Проповедь иеромонаха Никона в неделю 23-ю по Пятидесятнице. О добром Самарянине

«Путь жизни есть любовь. Во-первых, к Богу и во-вторых, ко всем людям, которые рядом с тобой. От недостатка этой любви к Богу и ближнему все наши личные и общественные беды, и все духовные проблемы».  
29.11.2021 иером. Никон (Оганов)  2 235

Суриков В. И. «Милосердный самарянин». 1874 г.
Суриков В. И. «Милосердный самарянин». 1874 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

1. Сегодня, отцы, братия и сестры, в чтенном воскресном Евангелии мы слышали притчу, рассказанную Господом нашим некоему законнику, когда тот, искушая, испытывая как учит Христос, вопросил что ему, законнику делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь в ответ спросил его, как он сам понимает смысл Писаний, что главное в Законе Божии? Законник разумно отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всею крепостью твоею и всем разумом твоим, и ближнего твоего, как самого себя». (Лк. 10:27). Тогда Господь ему говорит: "так поступай и будешь жить". Законник своим быстрым и правильным ответом раскрыл себя - оказывается, он и сам знает ответ, желал испытать Христа, а может уловить Его в чем – то. Но, желая оправдаться в том, почему он, зная ответ, сам, по большому счету, не живет так, законник спросил: "А кто мой ближний?"

2. Тогда Господь рассказывает слушателям притчу о некоем самарянине, то есть для иудеев еретике, сектанте, с которым запрещалось общаться и, вообще, контактировать. Притча о том, как этот неверный совершил божеский поступок – проявил жертвенную любовь, оказал милосердие, и в итоге спас жестоко, до полусмерти, избитого человека, возвращавшегося из Иерусалима, куда обычно иудеи ходили молиться. В дороге на него напали разбойники и едва не убив, бросили его умирать возле дороги, избитого и окровавленного. Мимо равнодушно проходят два его соплеменника высокого духовного сана – священник и левит, но не оказывают ему совсем никакой помощи. Потом проходит самарянин – еретик, но тот сочувственно подбирает несчастного, оказывает ему первую медицинскую помощь, отвозит и устраивает его в гостиницу, оплачивает проживание и лечение, остается с ним на ночь, и, более того, обещает вернуться, проведать и доплатить, если денег на лечение не хватит. И Господь спрашивает законника, кто же в действительности ближний этому несчастному пострадавшему. Ответ очевиден и законник отвечает: "оказвший ему милость" (Лк. 10:37). Любовь, жертвенная оказанная человеку, делает нас близкими ему. И каждый человек потенциально твой ближний, если ты возлюбишь его. Как сильно любить ближнего? Бог учит – как самого себя.

3. Итак, путь жизни есть любовь. Во-первых, к Богу и во-вторых, ко всем людям, которые рядом с тобой. От недостатка этой любви к Богу и ближнему все наши личные и общественные беды, и все духовные проблемы. Сказано: возлюби. Это глагол, это понуждение к действию. Значит от христианина требуется действие, нужно действовать, а не мечтать, для того, чтобы возлюбить. Действовать для человека, это значит прилагать усилия. Без усилия любовь не родится. Как действовать, к чему прилагать усилия? Главное действие – это действие над собой, усилие надо прилагать к самому себе. В каком направлении и когда? В направлении исполнения заповедей Христовых, данных нам в Евангелии и всегда, постоянно. Каким образом? По образу Святых и Самого Спасителя: "научитесь от Меня..." (Мк. 10:37) – слышим с вами почти каждый день в Евангелии от Матфея на молебне нашим Преподобным.

4. Каждый христианин, старающийся исполнить заповедь Божию, имеет опытное знание, что одни свои усилия крайне недостаточны. На это указывают наши многочисленные грехи и несовершенства. Мы начинаем, по мере исполнения заповедей, постепенно видеть их все ярче и ярче. Также, теоретически знаем, что в любом своем действии, намерении и даже размышлении нужно содействие Божие, нужно содействие Божией благодати. Помним слова Господа: "яко без мены не можете творити ничесоже" (Ин. 15:5). Однако, практически, в подавляющем большинстве случаев, подавляющего большинства христиан, мы поступаем независимо и самостоятельно. Мы делаем это автоматически, по привычке, по навыку, не помолясь, не призывая Бога в помощь. Не вопрошаем мысленно Бога, а как нам поступить в том или ином случае? Почему же мы большую часть жизни живем автономно от Бога, как будто Его нет вообще?

