Память о смертном часе непрестанно была при нем, и часто говорил он об этом, особенно во время трапезы:
– Вот, братия, живем мы, да смотрите ещё как живем: сыты, одеты, всё готовое у нас, – а доживем ли до завтра? да что до завтра, может быть чрез мгновение судия нас позовет, и за всё с нас спросится: за каждое слово, самое незначительное, но праздное, за каждый взгляд нескромный! Ох страшно, страшно и подумать, что отвечать будем?
Шла братия к старцу как к отцу и в важных, серьезных случаях жизни, и в маловажных, всё и всех он выслушивал, всё с молитвою обдумывал и давал всех удовлетворявшие ответы. Только говорил он, «если уж пришли ко мне, худоумному, за советом, то уж ради Бога и исполняйте, что говорю, ибо не от себя говорю я, а от св. Писания (а оно от Духа Святого), от св. Отцов и Учителей Церкви и иногда лишь от собственного опыта; даже если что и от себя говорю, то верю, что Господь, посылающий ко мне нуждающихся, не оставляет и меня грешного без наставления, как помочь им. Я очень грешный человек и непотребный, но ведь и Валаам, и Каиафа пророчествовали по повелению Божию. Если идёте за советом, то уж и исполнять его надо, а так себе искушать Бога грешно!»
Посетили о. Никиту студенты и просили сказать что-нибудь в назидание. Старец смиренно отказывался, говоря что они (студенты) больше его знают. «Мы что? Если и знаем малость, то только умом, а вы опытно переживши здесь всё. Это совсем иное дело!»
– Кто его знает? Трудишься, вот трудишься помаленьку, а угодны ли Богу-то твои труды? Ну, а все-же благодарение Ему, Создателю, и за это.
– Да как же так? Ведь вы подвизаетесь же? Значит, должны надеяться на милость Божию, на угодность пред Ним?
– То правда! Все таки нужно надеяться на Его милосердие, – ну а ручаться вот и не можешь, угоден ты Богу или нет! Ну, а всё равно благодари, знай Господа! Сделал – благодари! Получил милость от Бога – опять благодари! Скорбь ли нашла, не выходит твое дело, – не падай духом, опять благодари: видно, уж это для нас же лучше; Господь-то Промыслитель знает, что творит. Он и скорбь посылает, для нас же лучше. Ну, благодари и радуйся!
По дороге один из студентов сказал о. Никите:
– Вот как-то нервничаешь, раздражаешься на людей и сердишься на них...
– А ты старайся не гневаться... Смиряй себя... А главное молись за обижающего, и сам будешь любить его, и он тебя будет любить. Вот и все тут».
На пострижение своё в схиму отец Никита всегда смотрел, как на знак особой милости и благоволения Божия к нему, и непрестанно говорил: «Велика ко мне милость Божия, удостоившая меня окаянного принятия великого ангельского образа, но как оправдаю эту милость, какой отчет должен дать за это Богу?»
Отец Никита всегда самую грязную и неприятную работу (напр.: чистка отхожих мест) делал сам. «Если, – говорил он, – такой великий угодник Божий, как Иоанн Дамаскин, не гнушался этим делом за послушание, то не грешно ли мне, худшему из рабов Божиих, гнушаться им и заставлять других работать за себя. Если мне неприятно это дело, то разве другим приятно? Нет, доколе силы есть, сам буду для себя трудиться, ибо недостоин я пользоваться и тем готовым, что дает св. обитель».
Всем всегда он был доволен и непрестанно благодарил Бога: пища ли не удалась повару, дождь ли идет, солнце ли сияет, мороз ли трещит – другие ропщут, хмурятся, а о. Никита все твердит: «Слава Богу! Он, Премудрый, знает, что нужно для нас, то и посылает, а наше дело только благодарить Его за всё!»
Однажды на вопрос одного преосвященного, посетившего Предтеченский скит, не бывает ли с ним каких-либо наваждений, о. Никита отвечал: «Да, св. Владыка, бывали и бывают, – без этого нельзя; но я, когда только почувствую приближение таких наваждений или соблазнов, не медля прибегаю к Богу и, большею частью, благодарение Всевышнему, они минуют меня».
Имея нужду, по болезни ног, довольно часто присаживался во время службы в церкви, он часто обращался к людям, особенно первый раз его видящим, с объяснением, почему он это делает. «Я для того предупреждаю иных, чтобы избавить их от греха осуждения, в который они могли бы впасть, видя меня сидящим во время службы в непоказанное время».
Замечательно то, что о чем бы о. Никита ни беседовал, всегда его речь кончалась благодарением Господу Богу: «Слава Богу!» «Благодарение Создателю!» – вот обычное окончание всех его разговоров.
Отец Никита непрестанно держал в памяти час смертный и, хотя всю жизнь делал добро, но по глубокому смирению всегда признавал себя худшим из людей и всё повторял: «Как знать человеку, угодил ли он Богу? У людей один суд, у Бога другой – нелицеприятный. Хотя и кажется человеку, что хорошо он поступает и живет, но нельзя быть уверенным никогда, что всё, по нашему мнению, хорошее, делаемое нами – непременно угодно Богу. Одно верно и непреложно – это величайшее Божие милосердие, на это и надо только надеяться с молитвою и смирением».
(Из книги: Жизнеописание валаамского подвижника схимонаха отца Никиты / Спасо-Преображ. Валаам. монастырь. – СПб. : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1911. – 101 с.).
Валаамский монастырь включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения: подворья, скиты, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения.
1006