Дорогие во Христе отцы, братия и сестры, сегодня святая Церковь предлагает нам задуматься над тем о том, что необходимо делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Этот насущный вопрос интересовал верующих в Бога во все времена. Некий законник – человек начитанный в Священном Писании – приступил ко Иисусу Христу с этим важным вопросом, желая искусить Господа своим вопрошанием. Господь сказал этому законнику – «ты человек ученый, скажи же сам, что сказано об этом в Законе Божием?». Книжник приятно удивил своим ответом и попал точно в цель: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк 10:27). Христос одобрил его ответ и предложил ему руководствоваться этими двумя заповедями, чтобы войти в жизнь вечную. Желая как-то продолжить разговор и оправдаться, законник спросил у Спасителя: «а кто есть мой ближний»? На этот вопрос Господь дал развернутый ответ в форме притчи о милосердном Самарянине. «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон
и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли,
оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.» У этой притчи есть глубокий духовный смысл она говорит нам о Христе Спасителе мира, он есть милосердный Самарянин. Дорога из Иерусалима в Иерихон – это путь греха, ведущий сверху вниз, от Бога к служению дьяволу и плотским удовольствиям, которые предлагает мир. Первым на это путь встал наш праотец Адам, а за ним все человеческое естество – это и есть тот человек, впадший в разбойники, это наша с вами душа, израненная страстями. Священник и Левит, которые прошли мимо израненного путника, это ветхозаветный закон со всеми жертвами, богослужениями и правилами, который не в состоянии был оживить умерщвленную грехами и пороками душу человека. Только добрый Самарянин-Христос смог это сделать, Он воплотился, чтобы спасти человечество от тирании дьявола и открыть нам вход в Царствие небесное. Масло и вино, которыми Самарянин обработал раны, означают милующую, исцеляющую благодать святого Духа. Гостиница — это образ Церкви Христовой, два динария – это церковные таинства покаяния и причащения Тела и Крови Христовой, гостиничный – это образ священника или епископа, который служит людям, совершая церковные таинства.
Что же касается до нас, Господь дал нам в пример милосердного Самарянина в надежде, что мы будем поступать так же, как он в жизни земной, чтобы наследовать жизнь вечную. Через сегодняшнюю притчу о милосердном Самарянине Господь обращается ко всем нам словами: «иди, и ты твори так же». Прошло уже два тысячелетия со времен Христовой проповеди, а большая часть людей, верующих в Господа, до сих пор живут и мыслят, как иудеи и язычники. Кто есть наш ближний, как мы считаем? Большинство из нас ответят так: это наш родственник, мама, папа, сестра, брат или, например, наш соотечественник, русский, православный или тот, с кем мы близко дружим, имеем единые жизненные позиции и взгляды. Так мы зачастую считаем в сердце и живем, руководствуясь каждый своим понятием о том, кто есть ближний. Но это наше понимание далеко отстоит от того образа ближнего, который принес нам Христос. Наш ближний – это любой человек, независимо от того, какой он народности и веры, добрый он или злой, бедный или богатый, друг или враг, для нас прежде всего это личность – человек, который носит в своей душе образ Божий. И когда этот человек попадает в беду и ему нужна помощь, поддержка или просто сердечное сострадание и мы по каким-либо обстоятельствам оказываемся с ним рядом, этот человек для нас становится ближним, так же и мы для него. Простой пример из реальных событий на фронте: воин находит в окопе тяжело раненого бойца, независимо своего или врага, оказывает ему первую медицинскую помощь и, если позволяет ситуация, выносит его с поля боя на себе, рискуя своей собственной жизнью, он забывает о себе, чтобы спасти жизнь другому. Такой поступок показывает, что этот воин, как милосердный самарянин, сотворивший любовь и милость ближнему, становится близок ко Христу и недалек от жизни вечной.
Дорогие братия и сестры, наверное, если нас спросить, почти каждый, как евангельский законник, даст ответ, что надо делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Беда в том, что эти теоретические познания о Боге и спасении мы не реализуем в нашей повседневной жизни. Часами мы можем рассуждать или спорить о спасении души, о молитве, о любви Божией, а когда дело касается реальных поступков и действий по отношению к нашим ближним, тут мало кто может чем похвалиться. Зачастую мы делаем все правильно, как говорится, по понятиям: молимся, ходим в храм, исповедуемся и причащаемся, и порою мним, что любим Бога и Царствие Небесное нам обеспечено. Как сильно мы обманываемся, когда считаем себя людьми духовными, любящими молитву и Бога, а какого-нибудь брата или сестру в сердце презираем, ненавидим или просто не можем простить, это все говорит о том, что мы далеки от любви Божией. Об этом пишет нам апостол любви Иоанн Богослов: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» Чтобы выйти из скорлупы своего я и открыть своё сердце для любви Божией, необходимо и нам в жизни поступать, как милосердный самарянин по отношению к людям. Даже если не хочется и нам самим плохо и на душе тяжко, будем являть любовь и милость ближним, и Господь непременно коснется благодатью нашей души. Такую возможность проявлять милосердие к ближним Господь дает нам почти каждый день, все мы подобны путнику, впавшему в руки разбойников, страдаем от бесов и страстей, мучаемся и страдаем физически и духовно. Господь ждет от нас, чтобы мы не осуждали подобных себе грешников, не «добивали» раненых своим окаменением сердечным и равнодушием, презрением, а миловали, прощали и сострадали их боли, беря её на себя. И самое главное, что нас укрепит и придаст силы – это пример жертвенной любви Бога, которую явил и заповедовал наш Господь Иисус Христос. Через нашу веру, через молитву именем Иисусовым, через наш личный опыт Богообщения и предстояния пред живым Богом наполним наши сердца божественной благодатью Духа Святого и будем стараться нести милость и любовь Божию окружающим нас ближним! Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 584415