Наставления игумена Назария

"Мы все имеем желание последовать вышнему званию, туда где от начала уготовано нам вечное жилище, исполненное неизреченной радости: наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20). Итак, кто желает эту вечность получить, тот должен непременно познать любовь Божию к нам и любовь свою к Богу, в чем она состоит»
Трудами братии монастыря  13 719

I. Возлюбленный о Христе Брат!

Восстань падший, отверзи очи свои душевные, насыщайся хлеба, еже есть слово Божие, и пей вино от Чаши премудрости Божией. Если тебе случится печаль, то разбирай охотно и с любовью это писание, и веруй, что с помощью благодати Божией утешишься.

Утверди себя в следующей истине, что всякое Божественное писание наставляет на путь спасительный, учит и подкрепляет, чтобы шествие наше всегда было по Богу.

II. Наставление о Любви Божией.

Мы все имеем желание последовать вышнему званию, туда где от начала уготовано нам вечное жилище, исполненное неизреченной радости: наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа (Флп. 3, 20). Итак, кто желает эту вечность получить, тот должен непременно познать любовь Божию к нам и любовь свою к Богу, в чем она состоит. И как возлюбил Он нас, так и мы должны Его любить. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). И в другом месте апостол пишет: любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (I Ин. 4, 9 - 10).

Рассмотрим подробнее, каким образом очистил Он грехи наши. Святой пророк Исаия говорит, что Он принял на себя образ раба: нет в Нем ни вида, ни величия; Он был презрен и умален пред людьми (Ис. 53, 2 - 3). Он претерпел жестокие мучения, чтобы через то загладить наши преступления. Он принял поносную смерть, чтобы через то даровать нам жизнь и спасение. Итак, когда Он не щадил себя единственно для нас, то мы, христиане, не должны ли Его любить? Не должны ли по стопам Его ходить?

Послушаем апостола Петра: вы к тому призваны: потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (I Пет. 2, 21). Как же пострадал? Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря); но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших (I Пет. 2, 24 - 25). Итак, мы должны иметь к Нему любовь и послушание, которых Он от нас требует. Не сам ли Он своими пречистыми устами говорит: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим: и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27). И святой Моисей говорит: и да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем и в душе твоей; и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая (Втор. 6; 6 - 7).

Из этого видим, что мы беспрестанно должны помнить о любви Божией к нам и искать совершенной любви к Нему. Но она снискивается исполнением заповедей Божиих. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною (Мф. 19, 21). Исполняя эти слова, докажешь Ему совершенную любовь. Кто имеет заповеди Мои - говорит Спаситель Своим ученикам, - и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).

Надо знать, что без добрых дел любви к Нему не окажешь, потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2; 13).

Итак, рассмотри, сколь благ Господь и милостив! Он дал христианам закон не для чего иного, как только на истребление нашей злобы, для очищения от грехов и на побеждение страстей, воюющих против Закона Божия.

Поэтому, мы должны не только сохранять заповеди Божии, но и дары по заповедям приносить: как и отцы святые принесли каждый по силе своей - один пять талант, один десять, другой тридесять. Подобно и мы должны преуспевать в делании добра и в любви Господа нашего Иисуса Христа.

Святой апостол Павел клятвою устрашает: кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят (I Кор. 16, 22).

Достойны ли мы любви Его, будучи прах и пепел? Однако Он возлюбил нас.

Сколько мы претерпеваем скорбей, не имея к Нему любви! Сколько без нее обуреваемся волнами бедствий и страдаем! Но хотя иногда мы Его отвергаем, Он не отвращается от нас. Мы бегаем Его, но Он нас ищет и призывает к Себе: приидите ко мне все труждающиеся и обремененные (Мф. 11, 28).

Боже наш! Мы отвергаем любовь Твою, а Ты нас не престаешь любить. Мы нередко принимаем сатанинские внушения паче закона Твоего. Мы, не щадя себя и спасения своего, прилежим к делам злобы. И несмотря на то, человек часто говорит: я люблю Бога. Какое противоречие! Он думает, что любит Бога, но заповедей Его не исполняет. Какая же это любовь? Это одно лицемерие!

Когда ты говоришь: люблю Христа Бога, то посмотри, что Он тебе заповедует: Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин. 13, 15).

Если любишь Христа Бога, терпи, как и Он претерпел, и твори все то, что Ему угодно. Он учил и творил. Непременно и твоя любовь должна быть такова, чтобы добро творить, терпеть, не смущаться в находящих на нас скорбях и во всем всегда Его благодарить не словами и языком, но самими делами. Сердцем, умом, от всей души, крепости и помышления возлюбить Его ты должен.

И если так Его возлюбишь, то послушай пророка Исаию: забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, - говорит Господь Вседержитель (Ис. 49, 15).

III. Наставление о христианских подвигах.

Итак, всякий должен с верой и надеждой любить Бога и стараться исполнять Его дела, предания и повеления. Но какие Его дела, предания и повеления? Рассмотри, возлюбленный, вот какие: век этот не есть покой, но борьба.

Знай, что на всякую борьбу есть победа, крепись, борись, побеждай, так как часто противоборствующие силы находят, и как львы рыкают и ищут, кого бы поглотить. Берегись, да не побежден будешь.

Старайся не лишать себя благодати Божией. В противном случае чужд будешь воздаяния, и сверх того еще более осудишься и погибнешь.

Рассмотри, что пророк Иеремия пишет: так говорит Господь: вот, Я предалагаю вам путь жизни и путь смерти (Иер. 21, 8). Подобно этим словам говорит и Сирах: Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему (Сир. 15, 17). А пророк Исаия к хотящему исполнить закон говорит: Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то мечь пожрет вас: ибо уста Господни говорят (Ис. 1, 19 - 20).

Святой апостол Иоанн пишет: кто от Бога, тот слушает слова Божии (Ин. 8, 47), а кто не от Бога, не послушает их. И Господь, утешая скорбных, говорит: восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20); в другом месте: истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти во век (Ин. 8, 51), и если это знаете, блажены вы, когда исполняете (Ин. 13, 17).

Но что должны мы знать, чтобы быть блаженными? То, чему Христос учит, а Его учение не иное что есть, как Его жизнь, о которой апостол Матфей поучает, говоря: входите тесными вратами: потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13 - 14). И в другом месте пишет: возьмите иго Мое на себя, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 29 - 30). И еще поучает: если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; И кто не несет креста своего, и не идет за Мною, не может быть моим учеником (Лк. 14, 26 - 27).

