Прославление святителя Серафима Софийского чудотворца

Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь
26.02.2016 Трудами братии монастыря  11 461

Единогласным решением Собора архиепископ Богучарский Серафим был прославлен в лике святых.
Единогласным решением Собора архиепископ Богучарский Серафим был прославлен в лике святых.

Сегодня, 26 февраля 2016 года, впервые на Валааме состоялось праздничное богослужение, посвященное новопрославленному в лике святых архиепископу Богучарскому Серафиму (Соболеву, 1881-1950 гг.).

* * *

Вопрос о прославлении в лике святых архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) был рассмотрен 3 февраля 2016 года на пятом пленарном заседании Архиерейского Собора в Храме Христа Спасителя в Москве. О необходимости прославления архиепископа Серафима в лике святых в своих выступлениях говорили Патриарх Кирилл, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов), митрополит Воронежский и Лискинский Сергий (Фомин), митрополит Рязанский и Михайловский Марк (Головков), архимандрит Филипп (Васильцев).

Члены Собора единогласно проголосовали за канонизацию архиепископа Серафима, много лет почитаемого как в Болгарии, так и в России. Затем митрополит Волоколамский Иларион огласил Деяние Освященного Архиерейского Собора о прославлении в лике святителя архиепископа Богучарского Серафима.

Вечером 25 февраля 2016 года в Никольском Русском храме Софии Святейший Патриарх Болгарский Неофит возглавил последнюю панихиду у гроба святителя Серафима, архиепископа Богучарского.
Вечером 25 февраля 2016 года в Никольском Русском храме Софии Святейший Патриарх Болгарский Неофит возглавил последнюю панихиду у гроба святителя Серафима, архиепископа Богучарского.

Архиепископ Серафим – выдающийся деятель Русской Православной Церкви. С 1921 года проживал в Болгарии, был известен как глубокий богослов и ревностный молитвенник. Погребен в крипте русского храма святителя Николая – подворья Патриарха Московского и всея Руси в Софии. Помолиться у гробницы святителя ежедневно приходят сотни людей.

– Это один из самых радостных дней в моей жизни! – сказал Преосвященнейший Панкратий, епископ Троицкий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых. – Впервые я поклонился надгробию святителя Серафима в Софии в далеком 1992 году. Уже тогда был поражен огромным почитанием святителя, чудесами, совершавшимися во множестве у святых мощей его, трудами и твердостью в отстаивании Православия. Но теперь еще одним его чудом считаю малое свое участие в великом деле его прославления в лике святых, совершенном двумя Поместными Церквями – Русской и Болгарской.

Совместная работа двух Поместных Церквей по вопросу канонизации святого является прецедентом в истории Церкви. И это событие, несомненно, Божий промысел и историческое событие, потому что две Церкви – Православная Церковь Болгарии и Русская Православная Церковь – собираются для канонизации святого. Так, один святой, архиепископ Серафим, собрал вокруг себя две Церкви.

Так много незримых духовных нитей связывают нас с новомучениками и исповедниками нашей Церкви, несомненно, их молитвами хранится страна наша в Православии, а их пример верности Христу так важен для нашей нынешней теплохладной жизни, для того чтобы через покаяние и сокрушение о своих грехах возвращаться вновь и вновь к подлинно христианской жизни. Радостно было осознавать и малую причастность к тому, что чудный святой, архиепископ Богучарский Серафим, прославлен теперь Русской и Болгарской Церковью, а сегодня в Софии состоялся литургический акт его канонизации во святых.

Незадолго до смерти архиепископ Серафим советовал писать ему письма как живому: «Когда вам станет тяжело, – говорил архиепископ, – вы мне напишите письмо <…> и оставьте его у моей могилы. Если я получу милость у Господа, утешу вас и помогу вам». Сейчас его могилка стала местом паломничества многих верующих.

У входа в собор митрополит Волоколамский Иларион передал икону святителя Серафима, принесённую участниками шествия, Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту.
У входа в собор митрополит Волоколамский Иларион передал икону святителя Серафима, принесённую участниками шествия, Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту.

