Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Отцы, братия и сестры, если в прошедший воскресный день мы с вами праздновали сошествие Господа Святаго Духа на святых учеников и апостолов Христовых, то сегодня мы уже празднуем память всего сонма святых, воспринявших благодать низшедшего на Христову Церковь Святаго Духа – всех святых, стяжавших и преумноживших в себе эту благодать. Святитель Феофан Затворник подчеркивал, что все святые соделовались и соделываются святыми благодатию Святаго Духа, которая приносит покаяние и оставление грехов, подвизает христиан к борьбе со страстями, и добавлял, что хотя Церковь каждый день творит память святых, но поскольку были угодники Божии, оставшиеся безвестными, то был установлен день всех святых, чтобы не оставить их без чествования.
Святые – это люди, которые жили и живут рядом с нами, но, в отличие от многих из нас, они руководствуются не духом современного им мира, не меняющимся общественным мнением, не популярными взгядами или обычаями, но исключительно Духом Христовым, Духом Евангелия, словом Божиим. Вот эта незыблемая безкомпромисная позиция отличает их от нас. Они стараются уже сейчас и здесь жить во Царствии Божием. Такая твердая направленность формируется у человека не сразу, и не по одному только желанию, это результат долгого труда следования путем святых отец. Это путь покаяния, глубокого осознания своей немощи, полного разочарования в самонадеянности и в своих лишь силах и, как следствие, формирование опоры исключительно на Бога, на Его всесильную помощь. Святитель Игнатий писал: «Исповедание Господа, сопровождаемое решительным и полным отречением от мира и от себя, было знамением всех святых. И напротив, исповедание слабое, двусмысленное, не принимается, отвергается, как непотребное, как недостойное Бога. Недостаточно исповедание в тайне души – необходимо исповедание устами и словом. Недостаточно исповедание словом – необходимо исповедание делами и жизнью. "Иже бо аще постыдится Мене, – сказал Господь, – и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми"» (Мк. 8:38).
Человеческое общество Господь называет грешным и прелюбодейным, так как оно в большинстве своем возлюбило жизнь греховную, изменило Богу, предав любовь к Нему, возлюбило грех. Обычаи этого мира враждебны Богу, враждебны богоугодной жизни, подчеркивает святитель. Господь укрепляет Своих учеников грозными словами: «Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10:32).
Враждебен Богу не только мир, но и наше грехолюбивое сердце и гордый ум. Святитель Игнатий указывает, что «грех, живущий в уме, сердце, теле, прямо противоположен исповеданию Христа, исповеданию исполнением заповедей Его; грех упорно противодействует этому исполнению». Так искаженный грехопадением мир и наша падшая природа противодействуют тому, что учит Христос. Как и чем мы можем противиться грехолюбию мира и нашего падшего естества?
На этот вопрос святитель Игнатий отвечает: «Для освобождения от порабощения падшему естеству Господь заповедует распятие естества, то есть отвержение его разума и его воли, пригвождение действий ума и влечений сердца к заповедям Евангелия. Таким образом "иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми" (Гал. 5:24): они распяли плотское мудрование и волю падшего естества, на которых основываются и зиждутся греховные влечения души и тела, греховная жизнь.» Именно об этом молился Св. пророк Давид, восклицая: «пригвозди страху Твоему плоти моя» (Пс. 118:120), «Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой» (Пс. 118:38). Во всей своей жизненной деятельности и и во всех своих внутренних движениях последователи Христовы руководствуются исключительно словом Божиим. Они распяли, отвергли всякое мудрование и философию падшего мира, а ум свой и влечения сердца пригвоздили к заповедям Евангелия.
Что же получают от такого образа жития те, кто оставил этот мир греха, где даже наши добрые дела и намерения не совсем чисты, запачканы грехом? Сторицею восприемлют так свято живущие Божественную благодать, которая утешает, укрепляет, проясняет и сообщает небесную радость и мир подвижнику Христову. Господь говорит: «И всяк, иже оставит дом, или братию, или сестры, или отца, или матерь, или жену, или чада, или села, Мене ради и Евангелия ради, приимет сторицею ныне, во время сие, во изгнании, и в век грядущий живот вечный наследит» (Мк. 10:29–30; Мф. 19:29). Все земные блага, достижения и славу человек оставит на земле, в вечность вместе с человеком последует лишь Божественная благодать. Святитель Игнатий пишет: «Лишь свергнет человек с себя, как оковы, тело, – благодать, как бы стесняемая доселе плотью, развивается обширно и величественно. Она служит залогом и свидетельством для избранника Божия. Когда предстанет он на суд, ожидающий каждого человека после его смерти, и предъявит свое свидетельство и залог свой, тогда, сообразно им, как логичное последствие их, предоставляются ему на небе духовные, вечные, неизреченные и неограниченные богатства, великолепие, наслаждение».
Хочется сегодня признести молитвенное прошение угодника Божия Св. Игнатия: «Да даруется и нам, за точное исповедание Господа, наследовать этот живот, уготованный для всех нас непостижимою, безграничною милостью искупившего нас Собою Господа. Аминь!»
Используемая литература: Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетическая проповедь. Глава 29.
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
Видео 478841