Пятидесятница совершилась для всего рода человеческого, но требуется еще и для каждого из нас своя личная пятидесятница, по словам преподобного Серафима, личное стяжание Святаго Духа, которое является целью всего нашего христианского подвига: «Стяжи Духа Святаго, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Возлюбленные братья и сестры! Какая радость - истинный человек! Какая красота - истинный человек! Какая сладость – истинный человек! Какое величие и могущество - истинный человек! А истинным и подлинным человеком можно назвать лишь того, кто хранением заповедей Христовых уподобился Богочеловеку Иисусу Христу, того, кто стал живым храмом Духа Святаго, того, кто стал святым по образу и подобию Святого Бога. И каждый святой по-своему являет нам совершенную радость о Духе Святом, приоткрывает нам красоту, сладость, мир, величие и могущество Духа Святаго, и в каждом святом Дух Святой есть любовь совершенная, любовь жертвенная, любовь крестная, побеждающая мир, и каждый святой, как некий райский цвет, благоухает нетленным благоуханием в жизнь вечную.
В мире ныне оскудевает любовь, иссыхают и ожесточаются сердца, бессильно содрогаемся мы от леденящего холода нелюбви, неприязни, ненависти… А ведь как нам всем хочется радоваться любви, увидеть ее в живом образе — образе святого мужа, святой жены, святого и подлинного человека, по образу и по подобию Божию созданного, ибо в таком освященном и обóженном до конца человеке созерцаем мы чудесное и неизреченное явление Святаго Духа.
Перед великими скорбями и страшными испытаниями и унижениями, грядущими на землю русскую, дано было ей таковое явление в образе духоносного мужа преподобного Серафима Саровского, подвигом крестным стяжавшего радость о Господе и любовь друга Христова. Его сердце — угль горящий, его уста — сладчайшее имя Христово, его очи — сияние Богородицы. И тайна сего святого образа, кажется, более всего приоткрывается нам из двух его приветных слов, светящихся радостию о Духе Святом.
Первое — пасхальный привет его: «Радость моя, Христос Воскресе!» Преподобный воспринял страждущую любовь Христа как неоценимый дар Духа Святаго, приближающего его духовно к ощущению смерти Христовой на Кресте. И вместе с тем, силою Воскресения соединенный со Христом, подобием умирания в глубокой молитве о мире (вспомним его трехлетнее стояние на камне с душераздирающим воплем: «Боже, милостив буди мне, грешному!»), в томительной жажде спасения людей в последние годы его старческого служения бедствующему народу русскому, преподобный Серафим предвосхищал воскресение. Вводимый нисходящею свыше Силою в этот новый образ бытия, преподобный еще на земле достигает конца веков, еще на земле он ощутимо прикасается к Божественной вечности и становится причастником нетленной радости Царствия святых, и с апостолом он восклицает:
И мы знаем, что мы перешли от смерти в жизнь, ибо любим братию (1Ин. 3:14). И в этой любви для него стало ведомо откровение о человеке, как возлюбил и почтил его Бог, вложивший в него образ Свой и высшую радость премудрости Своей, пребывающей в сынах человеческих (см. Притч. 8:31).
В этой любви дивный старец прозревал образ Божий в каждом человеке и с радостью духовной встречал каждого с небесным приветом: «Радость моя! Сокровище мое!». Эти светлые, умильные, райские слова таят в себе целое учение о человеке, они открывают любовь Божию и радость Божию о человеке. Человек человеку волк — гласит сатанинский ум, а в более современных терминах безбожного Сартра это звучит так: другие люди — вот мой ад. А Дух Святой дарует святым видеть каждого человека, даже злейшего врага, во свете Христовом, во свете Крестной Любви, жалеть его утробою Христовою и плакать о нем слезами великими. Для преподобного Серафима каждый человек — радость небесная, несказанная и сокровище нетленное. Накануне величайшего поругания образа Божия в человеке и величайшего насилия и глумления над человеческой личностью в России восславил человека преподобный, озолотил его лучами нежной любви своей и как бы благословил на грядущие великие страдания. И сам он стал для русских людей «радость наша», ибо радостно и трепетно загорается сердце при мысли о белом старце, убогом Серафиме.
