Страстная седмица: Великий Понедельник

Толкование на два фрагмента из Евангелия от Матфея: вопрос старейшин синедриона в попытке уловить Иисуса на слове и рассказанная Им в ответ притча о двух сынах, посланных отцом в виноградник.
26.04.2020 «Троицкiй Листокъ», 1898 год  3 665


«КАКОЙ ВЛАСТЬЮ ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ?..» (Мф. 21:23–27)

Торжественный вход Господа Иисуса в Иерусалим привел первосвященников и книжников в крайнее замешательство. Незадолго перед тем они решили убить Его и сделали распоряжение, чтобы каждый, кто узнает, где Иисус, немедленно о том донёс им. И вдруг они слышат, что этот, осуждённый ими Иисус, по-царски торжественно вступает в Иерусалим и, в явный укор им самим, не радевшим о святости храма Божия, изгоняет из этого храма торговцев и менял...

Ясно, что Он начинает действовать, как Мессия. Что им было делать? Немедленно задержать Его, предать суду? Но Его постоянно окружают тысячи преданного Ему народа... может произойти возмущение. Это они уже раньше обдумали и постановили взять Иисуса и убить, «только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» (Мф. 26:5). Они придумали отправить к Нему от лица всего синедриона посольство, чтобы публично, в присутствии народа, произвести формальный допрос касательно Его поступков и намерений.

Всё было обдумано очень хитро и в то же время благовидно и законно. По общему мнению, синедрион имел право испытывать пророков и судить об их достоинстве. Избраны были из членов синедриона почётнейшие священники, которых евангелист называет даже архиереями, потому, вероятно, что они стояли во главе той или другой «чреды» священников, а также народные старейшины и учёные книжники (Лк. 1:5). Без сомнения, это посольство обратило на себя всеобщее внимание народа, наполнявшего все притворы храма, и толпы почтительно расступились, давая дорогу столь важным членам синедриона...

В лице этих избранников являлся перед Господом не только синедрион, но и весь народ Иудейский. Самые ученики Господа не могли равнодушно отнестись к этому посольству: они, конечно, желали, чтобы члены синедриона признали их Божественного Учителя за Мессию так же, как признали и они, Его ученики. Тогда исчезла бы всякая опасность со стороны синедриона как для Господа, так и для Его последователей.

***

И вот, на другой день после торжественного входа Господа в Иерусалим, КОГДА ПРИШЕЛ ОН, Иисус Христос, В ХРАМ, в один из обширных притворов храма, где всегда собиралось множество народа, И УЧИЛ, с важностью и сознанием своего достоинства подошли, ПРИСТУПИЛИ К НЕМУ, прерывая Его беседу с народом, эти ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ, представители верховного иудейского судилища, И СТАРЕЙШИНЫ НАРОДА с учеными книжниками И СКАЗАЛИ, обращаясь к Иисусу Христу со строгим допросом, как начальники: синедрион желает, по своему долгу, знать: КАКОЮ ВЛАСТЬЮ, Божеской или человеческой, ТЫ ЭТО ДЕЛАЕШЬ?

Они так рассуждали: если Он скажет, – Я это делаю Своей властью, то можно будет оклеветать Его, как самозванца; а если скажет, – Я творю это Божественной властью, то потребовать от Него доказательств Божественного посланничества, а не представит, то обвинить Его в богохульстве.

Нет сомнения, что весь окружавший народ с глубоким вниманием ожидал, что скажет им в ответ великий Учитель Чудотворец. Господь выслушал, но не ответил прямо. Он дал им понять, что если бы они действительно нелицемерно хотели знать о Его власти, то давно бы уже знали, и не спрашивали Его Самого.

ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: СПРОШУ И Я ВАС ОБ ОДНОМ; ЕСЛИ О ТОМ СКАЖЕТЕ МНЕ, если вы дадите Мне прямой ответ, ТО И Я ВАМ СКАЖУ, КАКОЮ ВЛАСТЬЮ ЭТО ДЕЛАЮ.

Книжники молчали, показывая согласие. У них самих было в обычае отвечать на вопрос вопросом же, и это служило даже к чести того, кто отвечал таким образом.

И Господь продолжал: как вы думаете, КРЕЩЕНИЕ ИОАННОВО, а равно и все служение Его, ОТКУДА БЫЛО: С НЕБЕС, от Бога, ИЛИ ОТ ЧЕЛОВЕКОВ, человеческое изобретение? Богом ли послан Иоанн на своё служение, или он простой человек и сам себя выдавал за посланника Божия, т.е. обольщал народ? Отклонить этот вопрос не было возможности; напротив, нельзя было найти другого вопроса, столь близкого к делу.

Книжники хорошо поняли смысл слов Господних; они сразу почувствовали, что сами попали в то безвыходное положение, в какое хотели поставить Иисуса Христа. Воплощённая Божия Премудрость, по выражению блаженного Феофилакта, «уловила самих мудрецов в коварстве их».

