Валаамский след на Тамбовской земле: Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь (1908-1917)

Доклад иеромонаха Тихона (Зубакина) на VII Валаамских образовательных чтениях.
21.11.2019 Иеромонах Тихон (Зубакин)  444

Валаамский след на Тамбовской земле: Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь (1908-1917)

Борисоглебский Спасо-Преображенский мужской монастырь, более известный в народе как «Носовский», не стал предметом специального монографического исследования. История обители и её насельников сравнительно редко освещаются в научных и популярных изданиях. Это обстоятельство легко объяснить тем, что обитель не была достроена в рамках первоначального замысла, так как явилась последним основанным в Тамбовской епархии имперского периода монастырём.

Образовавшийся информационный пробел может быть восполнен из архивных фондов в Тамбове, Санкт-Петербурге, Москве, данных епархиальной и губернской печати, нарративных свидетельства и пр.

История Носовского монастыря вполне вписывается в характеристики синодального периода: он не был результатом самоорганизации монашествующих, но возник как поддержанная высочайшей, синодальной и епархиальной властью частная инициатива благотворителя – почетного гражданина г. Тамбова, успешного предпринимателя-купца, искренне верующего человека – Андрея Михайловича Носова. Молитвенную память о нем, о его благочестивых родителях, Михаиле и Надежде, и должен был хранить Спасо-Преображенский монастырь, еще до основания получивший название – Носовский.

В «Тамбовских епархиальных ведомостях» в год открытия монастыря 1908 г. одним из членов строительной комиссии обители, священником Федором Светозаровым была опубликована подробная предыстория его основания[1].

Наиболее известным в настоящее время источником по истории монастыря является составленный Секретарем Тамбовской духовной консистории Александром Евфимовичем Андриевским[2] «Историко-статистический справочник на 1911 год[3]».

Как сообщает А.Е Андриевский, монастырь был основан в 1908 году и устроен на средства, завещанные купцом А.М. Носовым: 870 десятин земли, «превосходного чернозёма»; эта земля сдавалась в аренду и приносила дохода в среднем в год – 8 000 рублей, помимо того на содержание монастыря Носов завещал 250 000 рублей, положенные в Банк под 4%. На строительные работы из указанной суммы было завещано использовать - 140 000 руб. Согласно воле купца-благотворителя Носова, монастырю была передана библиотека, включавшая 501-ну книгу[4].

Монастырь был построен на усадьбе, принадлежавшей А.М. Носову и находился «в треугольнике, образуемом слиянием речек Карачан и вершины Березовой в 60 верстах от уездного голода Борисоглебска, в 100 верстах от г. Тамбова и в 5 верстах от ближайшего села Ивановки, занимая площадь в 14 десятин, вместе с садом и лугом»[5]. Усадьба Носова была типичным хуторским хозяйством, имела все для обеспечения семьи числом до 15 человек, такой семьёй и должно было стать братское общежитие. По завещанию Носова обитель должна была иметь столько насельников, сколько в состоянии прокормить сама[6].

Надо сказать, вначале местное священноначалие хотело учредить здесь женский монастырь[7], поскольку все женские обители в округе были переполнены, но Святейший Синод не утвердил это предложение, так как оно противоречило воле благотворителя. Указ Синода об учреждении мужского общежительного монастыря на вышеупомянутой земле последовал 14 августа 1903 г[8]. Первые колышки на месте будущих построек вбил епископ Тамбовский и Шацкий Иннокентий (Беляев)[9].

Примерно за месяц до Указа из Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, что в Великом Княжестве Финляндском, в Тамбовскую епархию с припиской к Казанскому монастырю[10] Тамбова был командирован иеромонах Константин[11] в качестве строителя Носовского монастыря.