Уместно вспомнить высказывания пастыря по поводу русской идеологии, взятые из одноименного труда владыки:

«По словам великого писателя Ф.М. Достоевского, русский человек есть православный человек. И это понятно для нас. Православная вера, воспринятая от крещения детскою, простою душою русского человека, сделалась его основой, обнявши всю его жизнь во всех ее проявлениях. В этой вере и в таком жизненном ее усвоении и состоит русская идеология. Русский народ усвоил православную веру не умом только, как теоретическую доктрину, а всем своим сердцем, как главное правило своей жизни. Знаменательно, что для русских людей с давних времен самым любимым чтением наряду со словами вечного живота – со Священным Писанием, были Жития Святых, появившиеся на Руси вместе с христианством; они весьма размножились и дошли до нас в разнообразных письменных памятниках: проповеднических словах, прологах, патериках и в бесподобном изложении Четьи-Миней св. Дмитрия Ростовского. Причем устремление к четьи-минейному чтению наблюдалось во всех сословиях без исключения. Такая любовь наших предков к жизни святых свидетельствует о том, что они стремились православную веру воплощать в самую жизнь свою, чтобы их вера не была только на словах, но оправдывалась на деле».

Почитание архиепископа Серафима началось почти сразу после его кончины. В августе 1950 года настоятельница Покровского монастыря монахиня Серафима (Ливен) писала Святейшему Патриарху Алексию II, что во всех скорбях сестры обители получают невидимую помощь от архиепископа Серафима. В 1952 году назначенный в Софию протоиерей Сергий Казанский засвидетельствовал, что место упокоения архиепископа Серафима посещается его почитателями, число которых с каждым годом растет. Сразу же началась и запись чудес по молитвам архипастыря, большая часть которых опубликована. В настоящее время зафиксировано более ста случаев посмертной молитвенной помощи архиепископа Серафима. Большинство случаев связано с исцелениями, обращением к вере, дарованием ребенка и т.д.

После краткого молебна и величания свт. Серафиму состоялось поклонение образу новопрославленного святителя. Богослужение продолжилось соборным совершением Божественной литургии.
После краткого молебна и величания свт. Серафиму состоялось поклонение образу новопрославленного святителя. Богослужение продолжилось соборным совершением Божественной литургии.

26 февраля 1950 года, в праздник Торжества Православия, в 15 часов архиепископ Серафим (Соболев) окончил свой земной путь в квартире на улице Велико Тырново. На следующий день тело усопшего архипастыря было перенесено в храм святителя Николая. До поздней ночи жители Софии шли проститься с усопшим иерархом.

1 марта архиепископ Серафим был погребен в крипте Никольского храма. «Каждый православный христианин, – говорилось в послании Святейшего Патриарха Болгарского Максима, – который хотя раз преклонял голову в молитве перед местом упокоения владыки Серафима, может сказать, что владыка не оставил своих чад и после своего успения. <…> Владыка Серафим был редким примером святого, благодатного архиерея с чистой пастырской совестью». До сих пор не иссякает обильный источник благодатной помощи, подаваемой Богом по молитвам Своего угодника.

«Бесспорно, это замечательный пастырь нашего времени, рожденный и воспитанный в России, носитель русского благочестия, чье архиерейское служение почти полностью прошло в Болгарии, – пишут болгарские СМИ о канонизации святителя Серафима Богучарского. – Среди его духовных чад были представители болгарского и русского духовенства и рядовые христиане. Еще при жизни он был прочным связующим звеном между Россией и Болгарией. Что может быть более объединяющим: два православных народа будут иметь одного небесного заступника перед Божьим престолом! Какая связь сильнее этой? Мы являемся свидетелями беспрецедентного события: две Поместные Православные Церкви объединяют свои усилия и волю в этом сакральном акте, в прославлении общего святого. А это и впредь даст нам в будущем новые поводы для общей молитвы и сослужения».