Пятидесятница совершилась для всего рода человеческого, но требуется еще и для каждого из нас своя личная пятидесятница, по словам преподобного Серафима, личное стяжание Святаго Духа, которое является целью всего нашего христианского подвига: «Стяжи Духа Святаго, и вокруг тебя спасутся тысячи». Святые суть неиссякаемые источники, напояющие жаждущую землю сердец наших струями воды живой, дарами Духа Святаго. Мужи и жены необыкновенной силы, терпения, самоотверженности, веры и любви: Иоанн, Сергий, Серафим, Николай, Силуан, Ксения, Матрона, Пелагия… десятилетиями плача, воздыханий, бессонных ночей и злостраданий стяжевали они Духа Святаго. И вокруг этих гигантов духа собираются духовные семьи, по слову Спасову:
В дому Отца Моего обители многи суть (Ин. 14:2). Всякий человек — это личность, он любим, как и любит, по-своему, с каждым ведет душа свой разговор своим особым голосом. Любовь многолика во святых, но не безлика; многообразна во святых, но не единообразна. В полноту дара любви, ее радости совершенной включена и эта личная радость духовного узрения и встречи нашей во святых. Господь сказал:
Не вы Мене избрасте, но Аз избрах вас (Ин. 15:16). Так и святые таинственным образом избирают своих детей, и скажут они на Суде в последний день:
Се, аз и дети, ихже даде ми Бог (ср. Евр. 2:13).
Для нас, дорогие братья и сестры, святость не есть прежде всего совокупность каких-то нравственных добродетелей, как мы это видим в Ветхом Завете. Христос явил нам иного Бога — Отца, иное бытие, которое есть Любовь, и свет ведения Бога как Он есть через хранение Его заповедей. Бог есть Любовь всемилующая, всепрощающая, сострадательная, жертвенная, крестная. Бог наш смирен и кроток сердцем, Он есть Бог скорбных, опечаленных, страждущих и униженных тварей от самых малых до самых больших; Он — Друг мытарей, блудниц и грешников. Милости хочу, а не жертвы, — говорит Он, то есть милосердия, сострадания даже до желания пострадать за всех;
болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15:13). Милосердие непостижимо, а значит, свыше всякой буквы закона, всякой внешней нравственности, и в этом заключена жизнь вечная: в познании Истинного Бога, кроткого, смиренного, милосердного, сострадательного, и
Егоже послал еси Иисуса Христа (см. Ин. 17:3).
Все святые покаянием, слезами, трудами безмерными, внимая заповедям Христовым, будите убо и вы милосердни, якоже Отец ваш Небесный милосерд есть; будите убо и вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть, стремились стяжать милующее сердце, в котором является прежде всего наше богоподобие. По словам отца нашего Исаака Сирина: «Что такое сердце милующее? Возгорение сердца у человека о всем творении, о человеках, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы. От великой и сильной жалости, объемлющей сердце, и от великой болезни умягчается сердце его (и от великого терпения умаляется сердце его), и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварию. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы очистились и сохранились (сохранились и были они помилованы); а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостию, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления в сем Богу».
Христос пришел спасти не здравых праведников, а погибающих и погибших разбойников, блудников, пьяниц, сумасшедших. Своим избранникам дает столь много любви, что души их, как пламенем, объяты желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню. Вот Вам, дорогие мои, и живой пример такой любви: был подвижник на Афоне, который имел дар слез. «Он любил помышлять о страданиях Спасителя, как Господь, Царь Славы, так много страдал за нас, и каждый день проливал он большие слезы. Спросил я этого подвижника: “Молиться ли мне об умерших?” Он вздохнул и сказал: “Я, если бы было можно, всех вывел бы из ада, и только тогда душа моя успокоилась бы и возрадовалась бы”. При этом он сделал руками движение, как бы собирал снопы на поле, и слезы текли из очей его». Такова любовь Божия, такова любовь святых, проливают они слезы за всякое горе людское, за всякую скорбь, за всякую болезнь, за всякую печаль, за всякий грех, душа их не хочет утешиться, пока все не спасутся. Итак, дорогие мои братья и сестры,
«имея вокруг себя такое облако свидетелей любви Божией, свергнем с себя всякое бремя житейское и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащий нам подвиг» со всеми святыми, во главе с Пресвятою, Пречистою, Преблагословенной и Славной Владычицею нашей, Богородицею и Приснодевой Марией, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса Христа, (ср. Евр. 12:2).
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас Бог, Который и сотворит сие… Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь (1Фес. 5:23–28).
Схиигумен Серафим,
скит Всех Святых
Монастырь нуждается в Вашей помощи для восстановления Зимней гостиницы после пожара