Иеромонах Константин родился в Тверской губернии в 1861 г. Был на военной службе в чине фельдфебеля и мечтал об экзамене на офицерский чин. После службы проживал у родителей, но отклонил их совет о женитьбе. Переехал в Петербург, где стал заниматься столярным ремеслом. Посетив Валаам, он решил остаться там послушником, что и исполнил в 1891 г. В 1897 г. был пострижен в монашество. В 1901 г. – рукоположен во иеродиакона, в 1902 г. – во иеромонаха. И на следующий же год он получил назначение быть строителем будущего Носовского монастыря. Было ему 40 с небольшим лет[12].

По приезде в Тамбовскую епархию о. Константин стал трудиться горячо и не жалея сил для Божьего дела. Как писали о нем «Тамбовские Епархиальные ведомости»: «Это человек в высшей степени энергичный, закаленный и неутомимый. Человек практики и здравого смысла, быстро схватывающий и усвояющий все на лету… Всякое дело кипело в его руках… Везде он старался поспевать сам. В крайнем случае, поручал дела своим двум помощникам, монахам Гермогену и Елеазару, тоже валаамцам. Для него ничего не стоило проскакать 40 верст на тряской тележке в какую угодно погоду. Приходилось и пешком. Осенью он носил совсем холодную одежду. Он нисколько не утомляется, когда приходится ездить по железной дороге, не спать ночи и питаться кое-как. О пище он совсем не заботится. Всё набегом. Обеда не заказывает [в дороге], а пробавляется чаем с булкой. Съесть три-четыре кильки для него уже роскошь»[13].

Строительство он начал практически с нуля: сам заказывал локомобиль и кирпичеделательную машину, сам вводил их в действие. Одновременно он заказал стройматериалы, принял библиотеку, сам составил книжный каталог. С благословения Преосвященного Иннокентия поехал в 1903 г. на Валаам и привез оттуда в помощь себе двух монахов, Гермогена и Елеазара, и еще трех послушников. Предполагалось построить собор с отдельной колокольней, монастырский корпус и ограду. Троих валаамских священноиноков ввели в Строительный комитет по Носовскому монастырю[14]. Таким образом, из Валаамскиго братства строить Носовский монастырь стали шестеро валаамских иноков, ставших его первыми насельниками.

Первой монастырской постройкой был двухэтажный на цокольном основании братский корпус, начатый строительством 8 апреля 1904 и законченный к августу 1908. Братский корпус помимо келий второго и первого этажей имел «подвальный этаж, приспособленный для хозяйственных служб (амбар, кладовая, погреб и др.)»[15].

На втором этаже была церковь. Чину освящения места закладки храма предшествовал многолюдный крестный ход, попавший под сильный проливной ливень, на который народ совсем не обращал внимание. Строитель иеромонах Константин тоже участвовал в закладке и положил третий камень после Владыки[16] и главы строительной комиссии о. Светозарова[17].

Корпус и домовая однопрестольная братская церковь во имя преподобных Серафима Саровского, Сергия и Германа Валаамских была освящена Преосвященным епископом Иннокентием 26 октября 1907 года.

После освящения владыка вспомнил, что прибыл в Тамбовскую епархию как раз, когда родственники А.М. Носова чуть было не отняли у Епархиального ведомства земли, пожертвованные под монастырь. Они затеяли судебную тяжбу из-за того, что епархия долго не начинала строительства. Так как прошло 10 лет спустя вскрытия завещания, они надеялись вернуть имение. Однако Преосвященный Иннокентий, помолившись у мощей Преподобного Серафима, предложил считать срок не от вскрытия завещания, а со времени, когда землю закрепили за Духовным ведомством, что случилось гораздо позднее. И суд, и родственники согласились с этим[18].

Указ[19] Святейшего Синода об учреждении Носовского монастыря и назначении первого его настоятеля – иеромонаха Константина - последовал 23 сентября 1908 года[20]. В монастыре числилось 15 человек братии. Единственным иеромонахом был о. Константин[21]. Предполагалось, что вскоре будет построен собор в честь Преображения Господня, но к сожалению, собор так и не был построен, в следствие событий, последовавших за 1917 годом.

