Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
В Неделю 4-ю по Святой Пасхе Церковь воспоминает чудо исцеления некоего расслабленного, то есть парализованного человека, много лет лежащего или слабо передвигающегося при купальне около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные животные и где был расположен рынок этих животных. Купальня именовалась на иврите «бейт хисда» – что означает «дом милосердия», в переносном значении «место исцеления, благодати». В эту купальню, по временам, сходил Ангел и возмущал воду. Кто первый после возмущения воды Ангелом спускался в воду, тот исцелялся от любого недуга. Несчастный расслабленный лежал около этой купальни, – возможно он мог как-то ползти, может у него были парализованы ноги, Евангелие этого не уточняет, – больной говорит только, что нет человека, который опустил бы его в воду, и когда он сам приходит, то уже другой успевает окунуться в купель. Господь Иисус Христос исцеляет расслабленного и говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И больной верит Ему, встает, берет свою постель и идет.
Чудо исцеления расслабленного произошло в субботу, когда по Закону Божьему необходимо воздерживаться от любой деятельности, в которой нет острой необходимости. Но неразумная ревность о соблюдении покоя субботнего дня ограждала эту Божию заповедь дополнительными человеческими запретами настолько, что они уже препятствовали, даже противодействовали другой не менее, а более важной заповеди Божией о любви к ближнему. Любовь к ближнему как бы отдавалась в жертву ради соблюдения огромного количества мелких человеческих предосторожностей, служащих банальной человеческой мудрости, например, «начнешь с малого, закончишь большим». Проще говоря, прикрываясь ревностию к Закону Божиему, фарисеи и книжники оправдывали свое равнодушие к ближнему, не постигая, что на любви к Богу и любви к ближнему «утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:40).
Каждая евангельская притча или событие всегда многозначно, многопланово. Оно дает пищу для размышления, побуждает нас к богомыслию. Вот Господь исцеляет безнадежного больного и в субботу. Он не таится, делает это даже нарочито явно, можно сказать вызывающе, повелевая расслабленному: «востани, возми одр твой и ходи» (Ин. 5:8). Этой демонстрацией показывая фарисеям и законникам, что суть всех церковных постановлений и запретов заключается в препятствовании злу и страстям, а не богоугодным делам: для добра – нет поста.
Еще в этой истории Господь открывает нам причину болезней и тяжких скорбей. Мы встречаем исцеленного в храме, благочестиво молящегося и благодарящего Бога за свое чудесное исцеление, и там Господь являет ему причину его долгой и тяжелой скорби: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Мы не знаем, как именно он грешил и какие у него были греховные пороки. Можно только предположить, что грех глубоко пустил корни в душу этого человека и мог окончательно погубить ее, и что для спасения его души необходимы были все эти тяжкие страдания, которые смиряли человека почти сорок лет. Конечно, не всякое страдание есть признак греховности того, кто страдает. Многие праведные люди по неизведанным Божиим судьбам промыслительно страдали: праведный Иов, пророки, мученики, многие святые, – да и Сам Господь страдал за наши грехи. По слову апостола Павла: грех в мир вниде и грехом смерть (Рим. 5, 12), а грех отлучает человека от Бога – источника жизни. Отлучение же от жизни – и есть страдание и смерть. Всякая греховная сладость по словам Святых Отцов рождает муку, а значит и страдание. Грех связан с нашими болезнями. «В духовной жизни», – говорит старец Паисий Святогорец, – действуют духовные законы. Если мы искренне покаемся в каком-то из наших грехов, то потом нам не надо будет расплачиваться за него болезнью». А, святитель Феофан рекомендует «больному прежде всякого другого дела очистится от грехов и в совести своей примирится с Богом». Скорби и болезни приводят человека к смирению. Вот и расслабленный проявил глубокое смирение; он 38 лет не успевал к источнику, но не роптал на свою участь, а когда Христос сказал ему: «возьми одр твой и ходи», – не усомнился, но встал на ноги и пошел.
