Русские православные монастыри уникальны каждый по-своему, так как в основании их всегда Божественный промысел о конкретном человеке с его неповторимой личностью, своеобразным духовным опытом и маршрутом тесного пути спасения. «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф.7:13). Сколько раз это строгое предупреждение возвращало заблудшего на путь покаяния и спасения? Но какими бы ни были времена и нравы, увлекающие легковерного на столбовую дорогу мнимого благополучия, врата православных монастырей всегда выводили на тернистую тропинку к Господу нашему.
Носовский монастырь был основан в 1908 году[1]
на средства, дарованные тамбовским купцом-благотворителем Андреем Михайловичем Носовым, завещавшим молиться о спасении его души и родителей. Это был один из последних мужских монастырей, открытых в имперский период истории России. В числе первых мучеников за веру, пострадавших от рук безбожной советской власти, – валаамские монахи Носовской обители, преподобномученики, Сергий (Гальковский) и Андроник (Барсуков), злодейски убитые в 1917 году. Их предполагаемая могила не исследована, мощи не обретены. Подробне о преподобномученика читайте:
Прямо за воротами монастыря мы наблюдаем пришедшие в запустение прекрасные элитные сады, которыми славилось хозяйство колхоза «Заря», устроенного на монастырских землях. Сейчас они вырублены. Заброшенные дома, заросшие бурьяном усадьбы, стремительно стареющее население – всё это результат упрямого небрежения к истине «Без Меня не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5).
В советский период на месте закрытого монастыря планировали возвести город-сад: построили микрорайон с двухэтажными кирпичными «хрущёвками» для рабочих плодово-ягодного хозяйства и рабоче-крестьянской интеллигенции, школу, клуб, площадь с фонтаном и цветниками, магазины, аптеки и пр. Что же осталось от грандиозных замыслов? Два пруда, вырытых еще при А. М. Носове и обустроенных монахами, сады на месте монастырских, прекрасные чернозёмные земли и посреди всего этого – возрождающийся Носовский монастырь: братский корпус, предполагаемая могила преподобномучеников, хозяйственные постройки, монастырская гостиница.
Суровый урок прошлого, материальным воплощением которого является наш монастырь, не утратил своей актуальности и сейчас. С прискорбием приходится констатировать: мы опять выбираем широкий путь «эффективного менеджера», а не узкий путь русского хозяина, трудящегося на своей земле по законам православной этики. Вспомним: «Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берётся. Завязли в грязи западной по уши, и всё хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим и сердцем не разумеем»[3], – так сокрушался святитель Феофан Затворник, провидя трагедию России в её уклонении от самостоятельного творческого поприща на путь подражания западным образцам. Куда же девается наша информированность, когда мы выбираем концепции заведомых врагов России? Откуда взялась установка на «эффективный менеджмент»? – Например, из работы Д. Бернхёма, апологета США как единственного защитника западноевропейских свобод, главный враг которых – Россия. Именно в его монографии «Революция менеджеров» нарисована перспектива превращения государства в послушную функцию под диктатом социальных элит.
Принципиально иную элиту представлял ктитор Спасо-Преображенского мужского монастыря купец Андрей Михайлович Носов (05/17.10.1814 – 16/28.01.1893)[4]. С детства воспитанный в вере он учился дома, читая Евангелие, Псалтирь, жития святых, а также наблюдая совестливое поведение своих родителей – выходцев из крестьянской среды.
