Проповедь иеромонаха Никона в Неделю Крестопоклонную

Сознательно отступая от Бога, человек подпадает под власть плоти и диавола. Господь благоволил уврачевать нашу греховность, подчинив Свою человеческую волю воле Божией до конца, до крестной смерти.
19.03.2023 иером. Никон (Оганов)  1 247


"Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть". (Лк.24:7)


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Крестопоклонную неделю, отцы, братия и сестры, наша Церковь почитает животворящий Крест Господень благоговейным поклонением даже всю предстоящую седмицу. Почему Крест именуется животворящим, почему в молитвах мы обращаемся к Нему как к живому: "О, пречестный Кресте Господень"? Почему мы почитаем поклонением орудие казни нашего Спасителя, на что многие внешние тайно или явно смотрят как на идолопоклонство? Крест был орудием позорной смерти.

Зачем Господь, прежде легко избегавший рук иудеев, добровольно отдался им, и они предали Его казни? Что означало распятие Богочеловека Иисуса Христа? Святитель Григорий Богослов отвечает нам: "Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые, — за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные — за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест — за падение, желчь — за вкушение, терновый венец — за худое владычество, смерть — за смерть".

Итак, добровольное распятие до смерти, то есть до разделения души и тела Спасителем нашим, было врачеванием нашей с вами немощи. Чтобы уразуметь это врачевание и исцеление, надо сначала понять болезнь. Болезнь эта именуется первородным грехом, иногда просто грехом или греховностью. Это наследственная болезнь передается из рода в род. Она есть результат грехопадения — не случайной ошибки, но сознательного отступления от Бога, своего Создателя. Люди не просто ослушались – поверив змию, они разуверились в своем Творце, как в совершенном Боге, Боге едином и единственном, Боге Творце и Промыслителе, в Боге с большой буквы. Слова змия, слова твари, они уравняли со словами Бога; и слова змия были приняты за истину, а заповедь Бога — за ложь. Бог перестал быть для них единственным Источником блага, истины и жизни. В глазах прародителей Он утратил Свою абсолютность, Свою святость. Они обрели нового учителя, который сказал, что есть другое благо — это знание, имея которое, можно стать "яко боги" помимо Бога. Есть другой источник истины — это он, змий, и есть другая жизнь, потому что новый учитель сказал — "не умрете". Выходит, Бог не совершен. Психологически Он стал для них как один из "богов", одним их могущественных — и можно стать самим, как Он, зная, что хорошо, и что плохо. Бог Создатель, перестал быть для них единым Богом Вседержителем, и стал относительным "богом", с маленькой буквы. Следовательно, и исходящее от Него благо тоже относительно.

Сбылись слова Божии об Адаме, в день нарушения заповеди отошла от них благодать Божия, делавшая Адама "душой живой", сообщавшая ему нетление и обожение и отпал Адам с женой от Источника жизни, — и явилась смерть. Смерть — это отпадение, отрыв от Бога — Источника жизни, и пребывание в смерти, пребывание в отрыве от Бога — это пребывание в смерти. Святитель Афанасий говорит, что после грехопадения люди пребывают в тленности смерти, то есть в бытии разрушения до конечного распада души и тела. Мы привыкли называть это старением, увяданием, когда тело разрушается так, что связь с душой делается невозможной, и душа отрывается от него. В душе после грехопадения также происходит расстройство сил, возникают страсти, она теряет направление, подчиняется плоти, ищет блаженства не в небесном, где ее Первообраз, а в земном, тленном, но не находит, и потому не имеет покоя. Потому и Адам не мог осознать своего богоотступничества, но на вопрос Бога, не ел ли он от запретного плода, убоявшись воздаяния, ищет причину своего греха вне себя, в жене, притом косвенно обвиняя Бога, даровавшего ему Еву. Когда нет осознания греха, нет и покаяния, нет и возвращения в прежнее достоинство. Оно стало невозможным по причине открывшейся тленности природы Адама, как пишет Св. Афанасий Великий "Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но, люди, уклонившись от вечного и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти; потому что, как сказано выше, по природе они были тленны, но свойственного им по природе, избегли бы они по благодати, как причастники Слова, если бы пребыли добрыми".