К 1911 году на монастырской территории имелись и другие постройки: каменный амбар и ледник, деревянные баня, три кирпиче-обжигательных горна, кирпичные сараи, помещения для кирпичеделательной машины и её локомобиля, начата постройка одноэтажного каменного, с подвалом помещения монастырской гостиницы. Андриевский сообщал также, что «ризницею и церковною утварью монастырская церковь обеспечена в достаточной степени. Число братии монастыря не велико – 11 человек, из них: иеромонахов 3. В том числе настоятель, иеродиакон 1 и послушников, находящихся в монастыре на испытании – 7»[22].

В исследованиях[23] мы не находим указаний на то, что братия Носовского монастыря была изобличена в пороках, имевшихся в иных российских и тамбовских обителях, как, то: пьянство, обмирщение, ересь и пр.[24] Известно, что в монастыре не было нанятой прислуги, тем более женщин. Братия в годы неурожаев, падения цен на аренду земли, обрабатывала земельные наделы преимущественно самостоятельно, без привлечения арендаторов, которые часто вели себя недобросовестно[25].

Нет сведений об участии монастыря в организации церковных школ. При этом среди братии имелись люди грамотные. Наличие просторного гостиничного здания не оставляет сомнений – обитель посещало много людей, утоляя здесь духовную жажду и получая молитвенную поддержку братии[26].

Паломнической активности способствовали образцовое материальное обеспечение и, конечно, святыни монастыря, иконы, часть Креста Господня, частицы мощей угодников Божиих, завещанные монастырю Андреем Михайловичем Носовым[27], а также добротно обустроенный храм. Не забывала братия и урока благотворительности, завещанного основателем монастыря. Во время неурожаев и погромов 1912-1914 годов монастырь раздавал хлеб беднейшим и устраивал бесплатные столовые. Во время Первой мировой войны монастырь на окраине губернии не располагал возможностью устроить лазарет для раненых, тем не менее, братия давала высокий пример патриотизма, жертвуя на военные нужды, являя милосердие к беженцам и военнопленным. В этом отношении оно опережало другие тамбовские монастыри, более населенные и богатые[28].

Единство и благополучие этого мира были беззаконно нарушены событиями революции: в 1917 году монастырь был закрыт, а двое его насельников: иеромонах Сергий, до пострига – Иван Гальковский, и иеродиакон Андроник, до пострига - Александр Барсуков - были злодейски убиты. В 2000 году они были канонизированы Русской Православной Церковью[29]. Оба новомученика были валаамцами.

Первым в 1911 г. из Валаамского монастыря в Носовский перевели о. Сергия, уроженца Витебской губернии. В 1908 г., в год открытия Носовского монастыря, он только был зачислен послушником в Валаамский монастырь и проходил рыболовное послушание. В 1910 г. его постригли в монашество и на следующий год перевели в Носовский монастырь, где он бы рукоположен во иеромонаха и являлся одним из трёх священноиноков новой обители[30].

Иеродиакон Андроник[31], уроженец Олонецкой губернии, поступил в Валаамский монастырь в 1895 г. Был зачислен послушником в 1900 г. Пострижен в монашество в 1907 г. Он нес послушание помощника благочинного, затем находился в Тихвинском скиту, был канонархом. В Носовский монастырь о. Андроника перевели в 1916 г. и в 1917 рукоположили во иеродиакона. Он исполнял ответственное послушание эконома обители, и в том же 1917 г. защищая больного игумена и суммы монастырские, был злодейски убит хулиганами, напавшими на монастырь. Иеромонах Сергий погиб вместе с иеродиаконом Андроником (Барсуковым)[32].

Двое названных валаамца были первомучениками революции. В обстановке растущего беспредела и беззаконий они пали жертвами первой волны красного террора. В 2000 г. из пострадавших за веру в революционный 1917 год Русской Церковью были канонизированы трое новомучеников: прот. Николай Кочуров и двое вышеупомянутых валаамских пострижеников[33]. Их имена были упомянуты 7 (20) сентября 1918 г. на последнем заседании Священного Собора Русской Православной Церкви в докладе секретаря Собора В.П. Шеина[34] «О гонениях на Церковь и новых мучениках»: «Почти по всей России совершается осквернение и поругание святынь… Нет ни одной епархии в пределах Советской республики, где бы ни было захвачено имущество почти всех монастырей. Одни из таких захватов носили характер чисто разбойничьих нападений… как, например… нападение на Носовский монастырь Тамбовской епархии, сопровождавшееся убийством двух человек из братии – иеромонаха Сергия и иеродиакона Андроника и ранением двух послушников»[35]

В целом же о святых подвижниках Носовского монастыря, сщмч. Сергии и Андронике, мы знаем очень мало[36].

После закрытия монастыря, с 1917 года на территории обители располагалась тюрьма, а в 1920 году по решению президиума Борисоглебского уездного исполнительного комитета монастырь был передан под концентрационный лагерь на 500 человек, он просуществовал до 1950 года, а в 1953, после того, как в поселке был организован совхоз №3, в здании монастыря на втором этаже на месте храма был организован клуб, в бывшей трапезной монастыря - спортзал, на первом этаже в кельях монахов жили переселенцы[37].

Память о убиенных новомучениках сохранилась в народе. По воспоминаниям очевидцев, в церкви иногда, когда нет службы, «служители и прихожане слышат церковные песнопения. Например, прихожанка храма Макарова Галина Ивановна рассказала, что как-то после службы она чистила подсвечники и услышала, как словно издалека раздавалось церковное пение. Примечательно, что не только верующая женщина, церковнослужительница, засвидетельствовала явления молитвенного пения в храме братского корпуса Носовского монастыря – директор клуба, кабинет которой до возвращения храма верующим, находился на месте алтаря, также рассказывала о необъяснимом явлении, т.е. церковном пении[38].

Одна из прихожанок видела, как во время службы вошли монахи, выстроились перед центральным аналоем с обеих сторон и во главе с игуменом совершали службу. Как утверждал предыдущий настоятель храма, священник Владимир Алейников, придумать такое она не могла по той причине, что подобным образом священники располагаются при соборной службе, либо монастырской, а непосвященные люди таких тонкостей, как правило, не знают»[39].

По рассказам Румянцевой Натальи Ивановны 1948 г.р., жительницы поселка Демьян Бедный, за алтарем храма были две могилы. Та же женщина рассказывала, что её бабушка – Ильина Анна Фёдоровна (1888-1974) – показывала место, где стоял крест, и рассказывала о двух похороненных здесь монахах. Князева Зоя Тимофеевна 1941 г.р., так же подтверждает, что за алтарем храма были две могилы, а также, что никаких других захоронений за храмом не было.

В 1991 году группа верующих поселка Демьян Бедный обратилась в Тамбовское епархиальное управление с просьбой о возвращении верующим Спасо-Преображенского храма и территории монастыря и открытии в здании монастыря церкви. 13 марта 1991 года директор совхоза Петров А.П. подписал акт «О безвозмездной передаче здания монастыря под реставрацию и открытие»[40].

В возобновленном храме братского корпуса Носовского Спасо-Преображенского монастыря 20 декабря, на день памяти преподобномучеников Сергия и Андроника, совершается торжественное богослужение. По благословению епископа Уваровского и Кирсановского Игнатия (Румянцева) 22 января 2017 года, с целью возрождения монашеской жизни в одном из святых мест Уваровской епархии, каким является монастырь, в обитель был назначен настоятель – иеромонах. В настоящее время в братском корпусе проживают два иеромонаха и один трудник. Несмотря на многочисленные трудности, мы надеемся, что добрая воля православного купца-благотворителя А.М. Носова будет исполнена, и новое поколение монахов будет возносить молитвы о спасении душ.

Иеромонах Тихон (Зубакин)


Источники:

РГИА. – Ф. 796. Оп.441. Д.9. Л.1-5-. Формулярный список о службе епархиального наблюдателя церковно-приходских школ Тамбовской епархии, статского советника А.Е. Андриевского/ Электронный каталог РГИА/ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1929

Опросы информаторов с. Д. Бедный. 2017-2019 гг./ Личный архив автора.