«О чудесах владыки говорят уже очень давно. Многие даже не знают его имени, но веруют, что он им обязательно поможет… Архиепископ Серафим значительно более популярен среди болгар, чем среди русских…» – писала газета «Стандарт» (Болгария).

Митрополит Волоколамский Иларион преподнес Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту икону святителя Серафима, архиепископа Богучарского, Софийского Чудотворца.
Митрополит Волоколамский Иларион преподнес Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту икону святителя Серафима, архиепископа Богучарского, Софийского Чудотворца.

Православные люди Болгарии и России помнят и глубоко чтят подвиги и труды владыки Серафима. В настоящее время и в Болгарии, и в нашей стране уже пишут иконы и составляют службы. Именно словами молитвенного обращения к владыке Серафиму и хотелось бы закончить эту статью: «Девственною чистотою богословие свыше стяжав, столп православия явился еси, паству твою в вере утвердил еси апостольстей, в любви истинствовав, благодать обильную от Бога приял еси: тем же источаеши исцеления и токи чудес, с верою и любовию притекающим к тебе, Серафиме, отче наш возлюбленне».

Жизнеописание архиепископа Серафима (Соболева)

Святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский Чудотворец.
Святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский Чудотворец.
Будущий архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев) родился 1 декабря 1881 г. в Рязани.

Для матери будущего архиерея роды оказались сложными. В какой-то момент врачи приняли решение: ради спасения жизни роженицы провести операцию, которая заключалась в извлечении младенца по частям. Убийства ребенка женщина не допустила. Спустя ночь мучений роженицы, 1 декабря 1881 г. младенец появился на свет без всякой посторонней помощи.

Младенец был назван Николаем, в честь святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Годы учебы

В 1904 году, по окончании Рязанской духовной семинарии, Николай Соболев поступил в Петербургскую духовную академию.

В годы обучения в Петербурге Николай Соболев несколько раз посещал святого праведного Иоанна Кронштадтского. Особенно знаменательной оказалась последняя встреча весной 1907 года на богослужении о. Иоанна в Андреевском Кронштадтском соборе. Будущий архиерей присутствовал там со своим товарищем по академии Виктором Раевым.

В своих воспоминаниях об этом посещении иерарх рассказывал: «Прощаясь с нами, отец Иоанн сначала благословил Витю Раева, а затем меня. Витя, обойдя Престол, направился уже к арке для выхода в центральный алтарь, а я подошел к Горнему месту за Престолом алтаря. Вдруг о. Иоанн как молния бросился ко мне. Я остановился на Горнем месте. Батюшка возложил на мою голову крестообразно руки, поднял очи свои к небу и трогательным голосом произнес: “Да почиет над Вами благословение Божие”. Я тут же почувствовал, будто огненная искра ниспала на мою голову и прошла до пят».

Монашеский постриг и хиротония

26 января 1908 г. епископом Ямбургским Сергием (Тихомировым) Николай Соболев был пострижен в монашество с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского, а 18 марта 1908 г. рукоположен во иеромонаха. В 1911 году определен на должность инспектора Костромской семинарии.

С 1912 по 1919 годы иеромонах Серафим служил ректором Воронежской духовной семинарии, его возвели в сан архимандрита. За эти годы Воронежская семинария стала одной из лучших духовных школ Российской империи.

1 октября 1920 г. в Симферополе митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) возглавил хиротонию иеромонаха Серафима во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии.

Жизнь и служение в эмиграции

14 ноября 1920 г., во время «Русского исхода» на комендантском теплоходе «Херсонес», епископ Серафим вместе с комендантом Севастополя генералом Николаем Стоговым эмигрировал в Константинополь.

В 1921 году он переехал в Болгарию, где по благословению святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, стал управляющим русскими православными приходами и обителями с титулом епископа Богучарского.

В 1934 году председателем Архиерейского синода митрополитом Антонием (Храповицким) епископ Серафим был возведен в сан архиепископа.

Свт. Серафим Софийский Чудотворец – фреска в крипте Патриаршего Подворья в Софии.
Свт. Серафим Софийский Чудотворец – фреска в крипте Патриаршего Подворья в Софии.

