- Отец Диодор, многим интересно: сколько же певчих в братском хоре Валаамского монастыря? Какое количество певчих участвует в будничных и праздничных богослужениях?
– В будние дни на утренних богослужениях поём по одному. Это очень полезная практика для каждого певчего. На вечерних богослужениях поём по человек 5-7. По воскресным дням и праздникам – человек по 10-15.
- Расскажите, пожалуйста, за какой период времени начинается подготовка к праздничным богослужениям? И есть ли какие-то особенности подготовки?
– Смотря, какой Праздник. К Пасхе или Рождеству Христову готовимся почти месяц. К некоторым праздникам нет подготовки вообще. Это зависит от сил и возможностей певчих, а также от сложности праздничных песнопений. Перед большими праздничными богослужениями мы с братией проводим спевки, основная задача которых состоит в том, чтобы повторить материал, который за год подзабыли. Во время спевок (на спевках) мы также «оттачиваем» и «слаживаем» песнопения, т.е. совершенствуем свое исполнение: обращаем внимание на какие-то детали – смысл фраз, акценты, нюансы, и, соответственно, стараемся понять, как должно прозвучать то или иное песнопение.
- Отец Диодор, хватает ли Вам певчих? Каких голосов, может быть, недостаёт («исонщиков», теноров или других)? Расскажите про особенности Валаамского братского хора.
– Певчих регенту всегда не хватает. Но бывает их и достаточное количество, когда собираются все. Обычно это происходит на большие праздники. Все братья съезжаются со скитов на Центральную Усадьбу: откладывают свои дела, послушания, отъезды на лечение. Но в обычное время на клиросе певчих часто недостаёт.
В нашем братском хоре два типа основных голосов: верхний (он же основной) и нижний («исонщики»). В некоторых моментах ещё добавляется дополнительный верхний голос (например, в грузинских песнопениях). В принципе, у нас и «верх», и «низ» могут петь почти все. Просто у баритонов «исон» звучит благороднее, и, наоборот, верхний голос тенорам спеть немного легче и естественнее, чем баритонам в теноровой тесситуре.
- Праздничные богослужения – это колоссальный труд певчих. От чего, по Вашему мнению, зависит слаженность монастырского братского хора? Его особое уникальное звучание?
– В целом, это зависит от многолетнего пения одного и того же репертуара и от постоянной работы над ним, его «шлифовки». И, безусловно, внутреннее состояние человека, живущего в монастыре, не может не влиять на звучание хора в целом. Монашеские хоры всегда «слышно», вы их всегда сможете отличить от других хоров именно по манере исполнения.
- Отец Диодор, как восстанавливать силы после многочасовых богослужений?
–Как и после любой физической и эмоциональной нагрузки лучшими средствами для восполнения сил после длительного пения будут питание и сон.
- Какие трудности, искушения, по-Вашему, чаще всего испытывают певчие братского хора?
–Певчим, пожалуй, труднее молиться на клиросе. Бывают праздные разговоры, как расслабление после напряжения нервной системы при пении, при длительной концентрации внимания. Ну и, конечно, искушения разными помыслами: либо тщеславие («как я круто спел»), либо, наоборот, уныние («я плохо пою, никакого прогресса, все труды насмарку»).
- Отец Диодор, говорят, монахи должны быть беспристрастными. Но есть ли у братии любимые песнопения и распевы?
– Беспристрастные монахи на клиросе не поют. Конечно, есть любимые и нелюбимые песнопения и распевы. Бывает и усталость от исполнения одного и того же «репертуара», хочется чего-то нового.
- И всё же, есть ли у певчей братии какие-то музыкальные предпочтения?
– Сложно сказать, у всех же разные вкусы. Кому-то из братии очень нравится византийский распев, кому-то, наоборот, не нравится. Кому-то не хватает партесной «бодрости» и аккордов гармонии. Кто-то хочет строгости знаменного одноголосия. Кому-то хочется «торжественно грянуть», а кому-то покаянно молитвенно и проникновенно спеть.
- Отец Диодор, согласитесь ли Вы с высказыванием: «Как поёт хор, так и молится храм»?
– Отчасти, да, есть влияние. Это зависит от того, кто и как поёт. Внутренний настрой певчих передаётся и молящимся в храме людям. Пение само по себе имеет большое воздействие на человека, хотя все люди в разной степени восприимчивы к музыке в целом и к церковному пению в частности.
- Какие у Вас и у о. Давида планы по развитию братского хора на ближайшее время?
–Увеличивать количество певчих и улучшать качество звучания хора.
- Отец Диодор, строгий ли Вы «начальник»? Что Вы делаете, когда во время богослужения брат «фальшивит»? Указываете на ошибки, отстраняете от пения или принимаете какие-то другие меры?
- Мне кажется, что я слишком мягкий, но я исправлюсь (улыбается). Понимаю, что ошибки во время исполнения не бывают преднамеренными, специальными. Обычно человек сам осознаёт, что ошибся, и в этом случае и не нужно никакого вмешательства со стороны регента. Другое дело, когда человек «фальшивит» и не слышит этого, тогда нужно поправить, подсказать. И если одни и те же ошибки во время исполнения повторяются регулярно, то значит, человек что-то неправильно заучил, и ему надо это помочь исправить.
