Проповедь в Неделю 34-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

Как мы носим в своих сердцах наши земные привязанности, также мы должны носить в своём сердце размышления о нашем исходе из этой жизни. Ведь именно с этого начинается наше Таинство Крещения, которое просвещает наше сознание, предуготовляя нас к действительному исходу из этой жизни, в которой наша главная цель состоит в том, чтобы не потерять Христа.
24.01.2016 Трудами братии монастыря  15 289
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«Услышав же Иисус, что Иоанн отдан [под стражу], удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:12-17).

Что происходит с человеком, когда он выходит из младенческого возраста и взрослеет? Он познаёт иные радости, в нём просыпаются иные желания, иные цели и стремления. Перед нашими глазами открывается огромный видимый мир, мы постепенно становимся частью его, входим в него глубоко своими чувствами и желаниями. Соединяем своё сердце со многими вещами этого мира, людьми, наша жизнь становится включённой в круговорот страстей, обстоятельств того временного отрезка, той мировой истории, которая выпала на отведённое нам на земле время. В то же время наше здешнее тело по природе не вечно, оно неумолимо приближается к смерти и тлению. В смерти душа человека теряет связь с этим видимым материальным миром, которая существовала посредством тела. Она вынужденно страдает, отрываясь от всего того, к чему успела привыкнуть, что сумела полюбить за прожитые годы, сделать источником собственных утешений и радостей. Уходя из этого мира, душа уходит туда, где ей будут нужны иные знания, иные желания, иные стремления. «Когда я был младенцем, – пишет апостол Павел, – то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу…» (1Кор. 13:11-12).

Как это происходит в физиологическом развитии человека, где в младенчестве у него формируется определённый образ поведения, в нём присутствуют соответствующие этому возрасту стремления и желания, но, по мере взросления человека, они меняют свою направленность, и если он психически здоровый, то полностью выходит из младенческого образа жизни и уже более не возвращается к нему. То же самое должно происходить и с христианином в духовной жизни, в которой мы оставляем духовное младенчество, нашу сформировавшуюся страстную привязанность к земным благам, и переходим к постепенному осознанию и подготовке к тому, что нас ждёт после смерти, за пределами этой жизни. Душа та же, а её цели и стремления могут быть уже здесь другие: вместо любви плотской – любовь Божественная, вместо привязанности к вкусной лакомой пище – желание насыщать душу пищей духовной, вместо стремления к земным богатствам – устремления к Небесным благам.

В сегодняшнем Евангелии звучали слова Спасителя: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:12-17). Если представить, что в этом призыве Спасителя было бы только слово «покайтесь», без упоминания о приближении Царства Небесного, наверно, это звучало бы как насилие над нашей волей, над нашим выбором жить в этом мире так, как нам этого хочется. Каждый из людей, в силу обстоятельств своей жизни, связал себя душой с благами этого мира, научился извлекать из них наслаждения и радости для себя, свой ум крепко прилепил к видимым вещам, без которых не представляет своего существования. Познавая видимый нами мир, по мере своего взросления, человек привязывает свою душу к тому, что его привлекает и приносит душевное удовлетворение. На каждом возрастном этапе эти привязанности бывают разные, но у них у всех есть общее основание – принадлежность к временной земной жизни.

Зачем же человеку нужно покаяние, изменение себя, своего образа жизни ещё здесь, на земле? Ведь покаяние с греческого языка переводится как «перемена ума». По своему глубокому смыслу, покаяние каждому из нас нужно не для этой жизни, его цель – подготовить христианина к жизни после смерти. «Настоящее покаяние приобретает себе от смерти границы, оно перемещает логику наших желаний за пределы сладостности, которую имеет здешняя жизнь». Поэтому слово Спасителя «покайтесь» соединяется со словами «ибо приблизилось Царство Небесное», чтобы сознание человека не просто заменило одни земные интересы другими, одну, более грубую, страсть другой, более безобидной, и на этом успокоилось. Этого недостаточно для покаяния. Ибо душа человека своим состоянием по-прежнему остаётся далека от Бога. «К чему привязано сердце человека, и к чему влечет его пожелание, – пишет преподобный Макарий Великий, – то бывает для него богом. Если сердце вожделеет всегда Бога, то Бог есть Господь сердца его».