Литература:

Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. М. Сретенский монастырь. 2004. – 859 с.

Н. П-ий. Монастыри Тамбовской епархии в деле служения Государству// ТЕВ. 1915. №39.

Светозаров Ф., свящ. Носовский Спасо-Преображенский мужской монастырь в Борисоглебском уезде// ТЕВ. 1908, №19-24.

Смолич И.К. Русское монашество: Возникновение, развитие, сущность (988 – 1917). М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997/ Цитируется по эл. Версии: Sedmitza.Ru

Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь в Борисоглебском уезде/ Историко-статистическое описание Тамбовской епархии/ Под ред. А.Е. Андриевского. Тамбов: Издание канцелярии Тамбовской духовной Консистории, 1911. – 879 с.


Примечания:

[1] Светозаров Федор, свящ Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 19. С. 930-934.; Светозаров Федор, свящ Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 21. С. 1030-1037; Светозаров Федор, свящ Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 25. С. 1207-1209; Светозаров Федор, свящ Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 30. С. 1379-1383; Светозаров Федор, свящ. Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 38. С. 1659-1662; Светозаров Федор, свящ. Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Окончание) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 44. С. 1930-1936.

[2] членом Тамбовской Ученой Архивной комиссии, епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ Тамбовской епархии, статским советником (1914 г.)

[3] РГИА. – Ф. 796. Оп.441. Д.9. Л.1-5-. Формулярный список о службе епархиального наблюдателя церковно-приходских школ Тамбовской епархии, статского советника А.Е. Андриевского/ Электронный каталог РГИА.

[4] Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911, С.852.

[5] Там же. С. 851.

[6] Там же.

[7] Светозаров Федор, свящ Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 21. С. 1036.

[8] В документах указано место близ с. Туголуковка Борисоглебского уезда. Ведомости отмечают, что неизвестно по какой причине была выбрана именно Туголуковка, отстоявшая от места на 15 верст, когда в 5 верстах рядом было село Ивановка (и(ли) Титаново). См.: Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 25. С. 1209.

[9] Архиепископ Иннокентий (в миру Иван Васильевич Беляев; 23 сентября 1862, Владимирская губерния — 9 (22) сентября 1913, Санкт-Петербург) — епископ Православной Российской Церкви; с 8 февраля 1903 года — епископ Тамбовский и Шацкий, с 7 декабря 1909 года архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, постоянный член Святейшего Синода. Подробнее: Кученкова В.А. Житие архиереев Тамбовских. 2012, С. 91

[10] Основан около 1670 года старцем Иосифом с южной стороны города Тамбова. был закрыт 19 октября 1918 года. В 1920-х годах здесь размещалась Тамбовская губернская ЧК. 30 августа 1960 года постановлением Совета министров РСФСР № 1327 взят под охрану государства как памятник республиканского значения. Возрождение обители началось 22 декабря 1992 года.

[11] Иеромонах Константин Валаамского монастыря Финляндской епархии был переведен в Тамбовскую епархию с причислением к братии Тамбовского Казанского монастыря в 1903 г. См.: Тамбовские епархиальные ведомости. 4 января. 1903. № 1. С. 2; Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь в Борисоглебском уезде/ Историко-статистическое описание Тамбовской епархии/ Под ред. А.Е. Андриевского. – Тамбов: Издание канцелярии Тамбовской духовной Консистории, 1911. – 879 с.- С. 851 – 853. По имеющимся в нашем распоряжении документам определить фамилию иером. Констатина пока не удалось.

[12] Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 25. С. 1210.

[13] Светозаров Федор, свящ Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 30. С. 1379-1383

[14] Светозаров Федор, свящ Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 30. С. 1379-1383.

[15] Спасо-Преображенский Носовский мужской монастырь в Борисоглебском уезде// Историко-статистическое описание Тамбовской епархии/ Под ред. А.Е. Андриевского. Тамбов: Издание канцелярии Тамбовской духовной Консистории, 1911. – 879 с.- С. 851– 853.