Смоленский скит. Валаам. Фотография Сергея Гармашова.
Смоленский скит. Валаам. Фотография Сергея Гармашова.
5. Потому что, не возлюбили. Не возлюбили - значит не прилепились. Не возлюбил ты "Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим..." (Лк. 10:27). Не прилепился ты к Богу всем сердцем, душою, силой воли твоей и умом твоим. Некоторые даже не начинали. Некоторые и не пытаются, как будто это написано не для них, а для святых. И речь не идет про все сердце, душу, силу воли и разум, а соединиться бы нам с Богом хотя бы отчасти, хотя бы при самых важных обстоятельствах жизни нашей. Не вспоминаем Бога до тех пор, пока Ангел-Хранитель, сжалившись не напомнит нам. Памятование Бога рождается от частой молитвы, от частого призывания Бога в помощь, от призывания Бога благословить нас на всякое дело. Отцы учат нас всегда ходить в присутствии Божием, то есть постоянно помнить Его. Ходить, в данном случае значит действовать и даже мыслить в присутствии Божием. Каждый пусть спросит себя, насколько он ходит и мыслит в присутствии Божии и поймет, насколько далеко он отстоит от пути Божия.

6. Хорошей практикой для приобретения навыка ходить в присутствии Божием является постоянная молитва Иисусова, выстаивание с молитвой на службах, выработка привычки призывать имя Боже в обыденных делах, тем более связанных с возможными искушениями. От этого рождается упование на Бога, по-другому сказать, сердечная надежда на Бога, опора на Него. Это чувство родившись, никогда не посрамляет человека, лишь бы он сам его не потерял. Нам надо учится жить, опираясь на Бога, но для этого необходимо познать свою немощь, разочароваться в себе, в своих только возможностях. И, главное, – научиться просить, а значит, – расстаться со своей гордостью и тщеславием. Главным упражнением для изгнания гордости и тщеславия есть послушание по Богу, и вопрошение совета. Все сказанное для гордого человека звучит как безумие. Изо всех информационных щелей доносится: «верь в себя, т.е. надейся на себя, поверь в свои силы, поверь, что сам сможешь...» Но, без помощи Божией – не сможешь. Продержишься сколько-то на своих волевых усилиях, и все же одолеют тебя простые бесовские помыслы, типа «брось, все бесполезно, все бессмысленно, напрасно, ничего не получится». И, наоборот, призвав имя Божие, получив Его благодать – отгонишь все эти помыслы, почувствуешь силы, в тебе зародится надежда и даже легким покажется, при содействии Божием, ранее казавшееся невозможным. Иногда, Господь и без призывания, Сам помогает человеку, даже не верующему, в надежде обращения его к Истине, но это особый Промысел Божий. Конечно, ни сердце, ни душа, ни воля, ни разум не могут сразу наполнится любовию к Богу и ближнему. Требуется время и усилия, требуется постоянство и желание. Эти усилия, при содействии благодати, постепенно пропитают любовию наш ум, душу, волю и сердце, – от ума до сердца, – слой за слоем, как капли воды падающие на стопку промокательной бумаги.

7. Итак, братия и сестры, запомним, что все Христианство заключается в жизни в любви к Богу и ближнему. Причем, одно другому не может мешать, если мы соблюдаем именно такой порядок любви. Во-первых, к Богу, а следом – к ближнему. Любовь не есть угождение страстям человеческим. Если твой ближний своими страстями отталкивает тебя от Бога, если своими поступками соблазняет на грех, если, общаясь с ним теряешь благодать, воздержись от греховного общения, греховных просьб и времяпровождения с ним, даже если это огорчит ближнего. Со временем Господь вразумит его, и он поймет праведность твоего поведения и поблагодарит тебя. Истинная любовь приносит Божию благодать, а то, что отгоняет ее, – не есть любовь, а суррогат. Но, не будем забывать и слова апостола Иоанна Богослова: "Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, егоже видe, Бога, егоже не видe, како может любити? И сию заповeдь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего" (1Ин. 4:20-21), в чем да укрепит нас давший сию заповедь Господь наш Иисус Христос. Аминь!

Использованная литература: Священное Писание.

28.11.2021 г.

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 473408

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-0°
сегодня в 07:17
Ветер
4.5 м/с, ЗЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
753.6 мм рт. ст.
Влажность
87%