В соборном послании апостол Иоанн советует: не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, втом нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (I Ин. 2, 15 - 17).

Рассмотри прилежно, не рать ли и брань во все дни: плоть восстает на дух, а дух на плоть. Послушай Павла, об этом говорящего: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? (Рим. 7, 23 - 24). И в другом месте пишет: потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6, 12). Поэтому в своем послании к Тимофею, чтобы укрепить его в находящих искушениях, советуя их терпеть, пишет: переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3).

Но одного этого недостаточно, чтобы только страдать. Страдать и добро творить - это угодно Богу и полезно нам самим. Что за похвала, - говорит апостол Петр, - если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу . Ибо вы к тому призваны (I Пет. 2, 20 - 21).

Нам же, инокам, как не принять таких душеспасительных советов? Возлюбленные, примем с любовью слова апостола Павла, которыми он нас учит, утверждает и наставляет: станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности. И обувши ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6, 14 - 17). То есть: молитвою и прошением во всякое время, бодрствующим духом надлежит нам противиться козням диавольским.

IV. Наставление о монашестве.

Рассмотри еще со вниманием, какую Христос Спаситель заповедь дает. Он говорит: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубить душ человеческих, но на путь истинный наставить нас. Он образом жития Своего, а не словом только учил презирать мир. Господь не имел покоя в мире, и последующим по Нему повелел бегать его. Прелестна и обманчива жизнь мира, бесплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна, и горе надеющимся на его мнимые блага - от этого многие без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его.

Устремись, возлюбленный, к мирному и преславному иноческому житию, возьми иго на себя похвальное, которые сам Сын Божий наименовал своим благим игом и легким бременем. Святые апостолы возлюбили это иго и передали верным. Богоносные и богодухновенные отцы, с помощью благодати Божией и искусством в этом жительстве преуспели, и советуют нам, как должны и мы подвизаться.

Монашеское житие основано на Божественной заповеди, по пророческому, евангельскому и апостольскому учению. Об этом Господь говорит: кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12). Рассмотри прилежно, сколь многие благоугодно в иночествующем образе пожившие, к Богу преселились и ныне со Ангелами пребывают. Если и ты, возлюбленный, желаешь безмолвного и благого иноческого жития, то благое себе избираешь.

Знай же, что ты по иноческому обету должен себя принудить во всем отсечь волю свою. Покайся Господу, иди с любовью в путь отцов своих, не блуждая, не дремля, но бодрствуя прилежно. Должен ты непременно стяжать добродетели; итак ищи их день и ночь, а, познав их, поучайся и подвизайся в них. Береги себя, да неявишься пуст перед Богом. Если что доброе носишь с собою, то не хвались этим, но еще более преуспевай в делании добра и по мере богоугодных дел являй себя новым, правым и благоискусным во всем.

Ты хочешь быть иноком - это значит ветхое оставить и соделать себя новым. Вчера ты был по образу мира, а ныне во иное облекся: и так иное думай, иное говори, иначе смотри, иначе ходи, делай.

Инок непременно должен быть делателем всех заповедей Господних, подражателем чину и устроению безтелесных, познавать Бога, стяжать любвь к Нему и ближнему.

Инок должен во всем держаться Божиих словес, а гласу чувств или страстей ни мало не внимать.

Инок должен иметь ум свыше просвещенным, тело неоскверненным, уста молчаливыми и язык чист от осуждения.

Инок должен иметь душой и сердцем скорбь непрестанную о грехах своих, частые слезы и воздыхание, всегдашнее памятование о смерти и о Страшном суде, отвержение себя во всем, удаление от мира, презрение своей плоти и всего для плотской чувственности приятного, то есть для очищения и обновления себя, жесткому, тесному, трудному и скорбному подвигу подвергнуться, но вместе с тем иметь безропотное терпение и любовь с благодарением.

Инок должен быть безгневен, не лукав, не горд, во всем нищ, нестяжателен, не самолюбив, должен иметь кротость молчаливую, глубокое смирение, повиновение и послушание ко всем благочинно живущим. В теле своем должен быть мертв, а дух свой уготовлять Духу Святому в жилище. Должен беспрестанно в молитве и в чтении Божественных книг пребывать.

Как Христос претерпел и ученики Его, так и все святые трудились и отвергли мир, свои хотения, пристрастия и все желания мирские, со всеусердной и горячей любовью сохраняя заповеди Христовы. Если и ты желаешь приобрести Небесное Царство, то претерпевай все скорби находящие на тебя от бесов и от человек. Не ропщи, когда подобает тебе быть в постах, во бдениях, в повиновении, в уединении и безмолвии душевном, в пении, в молитвах, в слезах, в рукоделии. Если так ангельски поживешь, то обрящешь в себе Царство Небесное. Христос говорит: Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17, 21). Тогда в душе твоей ничто мирское не может удержаться, тогда узнаешь, что ты послушник Христов, взял крест Его, то есть скорби, подвиги и добродетели, оставляешь все прелести мира, его дела и грядешь к горнему Иерусалиму. Из Священного Писания получишь ясные и опытные удостоверения, что без совершенного отвержения мира не можешь быть совершенным иноком, поэтому и нелегко получить Царство Небесное. Однако войди в себя и поищи. Если усердно желаешь узнать, отрекся ли ты мира, ищешь ли Царствия Небесного, то постарайся отбросить все мирское и плотское.

Чтобы познать путь истинный, в начале непременно должен ты внять следующим спасительным словам: 1) Христос говорит: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). 2) Святой апостол Петр пишет: лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши, возвратиться назад; но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину (2 Пет. 2, 21 - 22).

Прими себе за правило это краткое наставление и выполняй его, пока свыше благодать Христова не посетит и вразумит тебя, и возведет в образ мужа совершенного, исполняющего Христовы заповеди.

V. Наставление о молитве, особенно в церкви.

Рассмотри, любезный брат, советы, служащие ко спасению нашей души, а именно: в полуночи непременно встань прежде утреннего славословия перед Богом и чистосердечную сотвори к Нему молитву.

