Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братия и сестры, вот незаметно и прошли, пролетели сорок дней, как мы отпраздновали Светлую Пасху и наступил праздник Вознесения Господня.
В Священном Писании нам повествуется, что Господь наш Иисус Христос по Воскресении Своем из мертвых сорок дней являлся ученикам и апостолам, говоря им о Царствии Божии. В сороковой же день повелел всем им собраться в Галилеи. И в Вифании на горе Елеон состоялась последняя беседа Спасителя с учениками, где, благословив их, Господь поднялся в глазах их и стал возноситься на небо, пока облако не скрыло Его от очей их. Ученики же продолжали стоять и смотреть на небо – туда, куда вознёсся возлюбленный их Спаситель, Господь наш Иисус Христос. И вдруг явились апостолам два ангела в белых одеждах и сказали им: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11).
Если мы обратимся к истории первых христиан, то мы увидим, что они жили очень благочестиво, ревностно исполняя евангельские заповеди Христовы, ожидая Его второго пришествия. Никакие скорби, никакие страдания и лишения в этой земной временной жизни не могли разлучить их от любви к Богу, не могли устрашить их. А жили они в трудные, тяжелые времена гонений и мучений, времена скорбей и испытаний, испытаний их веры и верности Господу нашему Иисусу Христу. Но любовь к Богу затмевала все эти скорби и жаждали они только одного – жаждали Царствия Божия, которое придёт со вторым пришествием нашего Спасителя. Жаждали они прибывать со Христом во веки!
Возлюбленные братия и сестры, вспомнив о подвигах христиан первых веков, посмотрим теперь на самих себя. Как сегодня мы живём? Что мы часто слышим в наше трудное время? А слышим и говорим, что времена ныне последние, что скоро придёт Антихрист, страдания и мучения ожидают всех нас. И многих это устрашает, многих это повергает в уныние и в отчаяние. Многих это приводит в страх перед грядущими испытаниями, перед теми событиями, которые описаны в Апокалипсисе святым Иоанном Богословом.
Но почему так происходит? Почему же мы боимся этого? Почему мы в наше время часто говорим на темы пришествия Антихриста, нежели на темы пришествия Христова?
Вспоминаются слова прп. Паисия Святогорца, который рассказывал, как пришли к нему паломники и начали беседу о последних временах, об испытаниях, о страшных мучениях, об Антихристе. То и дело было слышно – Антихрист, Антихрист. И преподобный Паисий прервал их беседу и сказал: «Что вы всё заладили – Антихрист, Антихрист? Давайте поговорим о Христе!» Замечательные слова преподобного!
Мы настолько осуетились, настолько прельстились этим миром, настолько страшимся тех испытаний, которые грядут на Вселенную, что всё это затмило самое главное событие – второе пришествие Христово!
А почему же так происходит? Не потому ли, что мы прельстились благами этого мира, его комфортом? Не потому ли, что полюбили грех? Порабощены страстями, которые царствуют в наших сердцах, т.к. мы не боремся с ними, и они уже укоренились в нас, в нашем обществе, они вросли в наше сознание, в нашу жизнь. Греховные страсти, пороки стали нам настолько близкими и родными, что мы боимся разлучиться с нашим телом, боимся потерять всё то, что имеем в этой греховной земной жизни.
Жизнь – это дар Божий, и прожить её необходимо с Богом, а не с грехом и услаждением порочных страстей. Как и апостол Иоанн нас наставляет: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2:15-17).
Вот к чему нам с вами необходимо стремиться, если мы именуемся христианами. Т.е. необходимо стремиться к любви к Богу, а любящий Бога творит волю Его, исполняя Его святые заповеди, Его Закон. И как Сам Христос сказал нам во святом Евангелии, что весь закон основан на двух заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).
