Возлюбленные мои братия! Снова в дни тревожной годины нашей возсиявает сегодня, в благодатной тихости своей, озаряемой первым Рождественским светом, празднование Введения во храм Пречистой Богородицы. Мятется мир, вздыхают человеки от страха грядущих на вселенную бед, сгущается тьма. Но Свет Любви Божией в этой тьме неизменно, непреложно и всепобедно светится. И к этому Свету призываемся мы сегодня - воззреть, чтобы уразуметь весь таинственный смысл и силу события, о котором священное Писание, по обыкновению своему, хранит многозначительное молчание: "Да никакоже коснеться, рука скверных, одушевленному Божию Кивоту, Тайному Раю небесных откровений… - Богородице Марии".
04.12.2008
Трудами братии монастыря
16 723
Возлюбленные мои братия! Снова в дни тревожной годины нашей возсиявает сегодня, в благодатной тихости своей, озаряемой первым Рождественским светом, празднование Введения во храм Пречистой Богородицы. Мятется мир, вздыхают человеки от страха грядущих на вселенную бед, сгущается тьма. Но Свет Любви Божией в этой тьме неизменно, непреложно и всепобедно светится. И к этому Свету призываемся мы сегодня - воззреть, чтобы уразуметь весь таинственный смысл и силу события, о котором священное Писание, по обыкновению своему, хранит многозначительное молчание: "Да никакоже коснеться, рука скверных, одушевленному Божию Кивоту, Тайному Раю небесных откровений… - Богородице Марии".
Но смогут ли наши омертвевшие, унылые, ленивые, равнодушные сердца откликнутся на крестный и творческий призыв Матери и Девы, которая "днесь в храм Божием ясно является и Христа всем предвозвещает"?
Вхождение во храм Приснодевы не есть лишь одно из ряда событий Ее жизни, но оно осуществляется как бы вне времени. Как исход из тьмы к Свету - из тьмы неведения, небытия, распада, тленности - в чудный Свет познания крестной Воли Божией, как новое укоренение творения, освященного вновь Человека, - царя и иерея – в Боге Святом, в лице Богоотроковицы Марии, избранной носительницы благодати царского священства. В этом небошественном восхождении совершенного, непорочного, святого человека к Богу заключена и великая святыня человеческой детскости, со всеми в ней таящимися творческими возможностями и упованиями.
Но приоткрывается нам и "вечная детскость Бога". Из золотых, сокровенных недр утраченного Рая, сие маленькое, чистейшее, беззащитное существо совершает ныне Свое крестное восхождение во Святое Святых любви Божией. И приносит Она в жертву Свое чистое, святое детство как самое прекрасное и драгоценное, что может быть в человечестве. И молчаливо, кроткою властью своею повелевает Она и нам: "Будьте как дети, таковых бо есть Царство небесное", "Кто не примет Царствие Божие как дитя тот, не войдет в него".
Собою сегодня Богоотроковица являет нам новый одушевленный рай. Ибо в нем восстанавливается детскость первозданного Адама и зовет Она нас, вновь обрести то святое детство - тот золотой рай, по которому скучает и плачет душа наша - рай чистоты, доверчивости, простоты, целомудрия; вновь обрести дар чуда, т.е. бесконечное и всегда новое удивление, и восторг перед чудом Бытия. Для зараженного демоническими энергиями человека – все скучно (как это гениально сказал Ф.М.Достоевский в "Бесах"), а для обновленного благодатью Христовою, все творения – Чудо, все – красота, все – Радость, везде новое небо и новая земля, "се творю все новое", - говорит Господь.
"Будьте как дети, таковых бо есть Царство небесное". Что же составляет сущность этой детскости, являемой сегодня пречистой Девою? В чем ее вечное, непреходящее, глубинное значение?
Теряя детство, человек теряет что-то, чего ему затем всю жизнь болезненно не хватает, о чем он непрестанно тоскует, к чему он все время мысленно возвращается. Что же это такое? А ответить можно одним словом: целостность – целомудрие – взрослость. Это торжество в нас раздвоенности - неспособности уже целиком без остатка отдаваться ничему, неспособность увидеть за внешностью таинственную суть вещей. Так как это дано лишь детям и поэтам: "О мир, пойми, не видом открывается закон звезды и формула цветка" (М.Цветаева).
Посмотрим, дорогие братия, кругом себя - и мы убедимся в том, что наш мир, и наша так называемая цивилизация, наша жизнь, даже здесь, построена на этом взаимном недоверии и страхе. Имеет в своем сердце эту грустную взрослую раздвоенность, скучную серьезность, неспособность вдохновляться, и радоваться чуду, радоваться Богу, радоваться друг другу.
А ведь, дорогие мои, христианская наша вера - есть один сплошной призыв осознать именно всю эту взрослую грусть, весь этот безрадостный мир, в его оторванности от Бога. Богоборческий мир, где все распадается, где все отравлено недоверием, враждой, скукой и многообразным самоубийством. Евангелие – это призыв искать, прежде всего, Царствие Божие и правды его в нищете духовной, со слезами, с жаждою и алчбою, в гонениях, в кротости, в милосердии сердечной.
И на наш вопрос "что такое это Царствие Божие?" - слышим ответ в сердце: "Радость и мир в Духе Святом". Что же это за радость и мир, которых по обещанию Христа, никто и ничто не может отнять у нас, как не возврат к этой детской, райской способности жить целостно? И такова проповедь пречистой Богоотроковицы в нынешний праздник, проповедь о том, как вернуться нам к этой целостности, как восстановить ее в себе – через всецелое, безвозвратное, жертвенное посвящение себя Богу, через многотрудное и многоскорбное восхождение от силы в силу, от мира к Храму, от земли к Небу.
"Кто не примет Царствие Божие как дитя, тот не войдет в него". И так, кто не научится детским, девственным, любящим сердцем, видеть, чувствовать и жить. Тот не услышит никогда тайного благовестия юной, трехлетней отроковицы, в храме сегодня ясно предвозвещающей предвечного Бога, хотящего явить отроча младо, кроткое, безгласное, беззащитное дитя – Богомладенца Христа.
Зорко лишь одно сердце, главного глазами (рассудка, логики) не увидишь. Иными словами, познание бытия и Бога и человека - совершается лишь только через крестную любовь.
Поэтому преподобный Силуан Афонский всю жизнь плакал Адамовым плачем: "Рай мой, прекрасный мой рай…". Потому преподобный Серафим Саровский три года стоял с воплем на камне, чтобы вернуться к этой подлинной детскости, чтобы снова увидеть Божий мир, всякое творение, и в нем - каждого человека как брата, как прекрасное сокровище, осияваемое золотистыми лучами нетленной Радости и Любви.
Да, мир растет: в знании, в технике. И мы можем также нести великие подвиги, но все это будет ни к чему, все это ни на йоту не улучшит жизни на земле, пока каждый из нас, дорогие мои братия, каждый из нас не примет в самое сердце свое того, что Пречистая Дева сегодня являет нам, а именно - вечную детскость нашего Бога. Аминь.
Схиигумен Серафим (Барадель), 4 Декабря 2008 г. Валаамский монастырь