Одному может нравиться уединение, и он решает уйти из мира в монахи, другому хочется быть в кругу близких сердцу людей, и он остаётся в миру. Но и тому, и другому возвещается Господом приближение Царства Небесного, и тому, и другому нужно покаяние для спасения души, и тому, и другому нужно изменить логику своей жизни и включить в своё нынешнее сознание собственную смерть, с которой он неизбежно столкнётся в своей жизни. Тогда картина его жизни на земле в его сознании будет полной. Все земные удовольствия станут для него лишь отвлечением от главного. Вектор его душевных стремлений и желаний переносится к будущей жизни, он начинает ненавидеть свою душу за привязанности к тленным земным удовольствиям, которые отнимают у человека время и желание научиться любить Божественное. Он в страхе обречь свою душу на голод там, где не будет уже у души иной пищи для утешения, как только энергии Бога. Об этом в Евангелии от Иоанна предупреждает нас Господь: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:25).

Как мы носим в своих сердцах наши земные привязанности, также мы должны носить в своём сердце размышления о нашем исходе из этой жизни. Ведь именно с этого начинается наше Таинство Крещения, которое просвещает наше сознание, предуготовляя нас к действительному исходу из этой жизни, в которой наша главная цель состоит в том, чтобы не потерять Христа, с Которым мы здесь соединились. Не обменять Его вечную любовь на страстную привязанность к временным земным радостям. «Неужели не знаете, – пишет апостол Павел, – что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним… Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать» (Рим. 6:3-8;12-14). Душа уже в этой жизни способна войти в Царство Небесное, если сумеет мудро расставить приоритеты в земном отрезке своего бытия, совершить истинное покаяние, отделяющее нашу душу от страстной привязанности к земному. «Не сообразуйтесь с веком сим, – пишет апостол Павел, – но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

Не держа в памяти собственную смерть, христианин продолжает жить как младенец: играет в разноцветные шарики, собирает игрушки, лишь по вкусу определяет для себя добро и зло, как сладкое и горькое. Капризничает, когда попадается изрядное количество горького в его жизни, не задумываясь о божественном промысле и о духовной пользе для своей души. «Братия! не будьте дети умом, – пишет апостол Павел, – на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор. 14:20).

Грядущее Царствие Божие, новое мироустройство, новая эра нашего тварного мира, безконечное Царство Христа – Царство полноты божественной Благодати, которое установится после кончины сего века, после Страшного Суда, начинается в нынешнем веке с человека, уверившего во Христа, в Его Благую Весть – Евангелие. Господь призывает всех в это Царство, и главным условием Он называет покаяние и веру.

Приближение Царства Божиего, о котором говорит Спаситель, это приближение иной жизни, для некоторых людей уже здесь на земле, через Таинство Крещения. Для остальных же людей это соприкосновение может наступить уже только после их физической смерти. Покаяние – это подготовка души к иному качеству бытия человека, где его наслаждением и радостью будет Бог, а не земные удовольствия, страстная привязанность к которым, уходя вместе с человеком за пределы этой жизни, будет отзываться в нём лишь болью и мучением. Залог этой боли человек часто переживает уже здесь, находясь ещё в этом мире, когда теряет то, к чему сильно привязана бывает его душа. Наши земные привязанности в сцепке с греховными страстями настолько бывают сильными, что с ними мы уподобляемся человеку, выброшенному с большой скоростью на ледовый каток, в конце которого находится обрыв, предел нашей земной жизни. В таком состоянии нам тяжело остановиться, осознать, что с нами происходит в этом мире. Энергия наших страстей управляет нашим сознанием, лишает нас контроля над собой, помрачает разум, делает нас заложниками собственной греховной природы. Мы слепо продолжаем по-младенчески говорить, по-младенчески мыслить, по-младенчески рассуждать. Из-за множества страхов мы колеблемся оставить младенческое, привычную для нас зависимость от здешних инстинктов и плотских удовольствий, чтобы стать мужем духовных желаний, подражая апостолу Павлу, начать размышлять о том, что неизбежно для нас, заглядывая «как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно…» (1Кор. 13:11-12) на то, что ожидает нас в вечности, о приближении которой говорит Спаситель. «Ибо ум, обыкновенно, на каких предметах замедляет вниманием, к тем и располагается – пишет преподобный Максим Исповедник, – а к каким располагается, к тем обращает и вожделение, и любовь, или к предметам Божественным, ему свойственным, мысленным, или к вещам плотским и страстям». В этом и заключается глубокий смысл покаяния, «перемены нашего ума». Богу же нашему слава всегда и во веки веков! Аминь.

Иеромонах Игнатий (Смирнов)

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 415275

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+4°
сегодня в 17:53
Ветер
2.7 м/с, ЮВ
Осадки
0.4 мм
Давление
762.7 мм рт. ст.
Влажность
85%