[16] Нафанаил (Троицкий) епископ Козловский, викарий Тамбовской епархии./ Кученкова В.А. Житие архиереев Тамбовских. 2012, С.94.

[17] Светозаров Федор, свящ. Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Продолжение) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 38. С. 1659-1662.

[18] Светозаров Ф., свящ. Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Окончание) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 44. с. 1934.

[19] за №11663

[20] Указ из святейшего Правительствующего Сннода на имя Преосвященнейшего Иннокентия от 23 сентября сего года за № 11663 // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. 1908. № 41. С. 782.

[21] Светозаров Федор, свящ. Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде (Окончание) // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 44. С. 1930-1936.

[22] Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. 1911, С.852.

[23] митрополита Тамбовского и Рассказовского Феодосия (Васнева), протоиерея Виктора Лисюнина, Олега Юрьевича Левина, Веры Дмитриевны Орловой и др., а также по собственным наблюдениям.

[24] Известно, что в период с 1913 по 1916 в Тамбовской епархии, вследствие высылки с Афона монахов, среди которых были и уроженцы Тамбовщины, в основном – крестьяне, духовная власть принимала меры против ереси «имяславцев». См.: Журавский А.В. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды сщмч. Кирилла Казанского. – М. Сретенский монастырь. 2004. – 859 с. С. 219-222. См. также: Смолич И.К. Русское монашество: Возникновение, развитие, сущность (988 – 1917). – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 1997/ Цитируется по эл. Версии: Sedmitza.ru.

[25] Помимо Светозарова см.: Отчет по обозрению церквей и монастырей Тамбовской епархии в 1916 году // ТЕВ. 1916. № 12; ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1929.Л.4-9.

[26] Там же.

[27] Светозаров Федор, свящ Носовский Спасо-Преображенский монастырь в Борисоглебском уезде // Тамбовские епархиальные ведомости. 1908. № 19. С. 933.

[28] Например, Борисоглебский Хренников Александро-Невский монастырь, являясь монастырем городским, за период 1914-1915 пожертвовал 1 287 рублей (братский сбор, личный взнос игумена, участие монастырского благотворителя), Носовский же монастырь пожертвовал 1081 рубль и в этой сумме 126 рублей – в пользу беженцев и военнопленных. См: ТЕВ 1914. №№ 51-52, ТЕВ 1915. №№ 41,46,49. Н. П-ий. Монастыри Тамбовской епархии в деле служения Государству/ ТЕВ. 1915. №39.

[29] За Христа пострадавшие… База данных. ПСТГУ/ Pstgu.ru

[30] Там же.

[31] Александр Барсуков, 1872–1917.

[32] Эти сведения подтверждают данные опросы старожилов села Демьян Бедный (хутор купца Носова).

[33] Вспомним, что в 1992 году был прославлен Русской Церковью сщмч. Владимр (Богоявленский), представитель потомственного тамбовского духовенства, зверски убитый киевскими сепаратистами в 1917 году.

[34] Василий Павлович Шеин (1870 - 1922) священномученик архимандрит Сергий канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1992 году.

[35] Цит. по: Шевченко Т.И. Валаамские иноки в эпоху гонений: Московское подворье Валаамского монастыря и его насельники после революции 1917 г. М. 2018. С. 8.

[36] Исходя из материалов, опубликованных в тамбовских мартирологах и на сайте Православного Свято-Тихоновского государственного университета Pstgu.ru

[37] По данным опросов населения с. Д. Бедный.

[38] По свидетельствам опросов населения.

[39] Каменская Н. Не надо искать чуда за тридевять земель // «Жердевские новости» / общественно-политическая газета Жердевского района. 2013. № 1. Интернет ресурс: Top68.ru. Размещено: 9 января, 2013. Дата обращения: 28 марта 2019.

[40] Акт приемки-передачи 13 марта 1991 г./ Архив Спасо-Преображенского храма поселка Демьян Бедный.

Видео

Рекомендуем

Подать на поминовение в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Фото Видео 96035

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео