День памяти трёх валаамских новомучеников

7/20 декабря Православная Церковь вспоминает трёх валаамских новомучеников: иеромонаха Сергия (Гольковского; +1917), иеродиакона Андроника (Барсукова; +1917) и иеромонаха Галактиона (Урбановича-Новикова; +1937).
Трудами братии монастыря  1 136

Новомученики Валаамские. Дар Валаамскому монастырю от храма свт. Митрофана Воронежского (г. Москва). Икона работы Наталии Масловой.
Новомученики Валаамские. Дар Валаамскому монастырю от храма свт. Митрофана Воронежского (г. Москва). Икона работы Наталии Масловой.


В одном из интервью на т/к «Спас» владыка Панкратий, который является председателем Синодальной комиссии по канонизации, рассказал о такой проблеме: в последние годы к лику святых было причислено множество новомучеников, — но о них знают только там, где они служили или приняли мученическую кончину.

Мы хотим рассказать немного о трёх пострижениках Валаамского монастыря, память которых совершается 20 декабря.


Преподобномученики АНДРОНИК и СЕРГИЙ (+1917)

Иеродиакон Андроник (Барсуков) и иеромонах Сергий (Гольковский), валаамские постриженики, пострадали, совершая своё служение вдали от родного острова, будучи насельниками другой обители, — Спасо-Преображенского Носовского монастыря Тамбовской епархии, в который они были переведены в разное время.

Их смело можно назвать первомучениками революции: они были убиты в самые первые месяцы после переворота, в декабре 1917 года, вместе, в один день.

Уже 20 сентября 1918 г. их имена были упомянуты на последнем заседании Священного Собора Русской Православной Церкви в докладе секретаря Собора В. П. Шеина «О гонениях на Церковь и новых мучениках»:

Преподобномученики Андроник и Сергий. Икона из Спасо-Преображенского Носовского монастыря.
Преподобномученики Андроник и Сергий. Икона из Спасо-Преображенского Носовского монастыря.
«Почти по всей России совершается осквернение и поругание святынь... Нет ни одной епархии в пределах Советской республики, где бы не было захвачено имущество почти всех монастырей.

Одни из таких захватов носили характер чисто разбойничьих нападений... как, например... нападение на Носовский монастырь Тамбовской епархии, сопровождавшееся убийством двух человек из братии — иеромонаха Сергия и иеродиакона Андроника и ранением двух послушников».

Об этих первых, убиенных без суда и следствия, новомучениках-валаамцах известны только самые общие сведения из послужных списков Валаамского монастыря.

***

Например, первый из убиенных – преподобномученик Андроник (Барсуков).

В Формулярной ведомости Валаамского монастыря за 1915–1918 гг. его имя – послушник Александр. В послужном списке записано, что монах Андроник был помощником благочинного монастыря, затем, находился в Тихвинском скиту, а перед самым переводом за ним было закреплено послушание канонарха.

О подробностях жизни отца Андроника до гибели известна одна заслуживающая внимания деталь. Согласно дневнику библиотекаря Валаамского монастыря монаха Иосифа (Шорина), монах Андроник на Валааме «нёс крест скорбной опалы и жительства в дальних скитах», мученической же кончиной получил возможность «омыть все свои грехи», последовав призыву Спасителя: «Не вы меня избрали, но Я вас избрал, и поставил вас, чтобы плод ваш пребывал…» (Ин.: 15; 16).

На новом месте, в Носовском монастыре, монах Андроник был посвящен во иеродиакона, ему было вверено ответственное послушание эконома, на котором он при нападении злодействующих хулиганов в декабре 1917 г., защищая больного игумена и суммы монастырские, был убит.

***

Вместе с ним был убит и другой валаамец — преподобномученик Сергий (Гольковский), переведённый в Носовский монастырь несколько ранее, в 1911 г.