Если бы они говорили с Господом наедине, то их язык, привыкший ко всякой лжи и лукавству, не затруднился бы ответить, что Иоанна они не признают пророком Божиим, что поэтому и его крещение они считают человеческим измышлением, а не Божиим учреждением.

Но теперь, когда вопрос предложен им в присутствии множества народа, который так уважал Иоанна при жизни, и ещё более стал чтить после его мученической кончины, они не посмели высказать своё мнение об Иоанне. Может быть, прошло несколько минут, пока они молча обдумывали свой ответ. ОНИ ЖЕ РАССУЖДАЛИ МЕЖДУ СОБОЮ: ЕСЛИ СКАЖЕМ: С НЕБЕС, ТО ОН СКАЖЕТ НАМ: ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ НЕ ПОВЕРИЛИ ЕМУ? Почему не хотите принять его свидетельство обо Мне? А ЕСЛИ СКАЗАТЬ: ОТ ЧЕЛОВЕКОВ, – БОИМСЯ НАРОДА, ИБО ВСЕ ПОЧИТАЮТ ИОАННА ЗА истинного Божия ПРОРОКА. Тогда народ может побить нас камнями.

И, невольно скрывая в себе чувство злобы, СКАЗАЛИ В ОТВЕТ ИИСУСУ: НЕ ЗНАЕМ откуда было крещение Иоанново; синедрион наш ещё не решил этого вопроса. Какой стыд, какой позор должны были испытать при этом гордые представители синедриона! Они, присяжные толкователи Писаний, признанные учители народа, теперь вынуждены перед всем народом публично засвидетельствовать, что они плохие судьи в решении вопросов о достоинстве пророков: им ли было решать вопрос об Иисусе? Это было поистине страшное унижение, которого они никогда не могли ни забыть, ни простить.

Иисус Христос не стал, по милосердию Своему, допрашивать их больше, но не счёл нужным отвечать и на их вопрос: СКАЗАЛ ИМ И ОН: И Я ВАМ НЕ СКАЖУ, КАКОЮ ВЛАСТЬЮ ЭТО ДЕЛАЮ. Вы лукаво поступаете, и потому не стоите ответа. Господь не говорит: «Я не знаю», но говорит: «не скажу», ибо «Истина говорить неправды не может»...

ПРИТЧА О ДВУХ СЫНАХ, ПОСЛАННЫХ ОТЦОМ В ВИНОГРАДНИК... (Мф. 21:28–32)

Тогда Господь, чтобы обличить их лицемерие, обратился к посланцам синедриона с новым вопросом, на который уже нельзя было не ответить, хотя этот вопрос клонился к совершенному их посрамлению. По обыкновению, Господь заключил Свой вопрос в притчу. Может быть, – сказал Он, воззрев на книжников, – вам легче будет дать ответ вот на этот рассказ.

КАК ВАМ КАЖЕТСЯ? У ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА БЫЛО ДВА СЫНА; И ОН, ПОДОЙДЯ К ПЕРВОМУ, СКАЗАЛ: СЫН! ПОЙДИ СЕГОДНЯ РАБОТАЙ В ВИНОГРАДНИКЕ МОЕМ. НО сын был столь груб, что решительно отказался: ОН СКАЗАЛ В ОТВЕТ: НЕ ХОЧУ; А ПОСЛЕ, РАСКАЯВШИСЬ, ПОШЕЛ, одумался, понял, что огорчил отца и пошёл работать в винограднике.

И ПОДОЙДЯ К ДРУГОМУ сыну, ОН, отец, СКАЗАЛ ТО ЖЕ, что и первому. ЭТОТ, со всем уважением к родителю, СКАЗАЛ В ОТВЕТ: ИДУ, ГОСУДАРЬ; И, однако же, НЕ ПОШЕЛ. КОТОРЫЙ же ИЗ ДВУХ ИСПОЛНИЛ ВОЛЮ ОТЦА? – сказал Господь, устремив Свой взор на книжников.

Совопросники не поняли ещё, куда клонится притча, и гордым, решительным ответом хотели показать, что они ни в каком случае ее к себе не относят. ГОВОРЯТ ЕМУ: разумеется, ПЕРВЫЙ. Так Господь заставил их произнести приговор против самих себя, осудить самих себя в другом лице.

«Так как они не хотели сами сознаться в своей вине, то Христос притчей доводит их до Своей цели», – говорит святитель Златоуст, – и затем уже открывает им самый смысл Своей притчи.

ИИСУС ГОВОРИТ ИМ: не то же ли самое происходит и с вами? ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО МЫТАРИ И БЛУДНИЦЫ, которых вы так гнушаетесь, ВПЕРЕД ВАС (впереди вас) ИДУТ В ЦАРСТВО БОЖИЕ, а вы, которые думаете, что имеете полное право на него, будете изгнаны из него, хотя и могли бы войти в него вслед за мытарями и блудницами, если бы раскаялись.