Служение в Болгарии

В Болгарии в тяжелые 20-40-е годы XX века архиепископ Серафим заботился не только о церковной жизни русских эмигрантов, но и активно способствовал нормализации канонического положения Болгарской Православной Церкви, которая с 1872 года из-за раскола с Константинопольским патриархатом находилась в состоянии изоляции от остального православного мира.

Для изменения ситуации Владыка обращался к священноначалию Поместных православных церквей с соответствующими докладами. От Русского заграничного церковного Синода он даже получил разрешение войти в молитвенное общение с болгарскими священнослужителями.

Во многом благодаря именно его усилиям в феврале 1945 года специальным томосом Константинопольского Патриарха схизма с Болгарской Церкви была снята.

Взаимоотношения с РПЦЗ

Имени архиепископа Серафима не было в числе восьми иерархов РПЦЗ, подвергнутых указом заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и при нем Патриаршего Священного синода «О Карловацкой группе» от 22 июня 1934 г. №50 церковным прещениям.

По имеющимся сегодня сведениям, связь архиепископа Серафима (Соболева) с Карловацкой юрисдикцией носила характер внешней необходимости. Об этом говорит, в частности, один из документов 1929 года, в котором митрополит Литовский и Виленский Елевферий (Богоявленский) сообщает, что имеется «исчерпывающий труд, посвященный исследованию иосифлянского раскола, автором коего является проживавший в Болгарии бывший Богучарский епископ Серафим (Соболев)».

Это свидетельствует о твердых канонических убеждениях владыки Серафима и о том, что он рассматривал свое пребывание в юрисдикции Русской Зарубежной Церкви лишь как временное и вынужденное исключительными политическими обстоятельствами.

В 1930-е годы иерарх поддерживал отношения с митрополитом Литовским Елевферием (Богоявленским) и архиепископом Вениамином (Федченковым), пребывавшими в юрисдикции Московского патриархата.

В 1935 году архиепископ Серафим дал детальную богословскую оценку «имябожнического» учения (имяславия) в своей работе против софиологии Владимира Соловьева, Сергия Булгакова и Павла Флоренского.

В августе 1938 года на II Всезарубежном церковном соборе в Сремских Карловцах он представил доклад об экуменическом движении, в котором обосновывал недопустимость участия в нем Православной Церкви.

В 1943 году архиепископ Серафим (Соболев) резко разошелся с митрополитом Анастасием (Грибановским) и большинством зарубежного епископата, отказавшись участвовать в «Архиерейском совещании иерархов Православной Русской Церкви Заграницей» в Вене 21-26 октября 1943 г., которым руководили власти фашистской Германии. Это было окончательное размежевание владыки Серафима с радикальной церковной эмиграцией. Под влиянием архиепископа Серафима Болгарская Православная Церковь отвергла Венский собор. Она заявила о признании избранного в Москве Святейшего Патриарха Сергия.

Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии (Русская церковь свт. Николая Чудотворца).
Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии (Русская церковь свт. Николая Чудотворца).

Служение в годы Великой Отечественной войны

Владыка Серафим был одним из немногих, кто категорически отверг позицию Первоиерарха Зарубежной Церкви митрополита Анастасия (Грибановского) и его Синода, призывавших русских эмигрантов вступать в армию Гитлера для освобождения России от большевистского ига.

Управляющий русскими православными приходами в Болгарии не благословил русских эмигрантов в этой стране на вступление в воинские части германской армии, он не служил молебнов о победе Германии.

Синод Болгарской Православной Церкви, занимавший антигерманскую позицию, работая в тесном общении с архиепископом Серафимом, стал оказывать значительную материальную помощь верующим российских приходов, оказавшихся в зоне оккупации. Православные болгары в эти тяжелые годы предприняли и еще одно благое дело – издали большим тиражом необходимую богослужебную литературу для Русской Церкви.