Когда наступит время утреннего славословия, поспеши к началу богослужения церковного, а придя в церковь на соборную молитву, встань на удобном месте, собери все силы ума твоего, чтобы не мечтали и не летали по всем странам. Старайся запечатлетъ крепко на скрижалях сердца твоего чтение и пение церковное.

Внимай без лености, не ослабевай телом, не прислоняйся к стене или к столбу церковному. Берегись, чтобы не только не сметь о чем-нибудь разговаривать, но ни на кого или на что очами смотреть.

Если не понимаешь пение и чтение церковное, то с благоговением тайно твори молитву Иисусову: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Старайся при этом нудить себя к сокрушению сердечному, чтобы не без слез каяться о грехах твоих. Если же нет слез, то должны быть, по крайней мере, сокрушение и стенание сердечное.

Не возносись, но смирись (Лк. 2, 11). Господь гордым противится, смиренным же дает благодатъ (Притч. 3, 34). В смиренномудрии и покаянии должен ты всегда пребывать, моля и ожидая, когда благодать Божия посетит твою душу свыше Божественным просвещением.

Предстоя в храме Божием воображай, что ты с вышними Силами пред Богом предстоишь. Положи себе такой закон, чтобы не выходить из церкви до окончания службы.

Если же так будешь совершенно стоять по чину и ослабеешь, или от телесной болезни, или старости изнеможешь, то сядь, чтобы не соблазнить брата своего.

Рассматривай сам в себе, не от уныния ли и лености ослабеваешь, не от развлечения ли мыслей и страстей телесных теряешь крепость и мужество. Так рассуждая, укоряй себя в нетерпеливости, в немощи, в дряхлости, в лености, стыдись Бога и ангелов Его, и помышляй, что претерпевший же до конца спасется (Мк. 13, 13).

Если по данному тебе послушанию выйдешь из церкви, то и тогда с самоуничижением помышляй в себе, что лишился сопребывания и наслаждения небесных сожителей.

И если так будешь рассуждать и укорять свою душу, то от силы в силу приходить будешь, и телесное здравие и душевное просвещение от Бога получишь невидимо.

VI. Наставление для времени после церковного богослужения.

По окончании церковного славословия, возвращаясь в келию свою из церкви, берегись, чтобы ни с кем не стоять и ничего не говорить. Больше всего хранись вредного празднословия и смеха, но иди спешно в келию свою, не выпуская из ума своего молитвы Иисусовой.

Придя в келию, затвори дверь, встань с усердием, вниманием и благодарением пред иконами и помолись о себе, о родителях, благотворителях и о всем мире; положи несколько земных или поясных поклонов с молитвою.

После возьми книгу и немного почитай.

Если изнеможешь от трудов, либо от болезни или по старости лет своих и этого исполнить будешь не в силах, то можешь молиться сидя или лежа с четками.

При молитве обуздай ум и мысли твои, берегись, чтобы не парили они к предметам неполезным и вредным душе.

Так подобает творить и оберегать себя непременно после всякого церковного правила. Отдохнувши немного, если имеешь порученное тебе дело или послушание, то принимайся за него, как за данное тебе от Самого Христа, а не как от человека. Поэтому встав спешно, с любовью пребывай в служении, без роптания трудись, измождая свою плоть.

Если же нет порученного тебе послушания, то занимайся рукоделием или чтением книг духовных насыщай и назидай душу твою, или другим чем, не препятствующим спасению. Внимай крепко, чтобы не быть в келии своей праздному, ибо праздность первая всему злу учительница, и если она вкоренится в кого, тому много трудов нужно будет приложить для истребления ее.

При рукоделии или на послушании, храни, сколько сил твоих есть, в устах, в уме и мыслях молитву и драгоценнейшее и душеспасительное молчание, и при этом не смотри по сторонам. Берегись, чтобы зрением или слухом не соблазниться и не осудить в чем ближнего, или чтобы не сделать чего-нибудь дерзновенного против него. Бегай дерзновения, как яда, ибо оно сильно вредит человеку и приводит его в высокоумие.

Твори всегда то, что тебе повелят, или что прежде благословят, или о чем тебя попросят - сам же собою ни за что не дерзай приниматься, какое бы то дело ни было.

В таком порядке себя приготовляй к послушанию: если с тобою будет кто-нибудь на том же послушании, то поклонись ему низко со смирением и сотвори молитву. Получив благословение, делай послушание с молитвою, с любовью, с усердием и полным вниманием. Помышляй, что всякий творящий дело Божие с небрежением проклят и человекоугодник есть, храни себя от небрежения и человекоугодия.

VII. О пребывании в келии и о исхождении.

Береги себя прилежно и в следующем: не выходи безвременно из келии твоей, кроме необходимой нужды, например, чтобы послушать, любви ради, ближнего, или чтобы немощному послужить, или если от Настоятеля куда послан будешь.

Если выйдешь из келии твоей по объявленным благословным причинам, то, идя, старайся не глядеть никуда по сторонам и не любопытствуй. А если на пути нечаянно встретится кто с тобой, или увидишь вредное что, или усмотришь между собою безвременно беседующих, то берегись, да не станешь или сядешь с ними. Даже берегись и помысла такого: "Не стать ли мне с ними и услышать, что говорят?", но с молчанием поклонись им и мимо их иди по порученному делу в путь свой. И если будут они тебе что говорить или тебя останавливать, поклонись им, говоря: "Простите, иду за делом, занят послушанием", - и уходи скорее.

Придя к тому, к кому ты послан, также старайся, чтобы лишнего не говорить или не сидеть без нужды, но, исполнив порученное тебе, скорее в келию свою возвращайся с покойным духом.

Внимай себе: если станут тебе, как Еве змей, шептать помыслы горделивые, либо осудительные на ближнего или тщеславные, не принимай мыслей этого душевредного хитреца - он непременно восстанет против тебя помыслами кичения, будто все худо делают, а ты все исправно и хорошо. Старайся не допускать в уме своем помыслов осуждения ближнего. Искуситель непреминет подлагать тебе такие помыслы, чтоб ты сам себя похвалил: "Как я то и то хорошо сделал! Не стал с празднословящими или не сделал того и того; я теперь исполнил заповедь Христову". Берегись чтобы в сердце и в душу твою не принимать помыслов самооправдания и самохваления, ибо в них кроется душепагубное зло. Тихо, скоро, неприметно в душу и сердце, как будто малыми и тончайшими скважинами входят и проникают в самую глубину сердца страсти презрения и осуждениия ближнего, тщеславия, кичения и гордости.

Чтобы крепко заградить им вход в душу твою, для этого должен ты от всего сердца и от всей души представить себя совершенным странником, неразумным, ничего несмыслящим и ничего не умеющим. Такое рассуждение и странничество прими себе за закон, чтобы ты мог удалить себя от человеческих суетных бесед и сбережешь себя от смеха, осуждения, кошунства, вредного празднословия, душепагубного тщеславия и высокоумия.

Будь весьма осторожен и в том случае, когда придет помысел, чтобы за чем ни есть, к кому бы то ни было пойти в келию самовольно. Иногда искуситель подучает помыслить, будто для этого благословную нужду имеешь, когда ее на самом деле нет. В таком случае берегись чтобы не выйти из келии твоей, старайся преодолеть этот лукавый помысел. Но если по беспристрастному рассуждению признаешь, что благословную нужду ко исхождению имеешь, то иди.

Если будешь душу свою познанием своих грехов и самоукорением усмирять, то от силы в силу благодатью Божией приходить будешь, и не оставит тебя Христос, но посетит душу твою радостью духовной и наслаждением неизреченным.

VIII. О литургии и причащении Божественных Таин.

Когда придет время Божественной литургии, поспеши к началу ее и войди в церковь с молитвой ко Господу.

Стой со страхом и трепетом, воображая в уме, в душе и в сердце Сына Божия, за беззакония твоя приносимого в жертву, во спасение всех верующих в Него.

И если имеешь намерение причаститься Божественных Таин по разрешению духовного твоего отца, то перед тем сохрани неделю в посте истинном. Старайся пребыть в бдении, в любви к Богу и в прилежных молитвах. Ни чем так скверны души и тела не очищаются, как слезами, сокрушением сердца, стенаниями и воздыханиями сердечными. При этом нужно разуметь, что ты, конечно, негодуешь на Иуду предателя, также и на распенших Христа; внимай же и себе, да не и ты повинен будешь, как предатель Тела и Крови Христовой. Иуда предал Христа единожды, а ты не предаешь ли многократно, когда неверен бываешь слову Его и заповедям Его? Единожды потерпел Он раны от распинателей, но ты не налагаешь ли Ему раны много раз богопротивными страстями и грехами?

Вникни в самого себя, в душу, сердце и помышления твои: не увидишь ли в себе бездну страстей и грехов, хулы, татьбы, объядения, сластолюбия, пьянства, зависти, лукавства, лести, братоненавидения, злопамятования, злоречия, осуждения ближнего, оклеветания, немилосердия, гордости, ярости, гнева и всякой нечистоты? Такую гнусность в себе имея, не нерадишь ли о душе твоей, чтобы усерднейшими и теплейшими молитвами и прочими богоугодными делами и истинным покаянием себя очистить?

Рассуждай, что ты причащаешься неизреченному Таинству из Таинств, сладости из всех сладостей и святости из всех святостей, от которого ты и сам делаешься святым. И для этого должен ты в себе непременно великую и твердую веру иметь; должен удалиться совершенно от всех пороков, и свою душу и тело чистыми и как бы святыми соделать, ибо святому в себе готовишь вход. Смотри, какой ты непостижимой почтен честью, когда причащаешься этого Божественного Таинства. Чистейшие Ангелы невидимо предстоят, трепещут и от ужаса смотреть не могут, а ты - бренный и всякой нечистоты исполненный - этим питаешься; ты страстями и грехами твоими - противник Христу Богу с Божественной святыней соединяешься, и бываешь со Христом Тело едино и Плоть едина, как сам Господь говорит: ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56).

Помышляй, брат, что Тела и Крови Христовой алкали и жаждали от первосозданного Адама все наши праотцы и все пророки, но не получили: ты же, далеко от них отстоящий недостоинствами твоими, этой Божественной трапезы причащаешься. Благодари Бога за неизреченное милосердие, что Он тебя этого удостаивает. А при том понимай и следующее, что если бы ты имел или иметь будешь ангельскую чистоту или святость и преподобие Иоанна Крестителя, то и тогда без особенного милосердия Божия не можешь удостоиться этого Божественного Таинства.

Посмотри, что Христос Спаситель говорит Своими пречистыми устами: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26, 26 - 28). Приступая к святому алтарю, вообрази в себе, что ты действительно вместе со Христом и святыми апостолами удостоен быть на Тайной Вечери.

Когда отверзут врата и скажут: "Со страхом Божиим", упади в ужасе на землю перед Всемогущим Богом и Судией.

Имея же руки крестообразно на груди сложенными, голову немного наклони, взор имей благоговейный, очи слезами наполнеными, и читай молитву: "Верую, Господи, и исповедую" до конца. Читай от всей души с воздыханием, со страхом и трепетом, и сокрушением сердечным. Трепещи стоя и помышляй, да не в суд ешь Владычню Плоть и Кровь пьешь. Проси милосерднейшего Бога, чтобы хотя бы в это мгновение посетил тебя благодатью Своею. Надейся же и веруй, что Он все греховное терние, в тебе живущее, потребит.

Когда увидишь иерейскую руку, простираемую со Святыми Дарами, не думай, что ты от иерейской руки Божественный дар принимаешь, но веруй от всей души, что приемлешь от руки Самого Христа.

Советую тебе выучить полезную во время причащения молитву святителя Димитрия Ростовского: "Врата и заклепы сердца моего отверзитеся, да внидет Царь славы Христос, вниди, Свете мой, и просвети тьму мою, вниди, Животе мой, и воскреси мертвенность мою; вниди, Врачу мой, и исцели язвы мои; вниди, Огню Божественный, и попали терние грехов моих; разжги утробу мою и сердце мое пламенем любви Твоея; вниди, Царю мой, и истреби греховное от мене царство; сядь на престоле сердца моего, и царствуй во мне Ты един, Царь мой и Господь".

Всеми силами должен ты Господа благодарить, не словами только и помышлениями, но и делом. Старайся сохранить себя от многих и пустых разговоров, и не только перед причащением во благоговении пребудь, но и по принятии святыни старайся иметь всегда пребывание со Христом Царем и Богом и не удаляй Его от себя.