На благотворительные цели А. М. Носов пожертвовал более четырёх миллионов рублей. Учтём при этом, что покупательная способность рубля в Имперской России была иной: на 1 рубль можно было купить почти 10 килограммов говядины (11 копеек за кг. на 1899 год); имеющий стаж более 10 лет учитель начальной школы в месяц получал 41 р.67 коп., а в год – 504 рубля[5]. Следовательно, на благотворительный вклад одного только купца Носова можно было почти 100 лет содержать 100 учителей. Годовой бюджет содержания системы здравоохранения в Тамбове на 1899 год составлял – 10.472 рубля, а на систему народного образования – 45.787 рублей[6]. Из чего видно, что на общую сумму пожертвований купца Носова можно было содержать здравоохранение более 205 лет, а систему образования – более 87 лет. Андрей Михайлович жертвовал на строительство и благоукрашение храмов, для бездомных он выстроил странноприимный дом, для детей-сирот ремесленное училище и добротное общежитие. При его участии обустроена набережная часть губернского центра, разбит сквер у торгового дома Шоршорова. В 1883 году он стал почётным гражданином города Тамбова, император Александр III удостоил его личной похвалы, наградив орденами святых Анны и Станислава 3-й степени. На 10-ие кончины Андрея Михайловича городская общественность одобрила проект установки памятника купцу-благотворителю и переименования одной из улиц в «Носовскую». Но сам Андрей Михайлович не искал ни признания, ни почестей, ни славы[7].
В личном быту он был настоящим аскетом: не построил себе «палат каменных» и, не имея своей семьи, жил в доме брата. Любимым местом пребывания был хутор в Борисоглебском уезде близ деревни Туголуковки, ныне с. Демьян Бедный, колхоз «Заря». При жизни Носова это было успешное хозяйство, где помимо Андрея Михайловича трудились два-три работника. Хозяин жил в обычной мазанке под камышовой крышей. На усадьбе были амбар, клети, мастерская. Можно предположить, что именно здесь изготавливались плетеные из соломки коробочки, которые поставлялись в торговый дом Шоршорова для упаковки конфет. Во всяком случае отец Андрея Михайловича занимался продажей щепного товара, к чему не мог ни приучать детей. К тому же в соседнем с хутором селе Шпикулово долгое время бытовали изделия из плетёной соломки, чем местные жители занимались артельно.
Ещё при Носове был заложен сад и устроен пруд. Это созданное на склоне лет хозяйство купец даровал монастырской братии, особо оговорив в завещании, что насельников в обители должно быть столько, чтобы, усердно трудясь, никто не испытывал нужды. Помимо усадьбы хуторское хозяйство включало 870 десятин прекрасной пахотной земли, а также обеспечивалось капиталом в 250 тысяч рублей, на проценты с которого можно было развивать хозяйственную деятельность. Известно, что монастырю также были завещаны семейные святыни купца Носова: иконы, часть Креста Господня, частицы мощей угодников Божиих, а также прекрасная библиотека из 501 книги духовного содержания. Наличие такой библиотеки свидетельствует, что успешный хозяин-купец Носов за многими делами не забывал о духовной пище, его образ жития и деяния формировались под влиянием мудрых наставлений иерархов Русской Церкви: преподобного Амвросия Оптинского, святителей Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана (Затворника). Андрей Михайлович, как и вся семья Носовых, паломничал по святым обителям: Оптина, Саровская и Вышенская пустыни, Задонск.
Некоторые обстоятельства жизни семейства Носовых позволяют заключить, что купеческая династия посещала не только южнорусские, но и северорусские монастыри, в основание организации которых был положен опыт учеников преподобного Сергия Радонежского, игуменов, сочетавших призвание святого и хозяина. Это преподобные: Авраамий Галичский, Павел Обнорский, Сергий Нуромский, Сильвестр Пошехонский, Кирилл Белоезерский, Феодосий и Афанасий Череповецкие, Иаков Железнобороский, Никита Костромской.
В Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре Новгородской губернии по благословению святого праведного Иоанна Кронштадтского для семейства тамбовских купцов Носовых был выполнен список с чудотворной иконы Божией Матери «Аз есмь с вами и никто же на вы», называемой так же «Спасительница России»[8]. Закономерно, что именно валаамские монахи оказали сильное влияние на этапе строительства Носовского монастыря и организации его хозяйственной жизни[9]. Благоустроенный братский корпус с домой церковью во имя преподобных Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских, построенный по проекту архитектора В. Н. Фреймана и благоукрашенный иконами и реликвиями, собранными А. М. Носовым, ремесленные мастерские, южнорусская монастырская трапезная, комплекс для паломников[10] – всё это в короткий срок было сделано во славу Божию и в продолжение традиции служения ближнему, завещанной купцом-благотворителем. Обитель не успела полностью реализовать замыслы своего ктитора, но они явлены на живописных вариантах перспективного плана монастырской застройки архитектора В. Н. Фреймана, ныне бережно сохраняемых в возрождающемся монастыре.