- Отец Диодор, что бы Вы, как помощник регента образцового, с точки зрения всей Церкви, братского хора, могли посоветовать регентам других хоров? В своей проповеди Святейший Патриарх Кирилл сказал, что он был доволен вашим пением. И если возможно, то разделить советы на две категории: советы регентам только что создающихся хоров и советы регентам давно созданных хоров.
– «С точки зрения всей Церкви» – это, конечно, громко сказано. Не всем нравится наш стиль: как говорится, «на вкус и цвет…» А Патриаршую Литургию мы пели впервые за всё время существования хора. Так что, один раз похвалили – это ещё не показатель.
Теперь по вопросу. Во-первых, я понимаю, что огромному количеству регентов в монастырях и храмах просто «не до жиру»: выжить бы и петь как-то с теми, кто есть. А во-вторых, многие регенты, думаю, и сами знают больше меня. Основа - это любовь к своему делу.В нашем случае это означает не просто любовь к музыке или пению, а живую веру в Бога и любовь к Церкви и богослужению; понимание богослужений и молитвенное участие. А на эту основу нужно добавлять труд и саморазвитие в плане пения, как теоретическое, так и практическое. Без расширения кругозора и без практических занятий (вокал, спевки и т.д.) ни регент, ни певчий, ни хор хорошо петь не будут.
Многим (особенно начинающим) регентам и певчим можно порекомендовать не особо увлекаться изучением новых и сложных песнопений (пусть даже и очень красивых, которые так хочется спеть). Конечно, расширять репертуар тоже необходимо, но, в первую очередь, надо годами оттачивать мастерство и доводить до совершенства уже имеющегося репертуара пусть даже самого простенького. Больше обращать внимания на детали и смысл песнопений. И тогда красиво зазвучит даже самое простое песнопение, и будет красиво и слаженно петь даже «слабенький», непрофессиональный состав хора.
- Советуетесь ли Вы с регентами других хоров? Общаетесь ли Вы с ними в музыкально-профессиональном плане?
– Если с кем-то сводит судьба, то советуюсь, конечно, но это не на постоянной основе.
- Отец Диодор, есть ли у Вас любимые хоры, кроме Валаамского? На развитие какого хора Вы обращаете внимание? За кем Вы, может быть, пристально следите из мира певчих? Есть ли у Вас любимые хоры, которые поют знаменным распевом?
– Мне нравятся записи хора Троице-Сергиевой Лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Нравятся византийские хоры: «Пахомий Логофет» в Санкт-Петербурге, «Аксион Естин» (хор Николо-Малицкого мужского монастыря), а также греческие, сербские хоры. Вот со знаменным распевом сложнее… Прямо скажем, не так часто можно услышать достойное исполнение, а очень хотелось бы.
- Нравится ли Вам пение отцов со Святой Горы Афон? Есть ли у Вас любимый, с точки зрения пения, монастырь на горе Афон?
– Наверное, Ватопедский хор – лучший на Святой Горе на сегодняшний день. Но, может быть, я не всё слышал. Для моего уровня достаточно наших отечественных специалистов «византийщиков» для обучения, и я стараюсь обучаться.
- Не желаете ли Вы в будущем, если будет такая возможность, съездить на Афон (или в какое-либо другое место) на длительное обучение? (как в своё время отец Давид ездил в Ватопедский монастырь)
– Певчий монах, всё же, в первую очередь, монах, а уже потом певчий. И поэтому он должен совершенствоваться именно как монах. Поездка куда-либо с целью обучения пению должна быть по поручению игумена (как и было в случае с отцом Давидом), а не по моему «хотению». Вопрос изучения византийского пения в нашем монастыре сейчас не стоит. Кроме того, в наше время в России достаточно мастеров византийского пения, и есть школы, где можно достигнуть очень хорошего уровня. А на Святой Горе (насколько мне известно), как и у нас на Валааме, нет специальной школы для всех желающих обучаться пению. Обучают пению обычно в миру. Для этого в Греции существуют школы церковного пения и даже целые факультеты в университетах, где мастера обучают византийскому пению, особенностью которого является устная традиция его передачи – от учителя ученику. Мало шансов приехать в монастырь и в короткий срок хорошо обучиться пению. Ещё меньше шансов сделать это без знания греческого языка.
- Отец Диодор, как Вы относитесь к православному пению известных певчих, например, к Дивне Любоевич или другим прославленным певчим?
– Ко всем хорошо поющим и обогащающим сокровищницу церковного пения отношусь сугубо положительно. Например, мне нравится, как поёт архимандрит Никодимос (Каварнос), хотя некоторые мастера византийского пения его критикуют.
- Как Вы считаете, нужно ли проводить фестивали православных хоров? Есть ли в этом необходимость?
– Думаю, что в этом есть некоторая польза: хоровые коллективы и певчие перенимают опыт, налаживают профессиональные связи. И, возможно, из зрителей фестиваля кто-то заинтересуется пением.
- Отец Диодор, и в заключение нашего общения хотелось бы поинтересоваться, занимаетесь Вы музыкальным самообразованием?
– Да, стараюсь, насколько хватает сил и времени. Продолжаю заниматься с педагогом по вокалу. Изучаю знаменную и византийскую нотации, а также историю развития церковного пения.
- Отец Диодор, большое Вам спасибо за интервью. Желаю Вам и братскому хору Валаамского монастыря многая и благая лета.
– Благодарю Вас за беседу. Надеюсь, что смог приоткрыть завесу тайны о братском хоре для наших читателей и слушателей.
Беседовала Елена Буланова.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472798