По окончании Божественной литургии войди в келию с безмолвием языка, ума и всех чувств, пребудь в молитве и благодарении.

IX. О ежедневном очищении совести.

После вечерней трапезы должен ты пойти к духовному твоему отцу. Поклонись ему, как Самому Христу, встань на колени, открой ему состояние души твоей в продолжение минувшего дня, испытывая себя во всем, что сотворил на деле: или худо помышлял, или говорил, или дозволил себе противное совести своей, или в чем тщеславился, или чем гордился, или кого оскорбил, или сам оскорбился на ближнего, или роптал или осудил ближнего. Старайся заметить и обличить и самые тонкие помыслы, нарушившие чистоту твоей совести. Если не сможешь всего запомнить, то на бумаге записывай, что ты должен исповедать. После такой истинной исповеди разрешение и прощение приняв, как от Самого Бога, и поцеловав Евангелие и крест, поклонись до земли духовному твоему отцу и иди молча в келию свою. Не упускай из мыслей твоих имени Господа Иисуса и молитвы к Нему.

Старайся в это время, чтобы по пути ни от чего и ни от кого не соблазниться и не беседовать ни с кем, чтобы не навлечь после исповеди новой на душу и совесть свою скорби, которая твоей ночной молитве мешала бы, и чтобы ты надежнее мог стяжать душевное умиление сердца.

X. Наставление для вечера и ночи.

От духовного твоего отца придя в келлию свою, затвори дверь, и поблагодари сердечно Бога, что он удостоил тебя и допустил святой исповеди и умиротворения совести.

Затем помолись о пастырях духовных, о братстве, об обители, о сродниках, о друзьях, о благодетелях и о всем мире.

Возьми душеспасительную книгу и прочитай со вниманием сколько угодно и удобно тебе будет.

После чтения собери ум и все помышления твои и стань на молитву. Вознеси к Богу твой ум и сердце, и сколько постигнуть можешь своим разумом, постигай - кому и о чем молишься. Старайся, чтобы твои мысли не парили по сторонам. Смотри прилежно, чтобы грехи брата твоего в мысли твоей не воображались, ибо от таких беззаконных мечтаний угасает внутренняя горячность и отступает умиление, которые ты должен в себе иметь.

Так в сокрушении пребывая и каясь, проси милости от Создателя своего, чтобы Он простил грехи, тобою соделанные, присоединил тебя к кающимся и избавил от вечной муки.

Старайся прилежно рассмотреть и заметить, от каких псалмов особенно бывает умиление, сокрушение и слезы, чтобы ты мог особенно этими псалмами пользоваться по твоей духовной потребности.

Употребление же псалмов и образ моления должны быть устроены для тебя от духовного отца твоего по силе твоей. Смотри прилежно, чтобы во всех этих действиях была теплая любовь и желание неленостное, чтобы от всей души и сердца, без роптания происходило твое моление. Старайся не только не оставить ничего из назначенного тебе, но еще на всякий день старайся прибавлять, чтобы совесть тебе не говорила: "Еще имеешь силу и крепость молиться и каяться о грехах своих, почему же не помолишься и еще?"

Впрочем, в случае великой нужды, можешь сократить твою молитву, чтобы ради Бога ближнему послужить.

Знай, что с добрым рассуждением и без роптания исполняемые необходимые и законные дела выше определенного расположения твоих молитв.

Не осудишься также, если не исполнишь определенного молитвенного правила за болезнью или по старости лет, в которых ты положенного правила не в силах исполнять. В этом случае можешь, сидя или лежа, себя укорять и думать о себе так: "Вот я немощен, дряхл, не могу и Богу помолиться и возблагодарить Его за неизреченные милости и великие благодеяния мне, недостойному и немощному, оказанные".

XI. О духовном отце и советнике совести.

Если в дневные часы сильно согрешишь, то по возможности немедленно должен ты исповедоваться своему духовному отцу. Если же невозможно грехи вскоре исповедовать, то хотя один раз в день после вечерни должен исповедоваться; ночные же, если случатся, дела или помышления нужно исповедовать после утрени. Если же по какому-либо случаю это невозможно исполнить, например, в дороге или за неимением духовного отца, то по нужде - брату обители или другому близкому тебе человеку, богоугодно живущему и духовный разум имеющему, можешь исповедать то, что смущает твою совесть и просить его молитв и благословения.

К духовному твоему отцу или к наставнику, которому ты должен исповедовать дела и мысли твои, имей любовь, непоколебимую веру и такое почтение, чтобы ни в чем его не осудить и не смутиться, если будут осуждать и злословить его. Если бы и показалось тебе, что он согрешает, но ты не смутись и веры своей к нему не умали; укоряй же себя, а не его. Говори себе такие слова: "Я, грешный, воззрел на отца своего нечистым оком, и по своей нечистоте сужу о нем, и от того не вижу его непорочности". Так обличая себя, молись прилежно о нем ко Господу Богу об исправлении его, если и в самом деле он преткнулся. Помышляй так: "Господь Бог попустил на него искушение, а как могу я, грешный, его судить, не видя ни дел его, ни покаяния? Могу ли я заглянуть в душу его? Если он и согрешил, то, может быть, уже совершенно покаялся и получил от Бога очищение".

XII. О неосуждении ближнего.

Всякому желающему спасения должно только себя одного зреть, а не ближнего осуждать.

Полагаю, что иногда лучше пасть самому и восстать, нежели осудить ближнего, потому что согрешивший побуждается к уничижению себя и покаянию, а осуждающий согрешившего закосневает в мечтании о себе и в гордости.

Рассмотри, возлюбленный, можешь ли похвалиться, что ты никакому греху не был причастен.. Испытывай прилежно себя и свою совесть - если не в том, то в другом грехе, если не в большом, то в малом, если не делом, то словом и помышлением ты находишься повинным. Помышляй беспрестанно, что никто не может от дел оправдаться перед Господом и никто не может быть чист перед Создателем своим - все грешны, все немощны, все требуем помощи и милости Божией. И как от Бога Единого все мы созданы и Он есть Судия всех, то как дерзаешь принимать на себя суд Создателя? Как осуждаешь, будучи такой же грешник, согрешившего брата, которого дел точно знать не можешь, не видишь помышления, ни сердечного сокрушения? Помни всегда Христа Спасителя слова: не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы (Мф. 7, 1 - 2).

