- Отец Диодор, добрый день, благословите. Расскажите, пожалуйста, в чём заключается Ваше послушание? Каковы Ваши «обязанности» на клиросе?
– Я являюсь помощником регента братского хора. Мои обязанности, кроме непосредственно пения и регентства, – это обеспечение хора богослужебными текстами и партитурами, обучение начальному уровню (азам) пения приходящих на клиросное послушание, помощь в организации занятий с педагогом по вокалу, составление еженедельного богослужебного расписания и расписания певчих.
- С какими трудностями Вы сталкиваетесь на клиросе? Какие проблемы Вам приходится постоянно решать?
–Прежде всего, конечно, это «нехватка» певчих. Постоянно приходится обучать новеньких, чтобы хор был хором, а не трио или квартетом. И в силу того, что певчие хора заняты на основных послушаниях, то катастрофически недостаёт времени на их обучение.
Важно понимать, что человеку, который обучается пению «с нуля», приходится тратить много времени и сил. А этот факт в монастыре мало учитывается из-за недостатка рабочих рук.
Как правило, люди, способные к пению, способны и ко всякой другой работе. И зачастую их занимают на других послушаниях. И таким людям сложно в своем плотном графике находить время для занятий пением. Единственное, что в этом помогает, – это желание самого человека обучаться пению, и он этому старается содействовать.
На воскресные и праздничные службы мы стараемся договариваться, чтобы певчих со всех послушаний отпускали. С будничными же службами дело обстоит сложнее: кому-то надо пономарить, кому-то дежурить в церковниках, а в летнее время обеспечивать звук в храме. В общем, братья заняты на основных послушаниях, поэтому они не всегда могут выходить петь на клирос. Их достаточно сложно включать в певческое расписание. И это, конечно, немного наш клирос обедняет.
Я думаю, что этот вопрос надо решать именно постоянным пополнением состава певчих: чем больше братьев будет уметь петь, тем более взаимозаменяемы они будут.
- Отец Диодор, а есть ли такие братья, которые очень любят петь, и пение на клиросе нравится им больше основного послушания?
- Да, конечно, такие братья есть. Но у нас человек свою волю не «ставит во главу угла». И поэтому, может быть, он и «воздыхает» о том, чтобы только петь, но надо учиться послушанию. В монастыре основным направлением самореализации является монашество, то есть стремление стать монахом по сути, а не только по форме. Вряд ли кто-то из братии скажет, что он пришел в монастырь, чтобы научиться петь.
- Отец Диодор, бывает ли так, что у Вас в принципе нет желания приходить петь на клирос и Вам хочется только помолиться в храме? Устаёте ли Вы от ежедневного пения?
- Бывает, и бывает нередко. Конечно, устаю. В певческом плане для меня тяжелее именно бденные, воскресные и праздничные службы, чем ежедневные будничные. Мне гораздо легче спеть одному несколько дней подряд «простые» службы, чем одно бдение. Особенно тяжело, если приходится регентовать. Когда регентуешь, то испытываешь больше внутреннее напряжение. Сложно бывает, когда в хоре нет никого из основного состава, и тебе приходится петь с теми, кто не очень «чисто» поёт. Тогда ты невольно берешь всю нагрузку на себя, и как следствие, появляется и нервное, и голосовое уставание.
Когда же хороший состав, то можно регентовать без напряжения в голосе и действовать только жестами .
- Что Вы делаете, если начинает садиться голос? Как Вы его восстанавливаете: лечите горло, расслабляете мышцы?
– Лучше всего некоторое время помолчать: перестать петь, пока голос не восстановится. В случае если это инфекция, то надо применить соответствующее лечение: полоскания, ингаляции. А мышцы сами расслабляются, если их не беспокоить.
- Отец Диодор, как Вы считаете, что делать, если у человека изначально неприятный голос, но его душа тянется к пению? Что делать человеку, если ему не повезло с красивым голосом? Не петь?
- Думаю, что в таком случае человеку надо заниматься улучшением своего голоса и петь в хоре тихонько, чтобы не портить его общее звучание. Также необходимо быть готовым к тому, что это работа многих лет: набраться сил и терпения. Если же человек не готов трудиться над собой, то лучше ему и вовсе не петь, не мучить других певчих и молящихся на богослужении.
- Зачем, по Вашему мнению, братья приходят учиться петь? Это же постоянный, кропотливый труд: возложение на себя дополнительных обязанностей певчего?
– Наверное, как и любое другое дело, если оно тебе по душе. Как и в миру люди чем-то увлекаются: ходят на разные кружки, секции, усердствуют там: тратят силы, время и деньги, но получают от этого взамен что-то более ценное. Так и в монастыре, занятие пением, как и любое дело по сердцу, способно раскрыть в человеке заложенный в нём талант.
- Отец Диодор, какими качествами, помимо музыкальных данных, должен обладать начинающий петь в братском хоре? Нужно ли человеку знать ноты и (или) иметь хотя бы начальное музыкальное образование?
– В первую очередь, нужно любить богослужения, любить пение, иметь желание обучаться и нести труд клиросного послушания, которое обычно становится дополнительной нагрузкой к основному послушанию брата. Считаю, что нужно знать нотную грамоту, обладать элементарными начальными музыкальными знаниями. Обычно все, кто правильно, уверенно и красиво поёт, знают ноты.
Что же касается музыкального образования, то, конечно, лучше, когда оно есть. Хорошо, когда на клирос приходят братья с серьезным музыкальным образованием за плечами, но и без специального образования можно стать хорошим певчим.
- Отец Диодор, а бывало ли такое (и часто ли такое бывает), что брат обучился петь, на него потратили много времени и сил Вы и педагог по вокалу, а он, потом сказав, что «пение - это не моё», бросал петь? Если такое случается, то, как Вы к этому относитесь? Унываете ли, поняв, что на обучение этого брата потратили слишком много времени и сил?
– Такое бывало только с новоначальными, на кого мы только начинали тратить силы и время. Чаще переставали обучаться пению те братья, кто не очень способен, кому приходилось труднее. Те же, у кого получается петь, занятий не бросают.
Но случается и такое, что уже обучившиеся пению и ставшие хорошими певчими братья уходят из монастыря. Это вызывает, конечно, некоторое огорчение. Но тут уже ничего не поделаешь.
- Расскажите, пожалуйста, о занятиях в музыкальном классе.
Какова их продолжительность по времени в день/ в неделю?
– По времени занятий – сложно сказать, так как они всегда проходят по-разному. Есть периоды, когда приезжает вокалист, и тогда только она занимается с певчими (я уже не провожу в это время занятий). С основным составом проводится больше индивидуальных занятий; с начинающими петь – групповые. (У кого-то из певчих есть возможность приходить на занятия каждый день, а у кого-то нет.) Это касается занятий по вокальной технике. Мы придаём ей большое значение.
В другие периоды тоже не всё стабильно. Но в идеале я стараюсь заниматься с каждым моим учеником индивидуально хотя бы по два часа в неделю. Это получается крайне редко из-за занятости братии и моей, но я к этому стремлюсь.
- Отец Диодор, по Вашему мнению, что является самым сложным для начинающего петь в братском хоре?
– Борьба с ленью, наверное. Самое сложное – принудить себя к самостоятельной работе, без которой, как и в любом деле, сложно достичь результата. Также можно выделить чисто психологический аспект: некоторая «зажатость» – боязнь начинающего петь, или стремление сначала научиться петь идеально, а потом уже идти на клирос. Бывает и наоборот: человек совсем не готов петь, но сам он считает, что поёт прекрасно и без ошибок. В последнем случае начинающему петь надо научиться объективно оценивать свой «уровень» и доверять мнению более опытных певчих.- Насколько важен молитвенный настрой певчего перед тем, как зайти на клирос?
– Молитвенный настрой для певчих, безусловно, имеет значение. Хотя молитва во время богослужения является внутренним делом каждого поющего на клиросе, но это влияет на всех: как на поющих рядом, так и на молящихся в храме. Отсутствие молитвы на клиросе во время богослужения может войти в привычку, которая пагубно скажется со временем на жизни брата.
Беседовала Елена Буланова.
Продолжение следует
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 473226