О нём пока известно только то, что в число послушников Валаамского монастыря он был зачислен в 1908 г. и проходил рыболовное послушание. В 1910 г. его постригли в монашество и на следующий год перевели в Носовский монастырь, где он был рукоположен в иеромонаха и являлся одним из трёх священноиноков новой обители.

День памяти трёх валаамских новомучеников

Преподобномученик ГАЛАКТИОН (+1937)

Преподобномученик Галактион старался хранить свою совесть и исполнять данные пред Господом монашеские обеты. За послушание он был отправлен на Московское подворье из Валаамского монастыря, за послушание остался на подворье в 1923 г., чтобы поддержать Святейшего Патриарха Тихона и прихожан, хотя знал, что в любой момент может быть арестован.

Пять лет провёл в Соловецком концлагере и, вернувшись, продолжал совершать богослужения в Звенигородских храмах. Был вторично арестован и принял мученическую кончину.

На нём сбылись слова Господа: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется... всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я перед Отцом Моим Небесным...» (Мф. 10. 22, 32).

***

Преподобномученик Галактион родился 11 марта 1877 года в деревне Пудино Лидского уезда Виленской губернии в крестьянской семье Урбановичей и был назван Григорием (в российских документах его фамилия Новиков, а по отчеству вместо Станиславовича он стал Степановичем).

20 июня 1900 года Григорий Урбанович поступил в Спасо-Преображенский Валаамский мужской монастырь.

Преподобномученик Галактион (+1937)
Преподобномученик Галактион (+1937)
19 октября 1904 года он был определён в послушники, а 1 марта 1908 года — пострижен в монашество с именем Галактион.

24 марта 1911 года в храме скита Всех святых монах Галактион был рукоположен во иеродиакона архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским), 24 декабря 1915 года — во иеромонаха.

В Валаамском монастыре отец Галактион исполнял послушание нарядчика рабочих. После 1915 года он был командирован в Москву и стал заведующим хозяйством Московского подворья Валаамского монастыря, расположенного на 2-й Тверской-Ямской улице, д. 52.

***

Чтобы представить обстоятельства, в которых проходила жизнь братии Валаамского подворья, приведём некоторые факты из документов 1918–1925 гг.

В списке братии, проживавшей на подворье в 1918 году, значилось 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 11 монахов и 18 послушников. Кроме того, там временно проживали два архиерея — митрополит Владимирский и Шуйский Сергий (Страгородский) и епископ Якутский и Вилюйский Евфимий (Лапин).

По мере проведения в жизнь декрета об отделении Церкви от государства от 5 февраля 1918 г. стало юридически невозможным, чтобы монашеской общине принадлежала собственность — само здание подворья с церковью в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских.

На помощь братии пришли миряне: 11 февраля 1919 года прихожане Валаамского подворья в количестве 44 человек заключили по стандартной форме договор-соглашение с Московским советом рабочих и красноармейских депутатов, согласно которому им передавалось в «бессрочное» и «бесплатное» пользование «богослужебное здание, состоящее из храма Валаамского монастыря со всеми, находившимися в нем богослужебными предметами».

Однако, во исполнение декрета об изъятии церковных ценностей (23.02.1922 г.), все ценное имущество церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских было конфисковано 31 марта 1922 года. Согласно сводке Московской губернской комиссии о ходе работ по изъятию в Краснопресненском районе, на подворье было конфисковано пять пудов и 22 фунта (более 90 кг) серебра церковной утвари.

Сохранилось письмо на Валаам одного из насельников подворья, в котором очевидец «изъятия» так описывал события:

«Явилось пятеро большевиков... Меня позвали вставлять иконы в киоты, в которых были сняты ризы... Я... возмутился совершенно, когда увидел, с какой дерзостью они втискивали в ящики ризы с образов, при этом ризы повергались на пол и там сгибались ногами... Видеть было так тяжело и грустно, что я старался не смотреть. Эконом <иеромонах Галактион> все время присутствовал.

Когда все было обобрано и автомобиль стоял уже у подъезда подворья, собралась тысячная толпа народа... Товарищи не решались выносить ящики... Они дождались прибытия конницы в 20 верховых и тогда, отогнав народ от подъезда, вынесли ящики, сложили их в автомобили и увезли. Народ в это время кидал в них комьями снега...».

Московское подворье Валаамского монастыря в 1903 годую
Московское подворье Валаамского монастыря в 1903 годую

Когда в конце 1922 – начале 1923 годов обновленцам не удалось захватить часовню на подворье, представители Моссовета стали подталкивать братию к скорейшему выезду на Валаам, надеясь таким образом беспрепятственно «ливидировать» церковь и часовню, а освободившиеся помещения передать жилищному отделу.

В это же время к середине к 1923 году было наконец получено разрешение от правительства Финляндии на переезд московской братии на остров Валаам, о чем игумен Павлин ходатайствовал, начиная с 1918 года, когда монастырь оказался на территории независимой Финляндии. Однако, с отъездом братии и закрытием подворья не смирились прихожане. Они попытались на основании инструкции Наркомюста от 27.04.1923 воспользоваться возможностью организовать общину верующих, за которыми закрепить храм и, хотя бы часть жилого помещения для иноков обители. Прихожане также обратились к игумену Павлину с просьбой оставить часть братии на подворье.

В их письме от 18 июня 1923 года, цитированном выше, говорится, что подворье монастыря, находящееся в богоспасаемом граде Москве на 2-й Тверской Ямской ул., «поистине служило и служит единственной пристанью, единственным тихим пристанищем от бурь» плавающим в житейском море прихожанам.

Члены приходского совета выражали благодарение Господу Иисусу Христу, Его Пречистой Матери и преподобным Сергию и Герману Валаамским Чудотворцам за то, что в годину тяжких испытаний, когда на Церковь Христову «стали наседать врата адовы, силясь одолеть ее, в годину, когда часть духовенства стало изменять вере отцов», тёплыми молитвенниками за своих духовных чад «явилась братия Подворья, которая возглавляемая отцом Галактионом, твердо и непоколебимо стояла и стоит на своем великом посту, как маяк, освещая путь ищущим спасения, и поистине являлась и является утешением страждущих».

Далее прихожане пишут:

«Мы повергнуты в глубокую скорбь и печаль, услышав от Иеромонаха отца Галактиона о полученном от Вас предписании выехать братии подворья на Валаам, почему и обращаемся к Вам с слезной просьбой не оставлять нас сирыми и беспомощными среди распространяющейся тьмы неверия и колебания умов, не затворять нам двери в рай, каковым поистине служила и служит нам эта обитель иноков, и дать срочное распоряжение Иеромонаху отцу Галактиону остаться на месте впредь до окончательного выяснения вопроса о возможности существования монастыря...

В дополнение к вышесказанному Совет Прихода ставит Вас в известность что на его обращение к эконому подворья отцу Галактиону с тождественной просьбой был получен от последнего категорический отказ, с ссылкой на то, что собственная воля инока должна быть отсечена, а послушание есть одно из самых главных подвигов инока, так что только Ваше Высокопреподобие единственно и можете оставить на месте братию обители, а потому покорнейше просим не замедлить Вашим непосредственным распоряжением отцу Иеромонаху Галактиону с уведомлением об этом и Совета Прихода».

***

В ответном письме от 27 июня 1923 года к заведующему подворьем иеромонаху Галактиону отец игумен Павлин настаивал на скорейшем отъезде части братии:

«Не полагайтесь на то обстоятельство, что срок вашего пребывания на подворье продлен, ибо никак нельзя полагаться на тех, кто гонит Церковь Христову. По всей вероятности, продление этого срока — простая случайность».

В том же духе отец Игумен отвечал и приходскому совету:

«В последнее время условия пребывания в Москве наших иноков сделались совершенно невозможными: кроме общего нравственного гнета им приходится переживать явное издевательство со стороны властителей тьмы века сего. Как вам известно, часть монастырского подворья отведена под помещение социальных женщин, каковое сожительство для монашествующих никак не совместимо и нельзя быть уверенным в том, что безбожные властители не пойдут далее и что наша братия в один день окажутся выброшенными на улицу.

Не дерзая брать на себя уверенности в советские декреты и не имея нравственного права подвергать вверенную мне братию всем случайностям той жизни, которая протекает в России, я не могу отменить состоявшегося у нас соборного постановления, подтвержденного предложением нашего архипастыря о выезде монастырской братии из Москвы на Валаам».

***

Новомученик святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России
Новомученик святитель Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея России
Казалось бы, вопрос об отъезде иноков на Валаам был решён окончательно, но неожиданно ситуация изменилась. Освобождённый 26 июня из внутренней тюрьмы ГПУ Святейший Патриарх Тихон совершил на Валаамском подворье Всенощное бдение накануне и Литургию в самый день праздника преподобных Сергия и Германа Валаамских 10–11 июля 1923 года.

Об этом 13 июля игумену Павлину восторженно писали члены приходского совета:

«Ваше Высокопреподобие в день памяти Св. Преподобных Отец Наших Сергия и Германа Валаамских Чудотворцев богослужение, как накануне, так и в самый праздник были совершены Святейшим Отцом Нашим Патриархом Тихоном, отчего мы все, совместно с братией подворья, получили великое утешение своим исстрадавшимся душам о истине Христовой».

Интересно, что в начале этого письма члены приходского совета уже благодарят игумена Павлина за распоряжение оставить иеромонаха Галактиона с братией на подворье «для исполнения религиозно-христианских служб, на утешение нас немощных», хотя официальное письмо членов Духовного собора Валаамского монастыря с разрешением части братии остаться на подворье было написано только 24 июля.

***

В то же время количество братии на подворье решено было уменьшить, и в первую очередь предложено было выехать в монастырь тем, кто не оказывал должного послушания иеромонаху Галактиону.

Согласно постановлению Духовного собора 18 человек выехали на Валаам, а оставшимся 16 строго вменялось в «послушание и непререкаемую обязанность — быть в беспрекословным повиновении старейшему и начальному среди вас, то есть заведующему подворьем иеромонаху Галактиону, строго соблюдать правила, устав и благочестивые обычаи нашей святой обители».

***

В 1924 году иеромонах Галактион на Валаамском подворье совершил монашеский постриг протоиерея Аркадия Остальского. На его прошении о пострижении в монашество две резолюции Святейшего Патриарха Тихона: от 19.04.1924 года — поручение совершить постриг: «Прошу о завед. Валаамским подворьем иером. Галактиона постричь в монашество протоиерея Аркадия Остальского», и от 22.04.1924 г. — «удостоить сана архимандрита».

Отсюда можно сделать вывод, что протоиерей Аркадий был пострижен в монашество между 19 и 22 апреля 1924 года иеромонахом Галактионом.

***

22 октября 1924 г. монашествующие были выселены из келий Валаамского подворья.

16 насельников поселились в подвале дома напротив и продолжали совершать богослужения в храме преподобных Сергия и Германа, временно оставленном в ведении местного приходского совета как приходская церковь.

Закрытие Московского подворья Валаамского монастыря. Виталий Графов. Холст, масло, 2017.
Закрытие Московского подворья Валаамского монастыря. Виталий Графов. Холст, масло, 2017.