Носовский монастырь – замечательный памятник российской традиции хозяйствования, как купеческой, так и собственно монастырской, но, главное, он – Божья мастерская, где соделывается путь ко спасению.
Монастырь расположен недалеко от мирового центра российского культурного наследия – музея-заповедника С. В. Рахманинова «Ивановка».
Андрей Михайлович Носов превратил южнорусскую степную украину в цветущий сад, где поселил Божьих работников. Советские «продолжатели» его богоугодной деятельности пошли по иному пути – «Построим город-сад без Бога!», который закончился социальной катастрофой. А созданное А. М. Носовым и сегодня украшает мир и служит людям.
Дорогие братья и сестры, просим Вас посильно помочь возрождению Борисоглебского Спасо-Преображенского Носовского мужского монастыря (http://носовскиймонастырь.рф/)
По-материалам статьи иеромонаха Тихона (Зубакина).
[3] Свт. Феофан Затворник. Письма о христианской жизни. Поучения. Москва, 1997. С. 126 / https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/pisma-o-hristianskoj-zhizni-pouchenija-sobranie-pisem/
[4] Алленов А.Н., Канищев В.В., Лёвин О.Ю. Носов Андрей Михайлович // Тамбовская энциклопедия / https://tambweb.ru
[5] Источники: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab5-cen.htm; https://www.gks.ru/free_doc /doc_2018/Cena-2018.pdf; http://istmat.info/files/uploads/9338/sta._ezh._1918-20-1-9.pdf; http://journals. tsu.ru/uploads/import/1695/files/429_125.pdf; https://scepsis.net/library/id_3869.html; https://theoryandpractice.ru /posts/17687-khleb-i-revolyutsiya-kak-ekonomika-rossiyskoy-imperii-povliyala-na-sobytiya-1917-goda и др.
[6] Баранова Е.В., Баранова В.В. Социально-значимые статьи бюджета пореформенного губернского центра (на материале г. Тамбова второй половины 19 – начала 20 вв.) // Социально-экономические явления и процессы. Журнал ТГУ им. Г.Р. Державина. Т.9. Вып.3. Право и общество. №3 (061), 2014. С 149-155.
[7] Воспоминания о А.М. Носове, тамбовском благотворителе/ ТЕВ. 1897 № 51-52; Климкова М.А. О купце-благотворителе Андрее Носове / Тамбовский купец тебе товарищ. Ч.2. // https://marina-klimkova.livejournal.com/611667.html . 2015-12-12 12:20:00; Почётные граждане города Тамбова /сост. Е.А. Морозов, Т.А. Лякина, Ю.В. Мещеряков, Л.Б. Фомина, ред. Г.И. Ходякова. Тамбов: «Пролетарский светоч», 1997. – 38 с.
[8] О истории Леушинской общины и монастыря, а также о чудесной истории образа «Аз есмь с вами и никто же на вы» см.: Во славу Божию. Даневский Свято-Георгиевский женский монастырь. Москва.: «Феникс», 2001. – 342 с. С. 122-132; Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник-путеводитель / Автор-составитель – Л. Рудин. Москва: Общество сохранения литературного наследия, 2016 – 664 с. С. 338-339; Данёвский Свято-Георгиевский женский монастырь и его святая икона «Аз есмь с вами и никто же на вы» / http://voskresenie.com.ua/svyatyni/святыни-украины/item/даневский-свято-георгиевский-женский-монастырь-и-его-святая-икона
[9] Иером. Тихон (Зубакин). Валаамский след на Тамбовской земле: Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь (1908-1917) / Материалы VII Валаамских образовательных чтений // /publishing/171675
[10] Светозаров Ф., св. Носовский Спасо-Преображенский мужской монастырь, в Борисоглебском уезде/ ТЕВ. 1908, №№19 - 44.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 481104