Истинно человек – это человек во Христе, а духовная жизнь – это жизнь во Христе. Так жить – это и будет общение и соединение со Христом, и полнота такого соединения называется в Православии обожением. Святой Николай Кавасила называл такое приобщение ко Христу «христотворением» в человеке.
19.06.2016иеромонах Никон (Оганов) 14 587
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодняшний праздник, отцы, братия и сестры, получил название Пятидесятницы потому, что воспоминаемое в этот день событие произошло в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, и еще, потому что он приходится на пятидесятый день после Пасхи. Этот день именуется еще днем Святой Троицы так как, сошествием Святого Духа на апостолов совершилось участие всех Трех Лиц Божества в спасении человечества. Праздник Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: в первый день, то есть сегодня, преимущественно прославляется вся Пресвятая Троица и Церковь в этот день особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом, а во второй день, завтра – праздник во славу Пресвятого Духа, который видимым образом сошел на апостолов.
Праздник этот древний и установлен самими апостолами. Они ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа. В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении, – постановляют апостолы, – бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа».
Бог Отец посылает на землю Сына, который воплощается действием Святаго Духа, занимая от человеческой плоти Пресвятой Девы. Он претерпевает крестную жизнь и смерть на кресте, восстает в Воскресении, и возносится вновь ко Отцу, и все это для того, чтобы Дух Святый явился в мир в своих дарах и остался в нем. Дух Святой сошел на собрание апостолов подобно языкам пламени. И эта небольшая группа простых не книжных людей, прятавшаяся от страха за свою жизнь, преобразилась в новую общность – Церковь Христову. Ученики из малодушных необразованных рыбаков силою Святаго Духа претворились в безстрашных апостолов, которые стали свидетельствовать о воплощенном Боге во всем враждебном мире. Так родилась Церковь Христова, в Которой теперь всегда пребывает вся полнота Святаго Духа и раздается верующим в церковных Таинствах.
Церковь Христова распространилась в мироздании во всех измерениях: и в пространстве, и во времени. Присоединяясь к Ней верою, через Крещение, каждый верующий получает дар Того же Духа Святого, Духа Христова, которого сподобились апостолы. В Таинстве миропомазания и причастия Тела Христова, верующий становится сам един дух и едино тело со Христом. Вот для такого единения со Христом нужно было Воплощение, Крестная смерть и Воскресение Спасителя, коротко сказать все домостроительство нашего спасения. Святой Дух – это великий дар человечеству. Христос простирается во времени действием Духа – и мир усвояется Ему. Христос простирается, приемля в Себя мир.
Святой Дух и прежде выборочно действовал в роде человеческом, в патриархах, в пророках, во всякой чистой душе, без Него никогда не совершалось ни одного истинно доброго дела, но по вознесении Христовом Дух Святой пришел явно, и главное – во всей полноте и навсегда, чтобы занять место Сына Божия на земле и совершить то, что Им было начато. День огненных языков был только началом непрерывного исхождения Духа Божия в человечество. Пятидесятница продолжается, и в течение всех прошедших лет до наших дней совершается она над каждым из нас, если только мы действительно стремимся всей душой к Богу и ищем Его. Таинство миропомазания, которое совершается над всеми христианами – это личная Пятидесятница каждого члена Церкви.
Сошествие Святого Духа на Апостолов есть заключение Нового, уже вечного Завета или Договора Бога с человеками. В чем суть этого Договора? Чтобы сподобиться тех вечных и неописуемых благ, которые уготованы нам Спасителем, мы должны усвоить себе соделанное Христом для нас и ради нас, то есть сделать это спасение собственным, своим. Нам необходимо в земной жизни соделаться Христовыми, облечься во Христа, «привиться» ко Христу и к жизни во Христе, как ветвь прививается к виноградной лозе. То, что прививается к Телу Господню, реально преображается в Тело Христово, становится Церковью. Церковь – творение, привившееся Христу и оживляемое Его Духом.