В духовном аспекте эта история повествует нам о душе человека, которая в богослужебных песнопениях этой Недели сравнивается с расслабленным. Причина болезни его одна – грех, и исцеление только одно – Христос. Как часто наша немощная душа подвизается одна, подчас, много лет пытается своими силами исцелится от страстей и спастись для Царства Божия. Но немощна, и человеческой помощи недостаточно, да и немного ее в наши времена. Надежда у души одна – Богочеловек Иисус Христос, который, видя труд и смирение кающейся души, Сам подходит к ней и исцеляет. Этот образ расслабленного, пытающегося терпеливо и смиренно самому доползти к божественному источнику благодати, но получившего спасение от Христа, хорошая иллюстрация, что мы сами значим без содействия Божией благодати.
Большинство православных христиан, подвизающихся о своем спасении (их сейчас принято называть воцерковленными), опытно знают, как часто душа находится в расслабленном состоянии. Знают ее грехолюбие и одержимость страстями. Такое осознание всегда должно предшествовать покаянию и плачу о грехах. Без такого опытного познания своей немощи невозможно духовное преуспеяние. Прп. Макарий Великий говорит: «у человека есть желание быть чистым, неукоризненным, неоскверненным, не иметь в себе порока, всегда же пребывать с Богом; но сил на это у него нет... человек сам собою не в состоянии избавить себя от противления, от скитания помыслов, от невидимых страстей и козней лукавого». «Сверхъестественная сила благодати — пишет прп. Иустин Челийский — дает человеческому естеству силы к подвигу очищения верой, надеждой и любовью. Страшно обманывает себя тот, кто думает, что этот тяжелейший подвиг можно совершить лишь своею собственною силою, без содействия Святого Духа, без соединения своей человеческой силы с благодатной силой Святого Духа. Кто останавливается на своей только праведности и думает сам себя избавить, тот трудится напрасно и вотще… неблагопотребна для небесных обителей, неблагопотребна для царствия та душа, которая думает сама собой и своими только силами без Духа преуспеть в совершенной чистоте. Если человек ограничится лишь своим деланием и не будет надеяться приять нечто странное природе своей (т.е. благодать Духа Святого), то он не может принести достойных плодов Господу (прп. Макарий). Чисто человеческая деятельность может творить добрые дела, но никогда эти дела не будут чистыми, совершенно чистыми от грехов.
Спасение прямо и существенно зависит от содействия воли и благодати. Но это содействие целиком основывается на свободном, непринужденном хотении воли принять благодать в качестве своего соработника. Благодать проявляется в человеке после многих испытаний (проверок) Духом Святым его воли и свободы выбора. Благодать Божия является побуждающей, а не принуждающей, чтобы сохранилась свобода воли». По прп. Макарию «свобода, возможная для человека, простирается на то, чтобы противиться диаволу, а не на то, чтобы при сей возможности непременно иметь и власть над страстями. Ибо сказано: “аще не Господь созиждет дом и сохранит град, всуе бде стрегий” и трудится зиждущий» (Пс. 126:1).
Как же достичь содействие Божией благодати? Надо противится предложениям врага и выбирать сторону Христа, подкрепляя себя непрестанной молитвой. Прп. Макарий учил, что через собирание своих грехом рассеянных помыслов в одно молитвенное устремление ума к Богу надо ожидать содействие Божией благодати. «Если не обленимся – говорит он – и не дадим у себя пажитей бесчинным порочным помыслам, но волею своею привлечем ум, понуждая помыслы устремиться ко Господу: то, без сомнения, Господь Своею волею приидет к нам, и действительно соберет нас к Себе; потому что все благоугождение и служение зависит от помышлений». Вот конкретный способ соединить ум с молитвой: так, чтобы каждая мысль сама собой выливалась в молитву, заканчивалась молитвой от прп. Иустина Челийского: «Для христолюбивого труженика уже на земле достижим идеал: каждую мысль закончить и совершить Богом, Господом Иисусом Христом – Богочеловеком. С этой целью нужно вначале молиться по четкам короткими молитвами, как-то:
1) Господи Всеблагий, омолитви меня, грешного;
2) Господи Всемилостивый, научи меня молиться;
3) Господи, дай мне молитвой взирать на мир.
Такие и подобные им молитвы нужно воссылать к Пресвятой Богородице, к великим святым, особенно к святому Златоусту. Особенно часто нужно молиться той молитвой, которая прилепится к сердцу или согреет его».
Молитвами святых, обретших еще в земной своей жизни Божественную благодать и помощь, да укрепит Господь наши расслабленные души.
Аминь!
Использованная литература:
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481286