (Оганов)  147

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, отцы, братия и сестры, в первый воскресный день после дня Святой Троицы, когда мы с вами праздновали сошествие Святого Духа на апостолов и учеников Христовых, Церковь Божия воспоминает всех святых от века угодивших Богу, людей на которых Сей Дух Святый почил, и через которых Он обогащал Церковь плодами духовными «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал 5:22). Все это «облако свидетелей», прямо или прообразующе исповедавших и уподобившихся Господу нашему Иисусу Христу, Который есть источник и Совершитель нашей веры (Евр. 12:2), а для нас они, в свою очередь, есть пример и образец для подражания. Мы учимся любить, верить, терпеть и нести свой крест до конца, взирая на самоотверженность святых. Христос, Сын Божий Бог и Человек в одном Лице, есть Первообраз и Учитель для верующих. Он являет Собой совершенного Человека, каким его и задумал Бог истинным наследником грядущего Царства Божиего. Господь Сам призывает нас к такому же совершенству: «будьте совершенны, говорит Он как совершен Отец ваш Небесный» (Мат 5:48). Святые именуются святыми, потому что они приближались к этому Совершенству, каждый в свою меру, становясь подобными и преподобными Христу, хоть и были они подобострастны нам. Но единственным смыслом и вдохновением их жизни было Слово Божие. Всю свою жизнь и силы они отдали Богу, и тем соделались сынами Божиими по благодати. Они стали для нас теми наставниками, о которых апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр 13:7).

Мы с вами, братия и сестры, живя по заповедям Христовым, делая их ориентиром и законом своей жизни, усваиваем личное спасение, дарованное Господом всему человечеству. Господь даровал спасение каждому, но не навязывает его никому. Каждый сам волен свободно выбрать принять или не принять этот дар Христов. Каким духом живем, таким и исполняемся. Святым Духом исполняется только тот, кто следует заповедям Христовым, и тот, кто тщательнее следует этим заповедям, тот большей благодатию Божией исполняется. Путь наш христианский тернист и долог, и многие истины открываются нам полнее только в пути.

К примеру, братия и сестры, решились мы жить свято, воодушевились обещаниями блаженства, которое сулит нам благодать Святаго Духа, начинаем мы горячо и решительно менять свою жизнь. Часто начинаем сразу же подражать подвигам великих святых. Пытаемся подобно им пребывать в молитвенном бдении, в строгих постах. И, чем решительнее беремся мы за дело, тем быстрее вдруг открывается нам истина...собственной немощи. Духовное подвижничество постепенно открывает нам познание своей немощи во всем: видим, что нет у нас решимости, нет терпения скорбей, слабоволие в сопротивлении грехам; видим свою самонадеянность, склонность к самообману, явно чувствуем тягу ко греху, которую не в силах преодолеть. Молимся вроде, но небо как будто закрыто для нас не видим желанного результата многие годы. Вернее, результат есть, но противоположный. И, бываем мы близки ко отчаянию, каждый в свою меру: кто-то сразу бросает подвизаться, кто-то сводит свои усилия к минимуму, который с годами становится все меньше и меньшее... Итак, открывается истина нашей немощи. Таков первый плод в познании самого себя.

Долгое такое путешествие по безблагодатной пустыне духовного прозябания может нам помочь глубже осознать другую истину, евангельскую, которою мы слышали множество раз: «… яко без Мене не можете творити ничесоже (Ин 15:5)» говорит нам Господь. Братия и сестры вот как мы решаем обычно возникающую жизненную проблему? Чаще всего сразу расстраиваемся, негодуем, противимся и, наконец, начинаем думать, пытаясь решить проблему своими силами, или обращаемся за помощью к другим. Везде только наша активность, наша энергия и вспоминаем про Бога, в лучшем случае, только тогда, когда ничего не получается или выходит как попало. Горделиво веруя в себя, в собственные возможности, силы, пытаемся сами, без помощи Божией вырулить из создавшегося положения. А где синергия, где нужда в Божием содействии, в Божием благословении? Почему мы не вверяем себя и свою проблему Богу? Почему руль нашего спасения находится в наших руках, а не у Бога? Почему в начале и прежде всего мы не призываем Бога? Причем призывание Бога должно быть не ритуальным, а реальным, настоящим, которое всегда связано с внутренней верой и надеждой на помощь, при всепрощающей любви ко всем без этой троицы в душе молитва наша будет имитацией молитвы. Разве не нам сказано: «… всё, о чем вы молитесь и просите, верьте, что вы получили, – и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете против кого, …» (Мар 11:24-25) « Вы не имеете, потому что не просите. Вы просите и не получаете, потому что плохо просите, для того, чтобы на наслаждения ваши истратить.» (Иак 4:2-3). Так открывается нам наше самонадеяние, маловерие и недоверие Богу.

Когда же человек познает свою немощь в полноте, когда перестанет он опираться на самого себя и начнет уповать сердцем на Бога, когда все свое спасение будет видеть и сердцем полагать лишь в одной милости Божией, когда уже не будет он иметь в себе ничего своего, и уже нищий духом совершенно смирится, тогда начнет в нем действовать одна благодать Божия. О таком состоянии говорил преподобный Серафим Саровский, объясняя свой особый дар прозорливости: «Как железо ковачу, так и я предал себя и свою волю Господу Богу. Как Ему угодно, так и действую; своей воли не имею, а что Богу угодно, то и передаю. <…> Сердце человеческое открыто одному Господу и Один Бог Сердцеведец... А я, грешный Серафим, первое помышление, являющееся в душе моей, считаю указанием Божиим, и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы». Со страхом, как зеницу ока своего берегли благодать подвижники, страшась потерять ее, через малейший намек на укорение кого-либо, или малейшее превосходство над кем-либо, или малейшее недовольство и ропот. Видели себя хуже всех людей и даже твари. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что христианские подвижники видели свою жизнь, как непрерывную цепь грехопадений, отчего в них рождалось глубокое непритворное чувство смирения, которое сопровождало всю их подвижническую жизнь.

Отцы, братия и сестры, в этот день Всех святых молитвенно попросим угодников Божиих поддержать и не бросать нас, унылых, малодушных, ленивых и слабовольных, и, к сожалению, отнюдь не нищих духом. Но, несмотря на всю нашу греховность, помочь нам двигаться и даже ползти, подобно расслабленному в купели Силоамской, к своему спасению. Аминь!


Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 535662

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+11°
сегодня в 10:52
Ветер
2.2 м/с, ЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
754.3 мм рт. ст.
Влажность
90%