Болезнь первородного греха, по-гречески — амартия, переходит по наследству и заключается в отпадении от Бога, пребывании в смерти, склонности ко греху в душе, и, как следствие, порабощенности диаволу. Греховность, или грех как наследственную болезнь, надо отличать от греховных поступков, которые мы тоже именуем грехом. Болезнь эта длилась в первых людях сотни лет, а по умножении греха, сейчас длится "седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь" (Пс 89:10), и в конце концов завершается неотвратимой и необратимой смертью. Грешное тело разлагается в прах, грешная душа в своем греховном состоянии отходит в некое место — в шеол, по-нашему, во ад, где ожидает последнего Суда. Тленность, склонность ко греху и рабство диаволу — вот причина сложившегося миропорядка. "Сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1:15)— говорит апостол Иаков. Изменение в человеке изменило и всю природу, все творение, ибо человек был владыкой мира, но стал рабом греха, смерти и диавола, который стал миродержителем тьмы века сего. Вселенная стала царством смерти.

Вот от какой болезни человека, вселенной Господь спасает мир. Через чудесное рождение Он принимает от Пресвятой Богородицы безгрешное тело и душу, — не склонные ко греху и не подчиненные диаволу. Но принимает тело и душу с последствиями нашего грехопадения, с безгрешными страстями. Принимает добровольно наши немощи, — необходимость есть, пить, спать; способность переживать, плакать, гневаться и все последствия нашей тленности. Эти страдательные состояния называют безгрешными страстями, но притом, Он, как Человек, никогда, до самой смерти, до разлучения души и тела, ни разу не отступил от воли Божией, единой воли Отца, Сына и Святаго Духа. Всегда и во всем Господь подчинял Свою человеческую природу природе божественной, как Он и говорит в Евангелии: "ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3:15). Во всей Своей человеческой жизни Господь наш Иисус Христос своей человеческой волей не отступил от воли Божией, ни в чем не уступил диаволу и этим победил его и смерть. Не оторвался своей человеческой волей от Бога и на кресте – орудии казни, хотя, как человек, внутренне, психологически, то есть душой, пережил самое тяжкое страдание — богооставленность.

Смертное орудие, временно отделившее душу от тела Христа, не могло разлучить тело и душу от божества, от божественной природы Христа. Божественная Ипостась Сына Божия пребывала со Своим телом и душой неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно: "Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный" (Часы Пасхи). Смерть могла разделить только человеческую природу, но не смогла сломать человеческую волю Христа, отделить ее от Божией воли. В этом подвиг, в этом победа над ней. Адаму, для того, чтобы нарушить Божию волю, хватило голоса жены, а Христос устоял в мученичестве и в казни. И воскресение стало неизбежным, неотвратимым, когда Христос, устоявший человеческой волей до смерти телесной, Своею смертию смерть попрал. Смерть заканчивает свое бытие для человеческой природы на Христе — втором Адаме. И все, кто идут со Христом и за Христом, соединяются с Ним в Его Церкви, причащаются Его Пречистого Тела и Крови, уже не подвластны смерти. Мы, теперь называем временное разделение души и тела успением. Господь спал во гробе три дня, мы побольше. Но воскресение Христово, воскресение жизни для христиан – неминуемо.

Итак, крест смертельный стал Животворящим Крестом Господним. Поклоняясь перед Ним, накладывая на себя крестное знамение, мы поклоняемся Господу подвизающемуся, Господу – попирающему смерть, Господу – разрушающему царство диавола, Господу – не отступившему своей человеческой волей от Божией, Господу – дарующему воскресение и жизнь вечную. И в ответ получаем благодать, силу Божию. По этой причине древо Крестное - рай бысть, Он есть сила Божия, которую враг не терпит и бежит от него. Господь указал нам путь в воскресение, путь к новому духовному человеку — он лежит через Крест. Нельзя стяжать человеку благодать, не пройдя через Крест. Путь ко спасению лежит через Крест, не просто крест, но Крест благодатный, Животворящий, потому и пишется он с большой буквы. Православные христиане всегда и везде кланялись не дереву, ни краскам, ни костям, а поклонялись Божественной благодати, через них подаваемой. Крест Господень потому и называется Животворящим, что сообщает нам благодать, благодатную жизнь. Священномученик Игнатий Богоносец пишет: "…вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, посредством верви Святого Духа". Святитель Кирилл Иерусалимский: "итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов". Преподобный Симеон Новый Богослов учит: "Для христиан Крест – величайшая слава и сила, ибо вся наша сила – в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша – в смирении Бога"

Аминь!

Использованная литература: Материалы сайта https://azbyka.ru; Прот. Вадим Леонов. Основы православной антропологии

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+5°
сегодня в 06:15
Ветер
1.8 м/с, Ю
Осадки
0.8 мм
Давление
754.8 мм рт. ст.
Влажность
95%