«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»

Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа.
27.01.2017 Трудами братии монастыря  9 642

Сегодня, в первую неделю по Богоявлении, мы с вами, отцы, братия и сестры, слышали во Святом Евангелии о том, как Господь начал благовестить приближение Царства Небесного. И начал Он с призыва к покаянию: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Об этом же событии у евангелиста Марка добавлено: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:14-15).

Проповедь в Неделю 31-ю по Богоявлении
Царство Божие – это Царство Христа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Об этом сказал Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20).

Преподобный Симеон Новый Богослов воспевает: «Ты, Христос – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – рай зеленеющий. Ты – чертог Божественный, Ты – неизреченная тайна... Ты – радость и упокоение, Ты – блаженство и слава, Ты веселие, Ты и радование…». Авва Исайя учит: «Царство Божие есть истребление всякого греха». Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Пребывание Царствия внутри нас означает не что иное, как небесное веселие духа, которое испытывает достойная душа. Войди в себя, живи в самом себе, в прекрасной клети духа твоего, и там ищи Царства, как научил наш Спаситель...». Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что «Царствование Христа во святых наступает, когда по истреблении пороков в сердцах наших прекращается власть диавола, и Бог, по причине благоухания добродетелей, начинает в нас владычествовать, когда вместо побежденной плотской похоти воцарится в уме нашем чистота, вместо подавленного гнева – спокойствие, вместо попранной гордости – смирение». Преподобный Игнатий Брянчанинов поучает: «Царствие Небесное – мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов».

«Но Царство Божие, – как бы продолжает святитель Феофан, – изнутри простирается и вовне. Когда все сказанное совершится внутри нас, тогда и все внешнее перестраивается по тому же духу и направлению. По тому же духу начинают действовать и язык, и глаз, и слух, и все другие чувства. Тем же духом направляется тогда всякое движение и всякое действие вовне, наедине, в семействе, на службе, в обществе и во всех житейских отношениях – словом, тогда во всех проявлениях нашей внутренней жизни явным правителем бывает Бог, что и запечатлено для всех в слове Господа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Грядущее Царствие Божие, новое мироустройство, новая эра нашего тварного мира, безконечное Царство Христа – Царство полноты божественной Благодати, которое установится после кончины сего века, после Страшного Суда, начинается в нынешнем веке с человека, уверившего во Христа, в Его Благую Весть – Евангелие. Господь призывает всех в это Царство, и главным условием Он называет покаяние и веру.

IMG_0741.jpg

Святитель Феофан выделяет два этапа в движении ко Христу человека, который внял этому призыву Спасителя. Первый этап – это обращение ко Христу, а второй – следование за Христом. В обращении ко Христу видны следующие ступени: 1. принятие веры; 2. изменение жизни (покаяние); 3. принятие Крещения. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16) – сказал Сам Господь. Также и апостол Павел указывает, что «без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Нужна такая вера, которая охватывала бы не только ум, но все силы души: и ум, и чувства, и волю.

Через такую веру человек видит поврежденность своей души, свою зависимость, несвободу от страстей, ощущает грязь греха и чувствует невозможность жить без Бога, как прежде. Такое осознание гибельности прежней жизни, страх воздаяния за свои греховные поступки приводит к решимости измениться и начать новую жизнь. Эта ступень именуется покаянием. Вера и покаяние действуют в душе совместно, глубина веры требует деятельного изменения жизни.

Такому человеку, однако, требуется помощь, так как он не имеет достаточно сил осуществить эти изменения в своей жизни. Ему необходима божественная благодать и рождение свыше, которые он получает в таинстве Святаго Крещения. В этом таинстве он очищается от личных грехов и от первородного греха: от самой сущности его, то есть рабства диаволу и отчужденности от Бога. Но проявления первородного греха – смертность, тление, страстность, немощь ума и тела, склонность ко греху остаются с ним и не устраняются Крещением. Восстановление испорченной природы происходит постепенно в дальнейшей жизни со Христом. Поэтому то мы и просим у Бога время на покаяние.

Очищаясь от греховных страстей, спасающийся начинает стяжавать, мало по малу, нетварную божественную силу – благодать, которая дает нам возможность жить в прямом общении с Богом и следовать Его воле. Благодать становится в таком человеке преображающей силой, которая очищает его от грехов, укрепляет в добродетелях, просвещает сердце и ум, соединяет навсегда с Богом. Человек не может сделать ни одного богоугодного дела без подкрепления от Бога божественною благодатию. Без благодати любое дело, самое грандиозное и на первый взгляд полезное, всегда будет ненадежным, тленным, временным, по слову Спасителя: «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 5,5).

Итак, силой, созидающей Царство Божие в человеке, и является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего важнее нее, потому что с Ее помощью душе, истинно верующей во Христа, предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым», как говорит Прп. Макарий Египетский. Поэтому и апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Поэтому святые отцы Саму благодать Святого Духа называли Царствием Божиим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь, – говорит преподобный. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа», «Царствие Божие есть Святой Дух», – говорит преподобный Максим Исповедник и святитель Григорий Нисский. В этом веке мы можем иметь Царство Божие в себе лишь отчасти, а полнота Его откроется лишь в будущем, когда, как мы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, и «мы придем к единству веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру возраста полноты Христовой» (Еф. 4:13).

Молитвами Святых Отцев, безчисленного сонма подвижников, стяжавших себе внутрь Царство Небесное, да не лишит Его Господь Бог и нас. Аминь!

Иеромонах Никон (Оганов)

Использованная литература: Протоиерей В. Леонов. Основы православной антропологии, ИМП РПЦ М. 2016

Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 406600

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

-2°
сегодня в 09:48
Ветер
0.0 м/с, В
Осадки
0.0 мм
Давление
769.3 мм рт. ст.
Влажность
86%