Рассуди, грешник, что только один Бог может оправдать и осудить свое создание. Он всех видит дела и помышления, судит всякого против силы его и разума: иначе судит царей, князей, иначе архиереев, священников, игуменов, иеромонахов, монахов, иначе мирян, младенцев, иначе здоровых и иначе больных. И если так, то кто может недоведомые судьбы Божии испытывать и осуждать ближнего? Господь единый сотворивший всех и создавший все, испытует сердца и помыслы. Рассмотри прилежно, не собственный ли свой порок судишь во грехе другого, как безгрешный сам и неповинный? Истязуешь ближнего во грехе малом, а своих и многих прегрешений не видишь и не чувствуешь. Не ужасно ли это? Господь Создатель терпит до времени беззакония твои, а ты осуждаешь во грехе брата и не думаешь, что сам побуждаешь Господа прекратить и к тебе терпение и осудить тебя навеки!

Грешник! Удержи себя от осуждения ближнего, хотя бы и своими очами видел согрешающего. Старайся не судить брата, ибо един есть Судия всех - Сын Божий. Оставь тяжесть ближнего Всемогущему, заботься о тяжести своих грехов, ибо за свои воздашь ответ. Не отвергай заповедей Божиих, которые тебе даны: не суди - и не будешь осужден. Не радуйся о падении ближнего, ибо бесы только, враги нашего спасения, об этом радость имеют потому, что сами уже погибли и восстать не могут.

Постарайся не осуждать, а молиться, плакать и рыдать о падающем, радоваться же о восстающем от падения и спасающемся, чтобы и самому от праведного Судии Страшным судом не судиться.

XIII. Заключение.

Если хочешь и в этой жизни душевно спокойным пребыть и получить жизнь вечную, то рассуждение прими себе в закон и возлюби его, запечатли его в глубине сердца, и в душу, и во уме своем беспрестанно имей, да не обленишься или по нерадению оставишь что-либо из предложенных тебе правил. Бодрствуй во всякий день и час, читай, рассуждай и с верой ожидай, когда призрит на тебя Иисус Христос Спаситель наш, свыше от святого жилища Своего и пошлет тебе благодать Свою в помощь тебе и немощь твою подкрепит. Веруй, что снидет на тебя Святый Дух и научит тебя еще искуснее быть, и наставит тебя, от времени до времени, приходить от силы в силу и преуспевать в Божественной благодати. Если верен и тверд пребудешь, то наконец возрастешь в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова. Старайся, чтобы услышать глас Христов: приидите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28.). Старайся также удостоиться услышать глас Христа, зовущий тебя в Царство Небесное. Если хочешь восхитить Царство Небесное, то понуждай себя принять иго Христовой работы, сотвори внутри себя Царство Небесное самоотвержением, терпением, хранением чувств, трудами и подвигами ради добродетели, постом, бдением, повиновением, безмолвием, духовным чтением и пением, молитвами, слезами, полезным рукоделием и безропотным терпением всяких находящих скорбей от бесов и человеков. Если хочешь со Христом жить, то пострадай, как и Христос пострадал, если хочешь послушник быть Христов, то возьми крест Его и последуй Ему, распни свои страсти и претерпи во всем и будешь достоин Царствия Христова и сожития вечного со всеми святыми, благоугодившими Господу. Аминь.

XIV. Указание необходимых духовных расположений и добродетелей.

1. Глава и начало всем добродетелям есть непрестанная молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, о Иисусовой молитве сказано апостолом Павлом: непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 17). То есть, нужно призывать имя Божие всегда, и если беседуем, если сидим, ходим, едим, или что другое делаем. Во всякое время и на всяком месте нужно призывать имя Божие. Молитва есть печали и уныния прогнание, кротости и безгневия приобретение, радости и благодарения предложение; и бесчисленные блага приобретаются через молитву.

2. Самоукорению нужно обучаться, то есть всегда себя во уме своем винить, а не людей, себя укорять, а не других, и с строгим к себе недоверием обличать самого себя в прикрываемых самолюбием нашим недостатков, наших наклонностей ко грехам. Имеющий самоукорение имеет покой, пишет авва Дорофей, и никогда не смущается. Такому если случится болезнь, обида, притеснение и прочее какое несчастье, он все грехам своим приписывает, и Бога благодарит. Такого если настоятель накажет, он все за благо принимает и всякое суровое на себя слово без ропота и прекословия приемлет, как суд Божий.

3. Самопознание необходимо: оно есть познание себя и особенно ограниченности своих способностей, своих недостатков. От самопознания человек приходит в такое смирение, что всякой должности почитал бы себя недостойным и потому особенных должностей не желал бы, а возлагаемые на него принимал со страхом и смирением. Знающий себя, не внимает чужим грехам, а на свои смотрит, и о них кается всегда, о себе рассуждает и себя осуждает, и ни во что кроме своей должности не вмешивается. Упражняющийся в самопознании и веру имея, не доверяет ей, не перестает испытывать ее, чтобы приобрести большую и более совершенную, внимая слову апостола: испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор. 13, 5).

4. Кротость приобрести подвизайся. О небесных добродетелях, о кротости и смирении, Сам Господь учит нас, говоря: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Не от ангелов, не от людей, но от Меня, говорит, научитесь, то есть от Вышней Премудрости. Внешняя кротость да является в следующем: кротко ходи, кротко седи, смотри, говори. Ибо одежда, смех бесчинный и походка говорят о душевном состоянии человека. Душевная же кротость есть: удержание гнева, укрощение ярости, и если кто от кого опечален был, мог отмстить и не отомстил, и принимая укоризны от ближнего, сам не укоряет. Кротость есть - не досадить никому ни в слове, ни в деле, ни в повелении. Господь говорит: на кого воззрю: только на смиренного и сокрушенного духом (Ис. 66, 2). Кто же ненавидит оскорбляющих и обижающих, тот ненавидит кротость. В кротких сердцах почивает Бог, а душа беспокойная представляет открытую дверь диаволу. Кроткая душа есть престол простосердечия, но гневливый ум есть раб злобы.

5. Особенно же постарайся стяжать смирение. Смирение есть истинное своего ничтожества познание и самого себя презрение, и когда кто зная немощь свою, греховность и непотребство свое зная, не превозносится умом своим, но считает себя хуже всех, грешнее и последнее всех, и у всех под ногами. Если же и какую добродетель исполнит смиренный, он приписывает это не своей силе, а Божией помощи, как и Господь заповедал: когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоющие (Лк. 17, 10); и, без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Чтобы избежать искушений, кротость со смирением духа и всегдашним бодрствованием ума наилучше послужить может. Нет благополучнейшего пути, возводящего на небо в жизнь вечную, больше смирения, по свидетельству истины. Где нет света, там все тьмою покрыто, а где нет смиренномудрия, там все дела наши гнусны перед Богом, говорит Лествичник. В смиренных Бог вселяется, от гордых же удаляется. Где смирение, там и слава Божия возсияет. Ничто так не творит сердце сокрушенным и душу смиренной, как уединение в разуме и молчание. Смирение есть основание христианства.

6. Святое послушание старайся с усердием, без роптания и с отвержением своей воли проходить. Определенную же должность со вниманием и рассуждением нести, как от самого Господа данную. Святой Ефрем Сирин пишет: "Имей игумена как Самого Бога, братию же, как ангелы Божии; кто повинуется игумену, тот ангелам подражает; противящийся же ему, диаволу открывает свое сердце". Христос Спаситель образ показал нам, Сам Собою, смирил Себя, быв послушным даже до смерти (Фил. 2, 8).

7. Совесть чистую и откровенную нужно иметь, по словам апостола: подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми (Деян. 24, 16); мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно (Евр. 13, 18). Являемая есть свет, а то что скрываем есть тьма, поэтому не только то, что говорим, но и что помышляем, да открываем отцам. Мы будем судиться не по книге знания и разумения, но по книге совести.

8. Поскольку молчание есть, по словам преподобного Арсения, корень безгрешия, то новоначальным необходимо его иметь - молчание же да будет до вопроса. Мало говори, и то тихо, а без нужды не говори. Кто хранит свои уста, соблюдает свою душу, дерзлив же устами опорочит себя. Молчание собирает, многословие же расточает. Апостол Иаков учит: всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (Иак. 1, 19).

9. Своей воли и своего разума старайся не исполнять - тем избавишься роптания. Отвергни свою волю, поскольку своя воля иногда и худых дел хуже есть. Послушники все спаслись, а своевольники повредились, иные же и погибли. Падение безмолвнику - оставление молитвы, а послушнику - полагающемуся на своей разум. Святой Петр Дамаскин пишет: "Делание наше иноческое да знаем, что всюду можем спастись, если хотения наши оставим".

10. Когда же в чем как человек согрешишь, в том перед Богом кайся. Если укорен от кого будешь, то без всякого прекословия поклонись и проси прощения: "Прощения прошу, согрешил, виноват". Если кто тебя укорит, досадит тебе или чем тебя обидит, то на того брата не гневайся, но отойдя, сотвори о нем молитву к Богу так: "Господи, прости его", - и ту обиду врагу невидимому приписывай, поскольку он нас учит друг друга обижать. Никому ни в чем никогда не лги, и зла на сердце никакого не держи. Ненавидящий оскорбялющих, ненавидит кротость, бегающий же огорчающих, бегает во Христе спасения.

11. Сверх же этих добродетелей обучаться нужно великодушному терпению, чтобы все безропотно терпеть. Терпение же мы тогда будем иметь, когда все приключающееся с нами - и веселое, и скорбное равно как от руки Божией будем принимать. Терпением вашим спасайте души ваши, поучает нас Христос (Лк. 21,19). Терпи, раб Господень, и спасешь твою душу, которую погубил грехами. Приобретший терпение радуется в скорбях и в бедах благоискусен, в напасти веселится, на послушание готов, любви исполнен, в досаждении славит, в укоризнах смиряется, в бедах непоколебим. Терпение стяжавший, стяжал упование и всякими добрыми делами украшен. О прочих же добродетелях многих, как о вере, надежде и любви читай сам святые книги и слушай поучения, через что сделаешься мудрым и наследишь вечные благая о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

Где нет любви Божией и страха Его, там всякое расстройство и злая вещь!

XV. Наставление о трапезе.

Если можешь воздержаться так, чтобы в сутки один раз принимать пищу, и то по захождении солнца, старайся это выполнять по совету и благословению старейшего, стяжавшего опытность и рассуждение. А если не можешь один раз есть, то как подойдет время трапезы, иди со всеми в трапезу. Не удаляйся от братии.

Если братии за трапезой во услужении поставлен будешь, то предстань со всяким благоговением, страхом, и радостью, служи совершенно как Самому Христу и Ангелам Его, а не как человекам.

Имей ко всей братии доброе расположение и горячую любовь. Имей сердце, око и лицо веселое, благоговения духовного исполнено, привяжись крепко ко всему братству душой своей и служи искренно, без всякого лицемерия. Не позволяй себе подумать, чтобы от кого-либо похвалу получить.

Смотри прилежно, не вооружается ли на тебя гордый и тщеславный помысел, будто ты в служении братии все прекрасно творишь. Старайся не допустить в себе действовать лукавому и душепагубному помыслу тщеславия, ибо он тонко входит в душу человека, так что он иногда совсем не примечает, как помысел его возносится и готовит ему падение.

Гордость вселяется в человека тогда, когда он еще совершенно не познает себя. Итак, познавай себя и всемерно берегись гордости и тщеславия, как великого вреда душевного. Отогнать же их от себя ничем не сможешь, как только беспрестанным самоукорением и уничижением самого себя.

Сидя с братией за трапезой, имей страх перед ними, как бы ты перед царями и князьями сидел. Избирай всегда себе низшее и, если можно, последнее место. Отнюдь не озирайся никуда и не любопытствуй. Не смотри, как кто сидит, или ест, или пьет.

Берегись, чтобы не иметь дерзновения: не смей прежде благословения иерея или старшего брата посягнуть на что-либо на трапезе. Ожидай, пока все начнут есть или пить, тогда и ты ешь со благодарением, со смирением и благоговением.

Не испытывай - вкусная пища или нет, много ли чего кому предложено или мало, но старайся иметь чистый ум.

Не выпускай из ума твоего молитвы Господу Иисусу, имей пищу во устах молитвой растворенную. От такого растворения не будешь чувствовать в пище никакого неприятного вкуса и не позавидуешь никому ни в чем. Веруй крепко, что Иисус усладит предложенную еду в гортани твоей и все приятно тебе будет.

Укоряй себя, помышляя, что ты недостоин такого общения и благодари, причащаясь с братией общей трапезы.

Берегись крепко, да не прикоснется твоему уму какое роптание или зависть, чтобы больше вкусить какой лучшей пищи. Если случится тебе во уме почувствовать такое помышление, то лиши себя совсем лучшей пищи или вовсе в тот день не дай себе еды, чтобы впредь ум твой не дерзал принять это сластолюбивое пожелание.

Насыщай тело так, чтобы ты не почувствовал объядения или обременения, но имел бы еще некоторый чувствуемый голод. Питай более душу от происходящего во время трапезы чтения богодухновенных словес и житий святых отцов.

Внимай прилежно: если ты с братией за трапезой сидишь и захочешь воздержаться, а братия станут тебя приглашать отведать то или другое блюдо, то ты ничего не говоря, поклонись им. Если снова станут к чему-нибудь принуждать, то преклоня главу, отвечай кротким и тихим голосом: "Простите меня, довольно уже насытился". Помни, что везде и во всем должен ты кротко и тихо братии отвечать.

Если придет брат, или кто-либо из странных посетить тебя любви ради Божией или по какому делу перед литургией, то не дерзай разрешить с ним что-либо есть или пить. Так же твори, если и после обеда кто придет.

Если будешь в силе, то воздержись вечером от ужина. Если же тебе случится пойти к ужину в трапезу для того, чтобы сокрыто было от братии твое воздержание, то войдя в трапезу, старайся чем-либо, вместо ужина, братии послужить с любовью. Но если нужно тебе будет сесть с братией, то мало пищи бери, чтобы только вид был, что ты ешь.

Председания не ищи, даже берегись и пожелать. Помышляй, что дерзновение к председанию есть первое и хитрое начало гордости. Во всем старайся смирение от всей души возлюбить. Помни всегда Христа Спасителя слово, что всякий, возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 14, 11).

Помни, что всякая злая и диавольская страсть в человеке рождается скрытно - она начало свое берет от невоздержания и насыщения своего чрева. Этою-то сетью прежде всего и скорей человек уловляется. Эта начальная страсть по виду представляется доброю, приятною и благословною, но она имеет в себе скрытый яд всех смертоносных страстей. Если ею человек заразится, то много нужно будет трудов приложить чтобы удалить ее от себя. Кто этой страсти будет покоряться и не будет ее отвергать, сколько сил у него есть,тот в опасности пасть глубоко.

Многие страждут от чревоугодия и впадают в ров сластолюбия, так, что ведут жизнь мирскую, а не монашескую, забыв обещания свои монашеские. И кто, вступив в монашество, станет скорбеть, что не наслаждается мирской роскошной жизнью, тот близок к гибельным страстям. Знай, что невоздержание в пище и лакомство многим порокам мать.

Если начнешь охранять себя, то не потерпит этого завистливый бес и воздвигнет на тебя либо от начальника искушения, чтобы искусить твое смирение и крепость, или лживых и нерадиво живущих вооружит на тебя и станут тебя укорять, ругать, а может быть и заушать, презирать, ненавидеть и этим самым много скорбей тебе наносить. Но ты, в таком случае, еще более прилепись к молчанию и смирению. Держи беспрестанно молитву Господу Иисусу во устах и в глубине сердца твоего, чтобы тебе на них не пороптать и не оскорбиться. С благодарением все принимай, помышляя в себе: "Как могу я окаянный на брата моего гневаться всуе?" А при том беспрестанно помни свои грехи, ибо и ты если не заушал, то укорял, злословил, поношениями ближнего уязвлял и обидой ближнего восставал на Христа Спасителя и уязвлял Его - почему ты и должен от всей души признавать себя более достойным терпеть, нежели сколько терпишь. Вспомни слова, которые Христос Спаситель сказал о благотворении ближнему: "Что ближнему своему сотворили, то Мне сотворили". При этом поминай Его страдания даже до смерти, Его благость превеликую, и Его к нам любовь, терпящую неправды наши. Рассуди, как нетрудно тебе понести ради Него малые скорби, и притом с Его верной помощью, если верно возжелаешь ее. Если так будешь рассуждать и с любовью претерпишь по делам искушения, то скоро обрящешь Христа Спасителя - Помощь и Утешение.

После окончания трапезы встань с братией, и благодари Бога, если есть священник или настоятель, благословись у них. Если же их нет, то поклонись братии, благодаря их и прося прощения. Потом иди с молчанием в свою келлию, затвори дверь, с молитвой и с благодарением положи несколько поклонов, потом возьми книгу, и почитай немного, размышляя о прочитанном.

Если дни летние и после трапезы хочешь отдохнуть от предшествовавшего труда, то поспи немного, только старайся долго не спать. Примечай, что если ты на трапезе ел и пил с молитвой, вкушал умеренно и без насыщения встал, то сон твой легок будет и скоро встанешь, ибо Ангел наставник твой разбудит тебя.

Если же дни зимние и сон не нужен, то после моления и чтения примись за рукоделие и во устах молитву неотлучно имей. Блюдись, чтобы не допустить празднословить своему уму, и так проводи время.

Если можешь воздержаться, чтобы по захождении солнца один раз в сутки есть, то пойди к тому, у кого следует просить пищи, и не так как брат или послушник, но как странник, и не как постившийся, но как будто ты ел и еще требуешь.

Смотри прилежно, чтобы ты пришел просить пищи не с такими мыслями, как заслуживший ее трудом и постом. Думай, что ты недостоин, но что, можетъ быть, Бог этому отцу возвестит, чтобы дал тебе есть. Для этого должен ты смириться от души твоей и укорять себя, как нетерпеливого и немощного. Если и дадут тебе кусок хлеба и воды, то благодари Бога и укрепи немощь свою.





Валаамский монастырь

Фото

Видео

Рекомендуем

Управление монастырем
Управление монастырем

Валаамский монастырь включает в себя иерархически подчиненные ему подразделения: подворья, скиты, органы административно-хозяйственного управления, учебно-воспитательные и другие монастырские учреждения.

986

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 01:57
Ветер
5.8 м/с, ЮЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
745.2 мм рт. ст.
Влажность
87%