Переход в Московский патриархат

В апреле 1945 года архиепископ Серафим лично обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому), заявив о своем желании принять юрисдикцию Московского патриархата. Иерарх просил Предстоятеля оставить его патриаршим представителем в Болгарии, так как он «сроднился со своею паствою, со своими духовными детьми, не только русскими, но и болгарами».

30 октября 1945 г. вместе с семью русскими приходами в Болгарии архиепископ Серафим был принят в юрисдикцию Московского патриархата.

В 1946 году принял советское гражданство.

В том же году, во время визита Патриарха Алексия I в Болгарию, приветствуя от лица русских верующих предстоятеля Русской Церкви в кафедральном Александро-Невском соборе города Софии, иерарх сказал: «Двадцать пять лет мы были в разобщении с Матерью нашей – Церковью Российской. Но это разобщение было чисто внешним явлением, ибо в сердцах наших было полное единение с вами, со всеми братьями нашей Родины... С нами было то, что наблюдается на поверхности и в глубине океана. На поверхности его от внешних и случайных причин бывают различные течения, а в глубине океана идет всегда и неизменно одно течение. Так и в глубине нашего существа, в глубине наших сердец, было и есть одно неизменное стремление к Матери нашей Церкви».

26 февраля 2016 года, впервые на Валааме состоялось праздничное богослужение, посвященное новопрославленному в лике святых архиепископу Богучарскому Серафиму (Соболеву, 1881-1950 гг.).
26 февраля 2016 года, впервые на Валааме состоялось праздничное богослужение, посвященное новопрославленному в лике святых архиепископу Богучарскому Серафиму (Соболеву, 1881-1950 гг.).

За годы своей жизни архиепископ Серафим создал большое количество богословских трудов, в которых призывал к любви, всепрощению, предупреждал об опасности отхода от истинной веры и губительности раскола.

В конце декабря 1946 года правительство СССР передало в ведение архиепископа Серафима бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии.

В июле-августе 1948 года архиепископ Серафим находился в Москве, куда был приглашен для участия в Совещании глав и представителей автокефальных Православных Церквей.

Скончался архиепископ Серафим (Соболев) 26 февраля 1950 г. в Софии. На отпевание пришли все синодальные архиереи Болгарской Церкви, сонм епископов, архимандритов и священников. Иерарх был погребен в крипте под алтарем Никольского храма.

Сегодня к усыпальнице архиепископа Серафима верующие приносят записки с просьбами об устроении жизни. Совет «писать ему письма» после кончины иерарх дал в утешение своим ученикам еще при жизни.

* * *

Архиепископ Серафим завещал нам следующую святоотеческую мысль: «Православное богословие прямо пропорционально целомудрию». Это значит, что для того чтобы достичь православной истины, необходимо вести целомудренную, святую жизнь. Если душа твоя погрязла в грехах, то она не будет в состоянии правильно отражать светлые и чистые богооткровенные истины. Ереси рождаются в душах нечистых и, по преимуществу, в душах, исполненных гордости, приводящей очень часто к духовной прелести.

Архиепископ Серафим, этот смиренный, святой жизни архиерей, считал своим призванием и своим долгом всегда защищать Православную истину в нашем развращенном и полном еретических заблуждений ХХ веке. Он бескомпромиссно восставал против всякой неправильной еретической мысли даже в трудах богословов, претендовавших быть православными. Владыка Серафим не боялся вступить в спор с самыми большими, согласно общественному мнению, авторитетами богословия, если дело касалось защиты спасительной божественной истины. Не проявляя никакой личной неприязни к согрешающим против Православия, он никогда не жертвовал истиной ради неправильно понимаемой «любви» к ближним, помня слова апостола Павла: «Аще бо бых еще человeком угождал, Христов раб не бых убо был» (Гал. 1:10). Он часто напоминал, что надо всегда «истинствовать в любви» (ср.: Еф. 4:15).

Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас!
Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас!

Молитва

О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Фото

Рекомендуем

Подать на поминовение в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Фото Видео 106166

Приложение «Валаам»

Требы и поминовения
Пожертвования

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео