Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Вновь, отцы, братия и сестры, мы собрались в этом храме почтить память основателей святой Валаамской обители, преподобных и богоносных отец наших Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. Наверно, все здесь присутствующие знают, что до нас не дошли не только письменные свидетельства жития Преподобных, но и, вообще, какие-либо достоверные сведения о них. В братской памяти монастыря запечатлелась лишь их благодатная помощь. Не знаем мы их земного жития, но по той многовековой благодатной помощи христианам и неувядаемой славе их, право судим, что немало угодили они Богу. Память человеческая слаба и изменчива, Господь же верен и неизменен.
Здесь было место подвигов Преподобнейших отцев наших, здесь они и почивают и до ныне во благоухании святыни. Мощи их под спудом покоятся в сем храме, и, как мы хорошо знаем, обильно источают Божественную благодать всем с верою и любовию к ним прибегающим. В этот памятный день много веков назад вернулись они мощами в свою родную обитель из Великого Новгорода, где их укрывала братия от воинствующей злобы заблудших еретиков. Дивно, что через мощи святых одним христианам, впавшим в ересь, Господь попускает впасть в погибельные грехи богоборчества, верным — дает возможность мужественно на деле доказать свою правую веру. Ересь есть плод гордыни, как учит Св. Игнатий и вся Церковь, а: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, вещает нам Апостол Иаков (Иак.4:6).
Каким смирением стяжали великую благодать Преподобные, знает один лишь Бог. Жизнеописания, Преподобных, как уже говорилось, не сохранилось. Подвиги и жизнь их остались сокровенны для нас. Но слово Божие говорит: «Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя» (Мф.5:14). Благодать Божия, которую стяжали смирением наши Преподобные, пребывает вместе с ними и до ныне. Изобильно преизливается она вокруг Валаамской обители. Почему два монаха из южных земель решились жить в далекой северной стране, и прожили на этом месте так, что слава их не меркнет уже тысячу лет? Избранники Божии, никогда не ищут своей воли, но всегда стараются следовать воле Божией. Через них совершается Промысел Божий о месте и людях, где они живут. Господь, промышляет через них о том, что мы позже называем историей. Своей воли такие люди уже не имеют, от привычки во всем следовать воле Христовой, — а, это и есть смирение: во всем следовать воле Божией, иметь всегда мир с Богом, абсолютно никогда не противиться Ему. Потому, и Господь дает им благодать всегда так жить. Бог ведет их по жизни, испытывает и очищает скорбями и искушениями, что бы могли они полнее воспринять Божию благодатную силу, которая будет изливаться чрез них на всех. Такими избранниками были многие монахи-подвижники, первоначально подвизавшиеся в Валаамской обители: Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, Александр Свирский, Авраамий Ростовский и многие другие основатели древних русских монастырей.
Читая и сравнивая житиях святых, мы отчетливо видим общую черту, характерную для них - это следование Христу во всем, во всех обстоятельствах, даже самых крайних. Подобно Христу, который всегда подчинял Свою человеческую волю воле Бога Отца, святые подвижники всегда и во всех обстоятельствах покоряли свою волю воле Божией, все более и более уподобляясь в этом послушании Христу. И, наконец, Бог поселяется в них неотлучно, совершая их Преподобными. Порой Христовы последователи проявляя такую решимость в исполнении воли Божией, что, казалось, жизненные обстоятельства для них не имеют никакого значения. В житии Преподобного Александра Свирского, читаем, как он, сраженный тяжелой болезнью, от боли не имея возможности даже стоять, лежит на снегу, один в глухом лесу, на многие версты вдалеке от человеческого жилища. Он лежит, и бодро поет псалмы на память, прославляя Бога, будто ничего особенного с ним не происходит. Похоже, что внутренне он готов даже умереть, ибо смерть для него была бы, как и для апостола Павла, приобретением,. Тайна такого безстрашия в том, что последователи Христовы, никогда не теряли своей связи с Богом. Они пребывали в Боге и ощущали Бога. Знали, что Бог пребывает с ними. И даже в самых тяжелых обстоятельствах они уповали на Бога, не безпокоясь ни о чем. Относились ко всем скорбным обстоятельствам своей жизни так, как будто только их и ждали.
А, как же быть нам, не способным к несению таких великих подвигов: удаляться в пустыни, воздвигать обители? Как быть обремененным семейными и общественными обязанностями, живущими посреди людской сумятицы? Оказывается, и мы, братия и сестры, в свою меру можем уподобиться преподобным. Также как они, мы можем и должны непрестанно отрекаться от своей воли в пользу воли Божией. Мы должны помнить и знать, что в основе спасения лежит глубокий переворот сознания и свободного подчинения своей воли благодати Христовой, которая заключается в Его словах, заповедях, церковных таинствах, в руководстве жизни по Святым Отцам. Которая зарабатывается терпением, любовью и, наконец, полным смирением и преданием себя в руки Божии. Насколько человек, отвергая свою волю, стремится жить волей Христовой, настолько он свят. Чем совершеннее наша причастность воле Христовой, тем совершеннее наша причастность к Божественной жизни, тем более мы близки к обожению.
Христианская жизнь всегда понималась святыми отцами как причастие жизни божественной, как процесс обожения, от которого Адам был отлучен в результате грехопадения, но которое снова стало доступно во Христе. Обожение во Христе не есть метафора или фигура речи, это реальное соединение с Богом, с Его силами. Человек тогда уподобляется Христу, становиться, как и Христос, сыном Божиим, сыном с маленькой буквы. О христоподобии говорит Апостол Павел, обращаясь к Коринфянам: «Мы имеем ум Христов» (1 Кор.2,16), или вопрошает «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне» (1 Кор. 13, 3), а также: «Думаю, и я имею Духа Божия», а также Галатам «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Именно через исправление нашей воли совершается обожение. Насколько полнее мы творим волю Божию, настолько мы святы. Через исполнение воли Христовой, Христос вселяется в нас. Святые радуются радостью Христовою и скорбят о том же, что и Он. Когда говорят — то, говорят как бы устами Его, когда действуют — то, действуют как бы руками Его.
И мы с вами, братья и сестры в крещении приняли начаток, семя, росток христоподобия. Как росток требует полива и ухода, чтобы вырасти в полное растение, так и росток христоподобия, через причащение Святых Таин Христовых, через следование, исполнение заповедей Христовых, растет, «дондеже вообразится Христос» в нас. Главное правило христианской жизни, которое мы должны всегда помнить и исполнять — это следовать Христу, черпая силы в Таинствах Церкви. Следовать Христу всем умом, сердцем и волей.
Молитвами Преподобных Отец наших Сергия и Германа, а также всех просиявших некогда на Валааме святых отец Господь да утвердит в наших сердцах такое духовное расположение. Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481215