Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня, в неделю Торжества Православия, когда наша Церковь ежегодно с древних времен, вновь и вновь, в торжественном чине подтверждает истины Православной веры, нам уместно обратить внимание на связь этих истин с духовной жизнью православного христианина, увидеть неразрывную связь догматов веры с нравственностью и молитвенной практикой. Догматы — это богооткровенные вероучительные церковные неизменные истины, обязательно и непререкаемо принимаемые каждым членом Церкви. Дело в том, что догматы веры органически связаны с нравственностью, то есть правильным исполнением заповедей Христовых, и с молитвенно-духовной практикой, которая есть правильная молитва или правильное богообщение, которое низводит благодать Святаго Духа. Принятие истинного догмата христианином, как следствие, ведет к возвышению его нравственной жизни во Христе, и, как следствие, к благодатным действиям Святаго Духа в нем — христианин обретает Божественную благодать или, по-другому сказать, им обретается спасение. Очевидно и противное, — искажение догмата искажает нравственность, а следовательно и богообщение.
Св. мученик Михаил Новоселов, известный миссионер, просветитель и публицист, писал: «Христианство и догматично, и этично, и мистично. Эти три элемента так крепко, так, можно сказать, органически связаны между собой, что нельзя тронуть одного, чтобы не задеть двух других. Пренебречь или исказить, сознательно или бессознательно, один из элементов христианского учения — это значит неизбежно исказить два других.» В своем труде он на примерах Евангелия, Апостольских посланий и поучений Св. Отцев. наглядно показывает связь между тремя составляющими вероучения: догматом веры, нравственностью и духовно-молитвенной практикой (он вкратце называет их догматом, этикой и мистикой).
На примере из Евангелия он пишет: «В прощальной беседе с учениками, напутствуя их перед Своим уходом в Гефсиманию, Спаситель заповедует им: «Веруйте в Бога, и в Меня веруйте» (Ин. 14:1). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»(Ин. 14:6)... «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин. 14:13). — Вот догмат.
«Если любите Меня, — продолжает Учитель, — соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:6). «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14:23). — Вот этика.
«И Я, — заключает Господь, — умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир (как не творящий заповедей) не может принять» (Ин. 14:16-17)... «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:22-23). — Вот элемент мистический.»
То есть догматы веры в приводимом примере – это слова Спасителя о Его неразрывной связи с Отцом, что Он путь, истина и жизнь и никто не приходит Богу Отцу, только через Него, и если мы молимся Богу Отцу во имя Иисуса, то Сам Иисус исполнит наши прошения. Все эти слова говорят нам о равночестном божественном достоинстве Христа с Богом Отцом. Это догмат нашей веры. Если мы его принимаем, то принимаем и Христовы божественные заповеди, а это определяет нашу нравственность или этику; и наконец, третье, как результат: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». Жизнь по заповедям Господним дарует нам благодать, духовную связь с Богом, обожение, то, что мы именуем духовностью. Итак, верный догмат порождает верную нравственную жизнь, что приводит к истинной, неложной духовности, восстановлению полноты богообщения или, что одно и тоже, ко спасению.
Далее святой мученик Михаил приводит слова из послания Св. Апостола Иоанна Богослова: «Заповедь Его та, чтобы мы веровали во имя Сына Его Иисуса Христа и любили друг друга, как Он заповедал нам. И кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, Которого Он дал нам» (1 Ин. 3:23-24). Здесь также видны и догматическая, и нравственная, и духовная составляющие православного вероучения.
Св. мученик Михаил приводит также примеры из святых отцов. Преподобный Макарий в своем слове пишет: «Кто хочет прийти ко Господу, сподобиться вечной жизни, стать жилищем Божиим и удостоиться Святого Духа», ... тому «должно, во-первых, твердо уверовать в Господа (догмат)... Потом надобно ему всегда принуждать себя ко всему доброму, к соблюдению всех заповедей Господних, хотя бы и не желало того сердце по причине пребывающего в нем греха (этика)... И Господь, видя такое его произволение и доброе рачение... сотворит с ним милость Свою, избавит его от врагов его (духов тьмы) и от живущего в нем греха, исполняя его Духом Святым. И, таким образом, без принуждения уже и без всякого труда, всегда будет он в самой истине исполнять заповеди Господни, лучше же сказать, Сам Господь совершит в нем заповеди Свои и плоды Духа (мистика)».
Итак, отцы, братия и сестры, сделаем простой вывод из всего услышанного: из Евангелия, из апостольской проповеди, из поучения святых отцов, что торжественное исповедание правой спасительной истинной веры, не спасает нас без правой, спасительной, истинной христианской нравственной жизни, без которой мы не получим обоживающую нас спасительную благодать. Аминь!
Используемая литература: мученик Михаил Александрович Новоселов. Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения, (https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novoselov/dogmat-ehtika-i-mistika-v-sostave-khristianskogo-verouchenija/#source)
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 472798