15 ноября и 23 декабря 1924 г. группа верующих подворья обращалась к председателю ВЦИКа М. И. Калинину с ходатайством о разрешении Святейшему Патриарху Тихону проживать в помещениях, принадлежавших ранее Валаамскому подворью. К этому заявлению прилагалось и заявление самого Патриарха Тихона от 22.12.1924 года:

«Занимаемое мною помещение в бывшем Донском монастыре помимо неудобств в расположении комнат, тесноты и сырости их, представляется небезопасным и для жизни. Оно удалено от всех зданий, примыкает к башенным, местами полуразрушенным стенам, на которых злоумышленник может быть не замечен и легко может проникнуть внутрь помещения, что и имело место недавно, когда злоумышленниками в моих комнатах был убит служащий при мне человек.

Ввиду сего прошу Вашего распоряжения о предоставлении мне свободных в настоящее время помещений во втором этаже Валаамского подворья на Тверской улице, освободившихся за выездом оттуда братии Валаамского подворья».

Просьба Святейшего Патриарха и Церковного совета была отклонена 14.01.1925 года Президиумом Моссовета «в виду того, что жилые помещения бывшего Валаамского монастыря использованы частью под Общежитие беспризорных матерей, частью под жилье для рабочих».

Также было отклонено и повторное обращение «группы верующих Валаамского Братства» к «Председателю ВЦИК тов. Калинину» от 26.01.1925 года:

«В виду того, что Патриарх Тихон находится в больнице на излечении и на днях должен выйти из нее, а потому нуждается в здоровом помещении; так как ранее занимаемое им помещение признано Комиссией врачей непригодным для жилья, о чем был составлен акт и направлен соответствующим органам; а потому обращаемся к Вам с просьбой о предоставлении Патриарху Тихону помещения, ранее занимаемое монахами Валаамского Братства, а также и лицами, обслуживающими храм».

***

Несмотря на просьбы Церковного Совета и прихожан подворья, власти не разрешили Патриарху поменять место жительства, а церковь в честь преподобных Сергия и Германа Валаамских была закрыта в 1926 году по ходатайству Краснопресненского районного совета со ссылкой на то, что

«1) группа верующих приходской церкви и часовни быв. Валаамского монастыря... крайне малочисленна и может быть переведена в одну из окрестных церквей;

2) что помещение церкви, имеющее низкие потолки и паровое отопление, без затрат на него может быть приспособлено Мосздравотделом под мастерскую для беспризорных матерей».

Валаамские иноки и прихожане подворья продолжали совершать богослужения в церкви церкви Ржевской Оковецкой иконы Божией Матери на Поварской улице. К 1930 году практически все монашествующие были арестованы и отправлены в ссылки. Из показаний монахов в двух следственных делах известно, что до 1927 года монашескую общину возглавлял иеромонах Галактион, как было и на подворье.

***

Кроме этих великих скорбей, причиняемых монашеской общине Валаамского подворья безбожной властью были и проблемы внутренние.

Иеромонах Галактион старался сохранять со всеми мир, а самое главное — хранить свою совесть и исполнять данные пред Господом монашеские обеты. Когда среди Валаамской братии возникли разногласия в связи с введением «нового стиля» в 1923 году, отец Галактион обратился к монаху Иувиану (Красноперову) со следующим письмом:

«Отец Иувиан, будь добр ответь мне, в нескольких словах, по чистой совести, как пред Богом, на следующие слова: как в настоящее время обстоит духовная жизнь в нашей обители, как вы все себя духовно чувствуете, и есть ли духовный мир? Мы плохо знаем, находимся в недоразумении и думаем и понимаем двухсмысленно. Прошу рассеять недоразумение по совести. За всякую неправду ответ пред Богом дадим».

***

Иеромонах Галактион, любимый и уважаемый прихожанами и братией, был арестован в 1927 году по обвинению в «шпионаже». Содержался в Бутырской тюрьме. В обвинительном заключении говорилось:

«С 1920 г. был тесно связан с представителями Финской миссии в Москве, занимающимися шпионажем; в 1922 г. хранил в Финской миссии золотые деньги, не сдав их во время изъятия ценностей».