По вознесении Господнем ученикам и апостолам Христовым явились два ангела, которые им сказали, что Христос, Вознесшийся от вас на небо, придёт таким же образом на Землю, чтобы судить живых и мертвых. Поэтому второе пришествие Христово, как разъясняет нам Священное Писание, будет уже не для спасения грешников, не для вразумления и наставления, не для беседы, а для Страшного Суда живых и мертвых. Будет всеобщее Воскресение.
Обратим же свой взор на икону Спасителя – на самую распространённую иконографию, изображающую Господа Вседержителя. Как Он изображён? Мы видим, что в левой руке Спасителя и Праведного Судии находится Евангелие, а правая рука изображена со сложенными перстами для благословения. Пусть же это изображение приведёт нас к размышлению о событии Страшного Суда, где все грешники, – те, кто пренебрегал Евангелием, заповедями Божиими, – станут в тот час по левую сторону Христа. И вот тогда это самое Евангелие станет немым укором всем, кто не жил по евангельскому учению Господа и Бога нашего. Грехи наши, дела и слова осудят нас с вами, если мы не будем исполнять Святое Евангелие, если не будем его любить и жить так, как заповедал Христос. В то же время те, кто потрудится, кто будет понуждать себя на исполнение евангельских заповедей, станут на Страшном Суде одесную Спасителя и получат Его святое благословение. Они и услышат вожделенные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:34-36). Ибо всё, что из этого вы сотворили ближнему своему, вы сотворили для Меня!
В нашей земной повседневной жизни мы не только пренебрегаем этими словами евангельского учения, но и пренебрегаем простыми делами любви, заботы о ближнем, делами милосердия. Ведь посмотрите, вот заболел наш знакомый человек, наш ближний, – попал в больницу. И мы по каким-то обстоятельствам не можем навестить его, помочь лекарствами, помочь материально. Но мы же с вами живём в прогрессивном веке мобильного общения. И если нам известен телефонный номер этого нашего брата, нашего ближнего, то неужели нам так трудно позвонить ему или хотя бы написать в сообщении пару тёплых, добрых слов, поддержать человека в трудное болезненное для него время? Помолиться за него и дома, и в храме – оказать духовную милостыню?
Оглянитесь вокруг, сколько дел милосердия мы можем совершать на каждом шагу своей жизни! Простых дел! В общественном транспорте уступить место другому, помочь немощной старушке поднять тяжелый багаж по крутым ступеням, подать чашу студёной воды жаждущему во Имя Господне – и многое другое, и всё с приветливым лицом, с любящим сердцем и во славу Бога. Ведь, казалось бы, малые дела, а сколько добра, милосердия они несут. Простое, тёплое слово поддержки в сообщении болящему человеку в больнице сколько радости и ободрения могут принести. Как говорится: ласковое слово и скотине приятно, – а мы и в отношении людей подобного не совершаем! Простые, добрые слова и дела! Как они важны, как они ценны в очах Божиих! Казалось бы, совсем мелочь, а человеку приятно и утешительно. Казалось бы, совсем крупица добра евангельской любви, заботы к ближнему, а и это не забыто у Бога. Господь помянет нам эту крупицу любви на Страшном Суде. Почему и первые христиане на каждом шагу своей жизни творили добро окружающим, ближнему своему. Жили по любви евангельского света и жаждали пришествия Христова, чтобы вечно с Ним жить в этом блаженном свете любви! Вот и нам с вами, дорогие мои, надо спешить творить добро, творить дела милосердия, дела евангельской любви. И тогда у нас не будет никого страха перед грядущими событиями апокалипсиса, а будет радость о скором пришествии Христовом.
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). И как наставляет св. ап. Павел – «…да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны» (Кол. 3:15). «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:29-31). «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32). И вот если таким образом мы пройдём путь своей земной жизни, то на Страшном Суде при втором пришествии Христовом да сподобимся услышать блаженный глас Спасителя нашего Иисуса Христа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!» Аминь.
Вознесение Господне, 2020 год
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481224