Проповедь иеромонаха Игнатия на Вознесение Господне

Господь своим Вознесением учит нас не надеяться на материальный мир, умереть для него и искать истинной, горней жизни, сокрытой во Христе Иисусе.
24.05.2023 Трудами братии монастыря  658

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Закончились сорок дней пребывания Спасителя с близкими Ему учениками и апостолами со дня Его чудесного Воскресения, на протяжении которых Он укреплял их веру в Божественное Домостроительство спасения человечества, разъяснял им места из Священного Писания, подготавливая их к предстоящей всемирной Евангельской проповеди. «И, собрав их, — как сказано в Деяниях Апостолов, — Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян.1:4-9)».

Несмотря на все откровения и разъяснения Спасителя о Царстве Небесном, в сознании апостолов всё равно оставалась навязчивая идея о земном царстве Израиля, которой было пропитано все иудейское сообщество того времени. Даже чудо Воскресения Спасителя не помогло переключить мысли апостолов от земных интересов к небесным и вечным смыслам, ради которых Господь и воплотился, а затем пострадал и воскрес. Благодаря Домостроительству нашего спасения, Христос в своей нетленной, человеческой, обновленной Божеством природе дарит каждому человеку, кто соединится с Ним, возможность новой жизни, которая войдёт в свои полные права по окончании и погибели этого мира, после всеобщего воскресения всех людей. Но чтобы это осознать и воспринять всем сердцем, апостолам не хватало собственных человеческих знаний и веры, им требовалось божественное просвещение и содействие Духа Святого, Которого послал им Господь в виде огненных языков пламени спустя десять дней после Своего Вознесения.

Зачем же Спасителю нужно было наглядно показывать Своё Вознесение на небеса? Затем, чтобы не было ни у кого сомнений в Его Божественной миссии на земле. О чём Он упоминал в Евангелии из разговора с Никодимом: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3:13-15)». Вознесение должно было стать еще одним доказательством реальности Боговоплощения Сына Божьего и Его подлинного Воскресения после крестной смерти. Вознесение Христа помогало и помогает уверовавшим в Его Воскресение устремлять взгляд ума от интересов окружающего мира к небесным благам и к месту своей будущей вечной жизни, которое завоевал Христос для всего человечества, вознеся в горний мир в Своём Божественном Лице наше человеческое естество. Тем самым предоставив человеку новое место обитания и новый образ существования после физической смерти.

Вся духовная борьба человека в этом мире направлена на то, чтобы ум и сердце его жили, по большей части, предвкушением этой новой реальности, благоразумно освобождаясь от страстных привязанностей в здешнем мире. Чтобы человек не утопал в горести при лишении чего-либо временного в этой земной жизни, а также не считал пределом счастья и радости удовольствия и наслаждения этого мира. Одним словом, не доверял блаженство своей души этому миру, который промыслительно непостоянен и изменчив по отношению к нам, чтобы этой действительностью, хотя бы вынужденно, человек искал небесного и вечного, а не земного и временного. «Итак, — как говорит апостол Павел, — если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге (Кол.3:1-3)».

Но каким образом человек может умереть, будучи физически живым? Это апостол объясняет следующими словами: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления (Кол.3:5-7)».

Что было бы с человеком, если после своего Воскресения Христос остался бы в этом мире? Не вознёсся бы на Небо? Скорее всего, человек не смог бы полностью исцелить свою душу и продолжал бы своими чувствами и желаниями быть привязанным к внешнему материальному миру до самой своей смерти. У него не было бы нужды смотреть внутрь себя в поисках Бога и Царства Небесного. Ведь всё ценное и необходимое, включая воплотившегося Господа, всегда было бы перед его глазами. Если Христос после смерти и Воскресения Своего остался на земле, значит здесь и должно быть устроено Царство Божье, как поначалу наивно полагали ученики Спасителя. Осталось лишь решить проблему старости и физической смерти человека. И в самом деле, если Христос воскресил себя и многих других при жизни, значит Он способен решить и эту проблему в рамках земного существования. Подобные чаяния большинства людей на земле попытается воплотить тот, кто представит себя в конце времён новым мессией, по православному — антихристом. Это будет время, когда человек окончательно потеряет веру в загробную жизнь и во всё духовное и невидимое. Все его надежды и желания будут связаны с этим временным материальным миром, в котором ему будут обещаны новым мессией все блага, вплоть до бессмертия. Это будет невероятное обольщение человечества в наказание, как сказал апостол Павел: «за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (2Фесс.2:10-12)».

Вознесение Спасителя на Небеса обуславливалось не только Его Божественной принадлежностью, но и совершалось ради нашего спасения, так как выполняло важную роль в преображении и одухотворении человека, который в невидимом общении со Христом перестаёт опираться лишь на свои физические и интеллектуальные способности, которые он использует в обычной жизни, таким образом постепенно подготавливая себя к личной Пятидесятнице, обожению и единению со Святым Духом.

Искреннее желание общения и единения с Пресвятой Троицей заставляет христианина искать иные инструменты своей природы для реализации этой блаженной возможности. Эти новые, некогда недоступные и неизведанные свойства его духовной природы становятся для христианина настоящим откровением о себе и дорогой к истинному самопознанию. «Ибо всякий должен знать, – пишет Макарий Великий, – что есть очи, которые внутреннее сих очей, и есть слух, который внутреннее сего слуха». Поиск в себе этих новых свойств становится для человека тяжелым испытанием, так как привычка опираться на рассудок и физические чувства очень сильна. Поэтому молитвенный труд, в котором участвует прежде всего наше внимание к словам молитвы, а также наше сердце и благочестивые чувства, так высоко ценятся в духовном подвиге христианина. Молитвенный труд при содействии Духа Святого постепенно оздоравливает нашего внутреннего человека, избавляя его от навязчивых помыслов и греховных чувств, наполняет душу миром и радостью от общения со Христом. Конечно же, позитивному влиянию молитвы на нас мешают приобретенные греховные страсти и наш привычный образ жизни, но тем не менее, по мере нашего привыкания к ней, в нас начинают происходить долгожданные изменения. Благодаря этому деланию видимый мир перестаёт магически воздействовать на христианина, прельщая его чувства и разум наслаждениями или печалями здешней жизни. Он начинает иначе смотреть на окружающие его обстоятельства, опираясь на приобретённые духовные знания и опыт, подобно тем, которыми делился апостол Павел, когда говорил, что: «мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор.4:18)».

И как сказано было в Деяниях Апостолов: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их (Деян.1:4-9)», что не означало для апостолов окончательное расставание со Христом, а лишь перемену образа общения с Ним и видения Его. Вместо физического лицезрения Христа апостолам было дано духовное видение Его, которое таинственно открывается Духом Святым христианину, по откровению пророка царя Давида: «Очи мои всегда обращены к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои (Пс.24:15)». Так и нам даны благодатью Святого Крещения духовные очи, чтобы общаться со Христом в молитве, внимать Его Евангельским словам, чувствовать и реагировать на невидимое как на видимое, любить Господа и приносить плоды покаяния Ему, видя духовным зрением свои многочисленные грехи и страсти. Аминь.

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 01:19
Ветер
1.8 м/с, ВЮВ
Осадки
0.0 мм
Давление
762.4 мм рт. ст.
Влажность
90%