Но вы стали неспособны уже к покаянию и так ясно обнаруживаете это в своих делах. ИБО ПРИШЕЛ К ВАМ ИОАНН ПУТЕМ ПРАВЕДНОСТИ, жил и учил, как истинный Божий пророк, как истинный праведник по духу Закона Моисеева, строгий подвижник и ревнитель правды в духе Илии.

Вы не можете сказать о нём, что он был человек своекорыстный или не богоугодный; напротив, если кто из людей осуществил на деле ветхозаветную праведность, о которой и вы думаете ревновать, то, конечно, Иоанн Креститель, и вы по одному этому уже должны бы поверить ему.

И, несмотря на это, ВЫ НЕ ПОВЕРИЛИ ЕМУ, не поверили его проповеди, не принесли покаяния, которого он требовал. Так поступили вы, которые, подобно тому, второму сыну, непрестанно твердите, что готовы исполнять волю Небесного Отца (Лк. 3:12–13).

А МЫТАРИ И БЛУДНИЦЫ ПОВЕРИЛИ ЕМУ, эти люди, вами презираемые, оказывавшие дотоле непокорность воле Божией, поверили Иоанну, покаялись. А между тем Иоанн прежде всего пришел к вам, а не к ним; по крайней мере, их пример должен был бы тронуть вас.

ВЫ ЖЕ, И ВИДЕВ ЭТО их обращение, НЕ РАСКАЯЛИСЬ ПОСЛЕ, ЧТОБЫ ПОВЕРИТЬ ЕМУ. Вы остаетесь упорными, нераскаянными. Поэтому мытарям – большая похвала, а вам осуждение: во-первых, за то, что не хотите веровать, во-вторых, за то, что лицемерно скрываете это нежелание, притворяетесь, будто ищете правды Божией, посылаете с вопросами, то к Иоанну: «кто же ты?» (Ин. 1:22); то ко Мне: «какою властью Ты это делаешь?» (Мф. 21:23).

***

Под двумя сынами некоторые толкователи, в том числе и святитель Иоанн Златоуст, разумеют язычников и Иудеев: первые, не давая обещания в послушании и не слышав Закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя и говорили: «всё, что сказал Господь, исполним и будем послушны» (Исх. 19:8), но на самом деле не оказывали покорности Закону.

Потому, дабы Иудеи не думали, что Закон и без исполнения приносит им пользу, Христос показывает, что именно это и осуждает их. Согласно с этим говорит и Павел: «не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2:13).

Итак, заключает своё толкование на эту притчу святитель Златоуст, никакой грешник не должен отчаиваться, равно как и добродетельный человек не должен предаваться безпечности в надежде на себя. Ибо может случиться, и очень часто, что блудница предварит его. И грешник не должен отчаиваться, ибо ему ещё можно даже превзойти первых.

Когда мы с пламенной любовью обращаемся к Богу, то Он не поминает прежних грехов наших. Бог не как человек: Он не укоряет в том, что уже прошло. Когда мы раскаиваемся, Он не говорит нам: для чего вы столько времени удалялись от Меня? но уже любит нас, когда мы приходим к Нему, если только приходим к Нему как должно.

Примеры этого не только в Новом, но даже и в Ветхом Завете можно видеть. Кто был хуже Манассии? Но он возмог умилостивить Бога. Кто был счастливее Соломона? Но он, предавшись безпечности, пал. Кто был блаженнее Иуды? Но он сделался предателем. Кто был более достоин сожаления, как не Павел? Но он сделался апостолом. Кто был хуже Матфея? Но он сделался евангелистом.

Сколько можно видеть подобных примеров, и древле бывших, и ныне случающихся каждый день! Господь говорит самонадеянному: «кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1-е Кор. 10:12), а падшему: «разве, упав, не встают?» (Иер. 8:4).

«Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие» (Ис. 35:3). «Бодрствуйте», – говорит Он благочестивым, – а нечестивым: «встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф. 5:14).

Одни должны сберечь свое здоровье, другие излечиться от болезни, ибо много страждут. Многие больные возвращают себе здоровье, а многие здоровые по своей безпечности впадают в болезнь.

Потому Господь говорит одним: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже», а другим: «хочешь ли быть здоров?., встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:14, 6, 8). Хотя бы тридцать восемь лет ты страдал, если только пожелаешь быть здоровым, ничто не воспрепятствует.

И ныне Христос предстоит, и ныне говорит: «возьми постель твою!» Благодать Его не истощается, не оскудевает...


«Троицкiе Листки», 1898 год,

по материалам сайта "Азбука веры"


Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 422984

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+16°
сегодня в 23:18
Ветер
0.0 м/с, ЗCЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
768.0 мм рт. ст.
Влажность
84%