Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви» обсудили на Московском подворье Валаамского монастыря

В 1906 году Патриарх Сергий Страгородский написал гимн преподобным Сергию и Герману. Из-за сложной судьбы монастыря рукопись сегодня находится в Финляндии, в архиве Ново-Валаамского монастыря.
21.02.2017 Трудами братии монастыря  5 755
Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства был подготовлен проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви». В настоящее время документ вынесен на широкое обсуждение клириков и мирян Русской Православной Церкви.
unnamed.jpg

В контексте этих обсуждений 19 февраля на Московском подворье Валаамского монастыря состоялась лекция члена комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, секретаря Комиссии Саратовской епархии по канонизации святых - священника Максима Плякина. Лекция, тема которой озаглавлена как «История жанра акафиста», была посвящена широкому кругу вопросов возникновения и бытования одного из самых популярных в православной церковной среде богослужебных гимнографических жанров.

Отец Максим служит в храме Рождества Христова в Саратове, является секретарём Епархиальной комиссии по канонизации святых Саратовской епархии, по роду своей деятельности он подробно изучает акафисты: историю их развития, авторов, распространение и литературную ценность этих текстов.

16832205_608024532726375_7542582003705874165_n.jpg «Известно, что акафисты существовали не всегда, — рассказывает отец Максим. — Первоначально богослужение состояло только из библейских текстов. Затем туда стали попадать тропари, они менялись от службы к службе. Акафисты появляются только к середине V века, вырастая из первых азбучных молитв эпохи царя Давида. В это же время впервые начинает меняться внешний вид богослужения».

Самый известный и любимый акафист - Великий или, как его ещё называют, Похвала Пресвятой Богородице - по мнению экспертов является древнейшим из дошедших до наших дней. Он не всегда начинался со слов «Взбранной Воеводе победительная…». Это добавили лишь в 626 году, после чудесного заступничества Божией Матери за Константинополь. Об остальных подробностях произведения практически ничего не известно: ни точная дата написания, ни автор, ни место происхождения.

«Первый датированный русский акафист относится к 1525 году, — продолжает отец Максим. — Его автор нам известен, это святитель Феодосий. Сам акафист на Успение Пресвятой Богородицы был, вероятно, написан ещё в 70-е годы XV века, однако в рукописном варианте увидел свет позже. К акафисту как части богослужения долго не относились серьёзно. Сергий Радонежский и его ученики одними из первых вводят в келейную молитвенную практику акафисты».

Со временем акафисты были включены и в молебные пения — во многих приходах и монастырях сложился обычай совершать молебен у чтимой иконы Божией Матери или перед мощами местного святого с пением акафиста. Сегодня акафисты занимают весьма заметное место в богослужебном обиходе. Однако порядок использования акафистов отличается в различных местностях и в настоящее время не имеет общепринятого уставного порядка. Начиная с середины XVIII века, число новосоставленных акафистов стало весьма значительным, потребовалось упорядочение их молитвенного употребления. Так сложилась практика, существующая и поныне, представлять новосоставленные акафисты на одобрение Священноначалия. Акафисты, не получившие такого одобрения, не могут быть напечатаны церковными издательствами.


Больше всего прихожан Московского подворья Валаамского монастыря заинтересовала информация об акафисте Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам. В 1906 году Патриарх Сергий Страгородский написал гимн преподобным, поскольку один из основателей обители его небесный покровитель. Из-за сложной судьбы монастыря рукопись сегодня находится в Финляндии, в архиве Ново-Валаамского монастыря. Но копия этого драгоценного издания доступна, её отец Максим продемонстрировал и пояснил некоторые детали. На странице видна соответствующая отметина, вроде печати, которая говорит, что акафист одобрен комиссией, и, что более трогательно, сохранились примечания и правки автора и цензора.

И сегодня далеко не все творческие проявления этого рода имеют «легализованный характер». Но сегодня мы наблюдаем очередную волну - за полтора десятка лет нашего века написано 1842 акафиста на 13 языках! Их качество и возможность тиражирования рассматривает специальная комиссия при Патриархии.

Сейчас комиссия Межсоборного присутствия в настоящее время рассматривается текст акафиста Валаамской иконе Божией Матери.

источник Московское подворье Валаамского монастыря фотографии Д. Булавина

Фоторепортаж о праздновании Валаамской иконе Божией Матери

Справочно

В 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления Валаамской иконы указом Патриарха Московского и Всея Руси было установлено празднование иконе в первое воскресенье после дня памяти святых апостолов Петра и Павла.

Служба Валаамской иконы Божией Матери на церковнославянском языке составлена в 2003 г. схиигуменом Серафимом (Бараделем). Икона является одной из главных святынь Валаамского монастыря и находится нижнем храме Спасо-Преображенского собора в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.

Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в монастыре ведется запись о чудесах, происходящих от иконы). Явление Валаамского образа чрезвычайно глубоко по своему духовному смыслу. Им Божия Матерь Сама засвидетельствовала Свой особый Покров Валааму, и Свое особое присутствие на Валааме. "Там живу. Меня увидишь на Валааме", - эти слова являются откровением Божией Матери о Валааме. Валаамский образ стал знамением избрания Валаама Божией Матерью, его духовного достоинства как Северного Афона. "Северный Афон" - стало вторым духовным именем Валаама.

Космический крестный ход с Валаамской иконой Пресвятой Богородицы

Валаамская икона изображает молитвенное созерцание Божией Матери таинства воплощения через неё Бога-Слова. Богоматерь смотрит чуть опустив очи, погрузив умный взор в Свое сердце, таинственно созерцая Славу восседающего у нее на руках Сына Божия. Икона являет образ исихастской молитвы, монашеского умного делания. Богородица предстает на иконе как Великая Мать Игумения всех монашествующих, Настоятельница Валаамская.

Рекомендуем

Просим оказать помощь "Виртуальный тур «Потаенный Валаам»"

Мы начинаем проект – виртуальный тур «Потаенный Валаам», с помощью которого можно будет, находясь в любой точке мира, посетить остров Валаам с его древней обителью, скитами, часовнями.

Фото Видео 4567

Фотоальбомы

Все фотоальбомы