Преподобномученик Галактион (Урбанович-Новиков). Фотография из следственного дела.
Преподобномученик Галактион (Урбанович-Новиков). Фотография из следственного дела.

Постановлением Коллегии ОГПУ от 25 июля 1927 года отец Галактион был обвинен по ст. 58-10 УК РСФСР и приговорен к 5 годам концлагерей. Его отправили в Кемь, в управление Соловецких лагерей ОГПУ. Заключение отбывал в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН).

Вернувшись в 1932 году, поселился в поселке Верхний Посад Звенигородского района Московской области. Служил в одном из храмов района.

***

Вторично отец Галактион подвергся аресту в 1936 году по обвинению в том, что «являлся тайным руководителем монахов бывшего Валаамского подворья в Москве, среди окружающих проводил антисоветскую агитацию...» и т. п.

Новый срок иеромонах Галактион должен был отбывать в Казахстане в г. Талды-Кургане, однако, вскоре по прибытии туда, в ноябре 1937 года он был вновь арестован «за антисоветскую агитацию и пропаганду», которая выражалась в его верности Святейшему Патриарху Тихону и категорическом неприятии обновленчества.

Из показаний свидетелей:

«Иеромонах Галактион говорил: "В обновленческую церковь я ходить не буду, т. к. обновленческая церковь является красной"».

Из материалов дела:

«Иеромонах Галактион говорил: "При окружающих меня лицах я говорил, что раньше церквей было много, а теперь, при Советской власти, церкви закрывают. Я, действительно, говорил, что Советская власть долго существовать не будет и на смену ей придет старая власть". Больше ни в чем виновным себя не признал».

4 декабря 1937 года Особой тройкой УНКВД по Алма-Атинской области иеромонах Галактион был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 19 декабря 1937 года по месту ссылки. Погребен иеромонах Галактион в общей безвестной могиле.

***

Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2000 года Память преподобномученика Галактиона празднуется 20 декабря, на второй день после памяти святителя Николая Чудотворца. Храм (приписной), носящий его имя, существует в Лиде.

На Московском подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в Москве, где служил преподобномученик Галактион, 2 июня 2016 года игумен Валаамской обители преосвященный епископ Панкратий совершил торжественное освящение новой братской трапезной, стены которой украсили ростовые изображения новомучеников и исповедников Валаамских и нравоучительное наставление настоятеля Валаамского монастыря к проживавшей в то время на подворье братии.

3 июля 2016 года, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, там же на Валаамском подворье состоялся молебен, торжественное открытие и освящение мемориальной доски в память о служивших здесь новомучениках: преподобномученике Афанасие (Егорове), преподобномученике Таврионе (Толоконцеве), преподобноисповеднике Арефе (Митренине), преподобномученике Галактионе (Урбанович-Новикове).

Мемориальная доска на здании Московского подворья Валаамского монастыря
Мемориальная доска на здании Московского подворья Валаамского монастыря


Источники:

1) Шевченко Т. И. Валаамские иноки в эпоху гонений: Московское подворье Валаамского монастыря и его насельники после революции 1917 года. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018.

2) Шевченко Т. И. Валаамцы в Соборе Новомучеников и Исповедников Земли Русской. Доклад на XXV Ежегодной Международной Богословской конференции ПСТГУ. 21 января 2015 г.

3) Галактион (Урбанович-Новиков), преподобномученик. Сайт Духовенство Русской Православной церкви в ХХ веке


Рекомендуем

Собор Валаамских святых

26 января 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно утверждения Собора Валаамских святых № ПК-01/151 от 30.01.2015 г.: лист 1, лист 2) благословил празднование Собора Валаамских святых в первое воскресенье после Преображения Господня (6/19 августа).

9858

Приложение «Валаам»

Подать записку
Пожертвования
Газета «‎Свет Валаама»

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 01:30
Ветер
1.8 м/с, ЗCЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
753.2 мм рт. ст.
Влажность
94%