Все эти слова: «усвоить, облечься, привиться ко Христу» — суть метафоры, которые означают одно — впустить в себя Дух Христов, Дух Святый, постепенно подчинить свой дух Духу Христову. Стать един дух с Духом Христовым. Дух наш, в данном случае, означает направленность всех наших сил души и тела: ума, воли, чувств и нашу деятельность. И если мы будем исполнять заповеданное нам Христом, наш дух должен в результате стать едино с Духом Христовым, то есть Духом Святым, благодать Которого всегда подается нам в Церкви Христовой, давая возможность восполнять Его в нас, потому как мы, увы, согрешая, часто Его теряем.
Дух Святой возбуждает наш дух через слово Евангелия. Этот Дух в нас, и изнутри нас открывает нам Христа. Наша задача состоит в том, чтобы уподобиться образу, подаваемому нам Спасителем в Евангелии, опираясь на примеры святых. Мы должны стать едины с Ним. И мы настолько становимся едины со Христом, насколько трудимся. Каждый из нас имеет собственную духовную меру, которая есть наша внутренняя сила и способность к соединению со Христом, к исполнению Его заповедей.
Святитель Феофан Затворник учит: «Удел блаженства каждому присудится и дан будет такой, сколько кто вместить в себя может сего блаженства; вместимость же сия определится тем, как кто раскрыл свое естество для принятия небесных благ, а раскрытие это зависит от трудов над собою». Причем Христос вселяется не в грешных и нечистых, но в бывших грешными и нечистыми и переставших быть такими. Потому как соединяется только подобное с подобным. Хотя призыв ко общению с Богом исходит от Бога, но реальные изменения в нашей природе всегда начинаются с нашего труда, с действия человеческого. Бог не вмешивается в свободу человека, Он приступает к нам деликатно. «Свобода всегда остается за человеком, и он может пасть, как бы высоко ни стоял и как бы близко к Богу ни был поставлен», – говорит святитель Феофан.
И перечисляет признаки присутствия Святаго Духа в человеке:
Правда и мир, и радость о Духе Святе.
Что такое правда? Это правдивость, справедливость, праведность, правда во всем и ко всем. Кто живет правдою, тот к высшим почтителен, к равным – уважителен, к низшим – снисходителен, к начальникам – благопокорен, к подчиненным – внимателен, к посторонним – дружелюбен, к виновным – правосуден, к несчастным – сострадателен и ко всем – доброжелателен. В ком обитает Святой Дух, тот не преувеличивает своих достоинств, не гордится, не надмевается над другими, не потворствует своим страстям, подкрепляет себя непрестанною молитвою, никогда не лукавит, не лжет, не обманывает, он старается делать только то, что угодно Богу, избегает всяких поводов к вражде, уклоняется от зла, охотно прощает обиды, молится за врагов. Совесть его не беспокоит, страсти не волнуют, зависть не мучает. Исполненный Святого Духа радуется о Господе, радуется о своем спасении!.
Истинно человек – это человек во Христе, а духовная жизнь – это жизнь во Христе. Так жить – это и будет общение и соединение со Христом, и полнота такого соединения называется в Православии обожением. Святой Николай Кавасила называл такое приобщение ко Христу «христотворением» в человеке. И это приобщение осуществляется нашей жизнью, умом и волей. Причастны Христу те, кто претерпевают все то же, что и Он, и «соделываются такими, как Он Сам».
Вот как об этом говорит Святитель Феофан: «Каждый человек непременно должен приобщиться Христовым страстям, не мыслию, но самим делом. Такое приобщение обильно низводит и самую благодать внутрь человека». «Когда душа ни в чем не оскорбляет Духа, но с благодатию во всех заповедях согласна, тогда она … полное всыновление Духа приемлет».
Итак, будем же мы на всяком месте и во всякое время молить Духа Святаго о содействии в нашем христотворении: «Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь!
Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.
В Санкт-Петербурге от избытка сердец запели духовные чада архимандрита Мефодия. На Сцене Святодуховского зала Александро-Невской лавры они провели творческий вечер в память о своём духовном наставнике.
8 августа в Валаамском монастыре состоялся очередной творческий вечер. Последней выступила девочка Лиза с песней Сергея Трофимова - Родина. Песня очень понравилась оператору монастыря и мы сделали видео.
***
Вы можете подать записки и заказать поминовения в Валаамском монастыре на нашем сайте: /rites/
***
Скачивайте наше мобильное приложение «Валаам» в App Store и Google Play: