Старое братское кладбище обители

В преддверии Троицкой родительской субботы публикуем статью об истории и современном состоянии захоронений на Валааме. У векового монастырского кладбища сложная судьба – в советское время оно подверглось поруганию и разорению, но сейчас идёт планомерная и кропотливая работа по его восстановлению.
21.06.2024 Леонид Фёдоров  1 915
«…На высокой скале, над Монастырским проливом, покоится старое Валаамское кладбище. Так и сказал нам кто-то из монахов: “покоится”. Отделяет его от святой обители каменная белая ограда. В обители глухая тишина: дремлет Валаам под усыпляющий шепот сосен, под всплески Ладоги; а здесь уж не тишина, а глуше и глубже тишины – покой. Так и подумал тогда: “могильная тишина”. И стало понятно мне книжное это выражение. Старые клены, липы в золоте и багрянце августа роняют листья на бугорки-могилки, поросшие травою… Желтая бабочка покачалась на стебельке, выросшем из плиты, и полетела, порхая, за ограду. Падали бесшумно листья кленов, ровно плескала-вздыхала Ладога под скалой, медленно проплывали облачка… – всё говорило о движенье, о времени, ускользающем… куда?» (И. С. Шмелев. «Старый Валаам»).

Вряд ли кому-то из нас понравится, если власти города или поселка вдруг пустят на хозяйственные нужды надгробные плиты с могил наших усопших родственников. Но именно такое варварство и произошло в России после революции, когда удивительное беспамятство овладело умами многих людей. Почти все монастырские, церковные кладбища были в той или иной мере осквернены и разрушены, часть этих кладбищ сровняли с землей. В советское время сносились даже обычные городские и сельские кладбища – на их местах устраивали, например, стадионы или танцплощадки. Вспоминается случай, когда в наши дни некоего одноногого старика стали спрашивать о прошлом его некогда многолюдного, а ныне опустевшего села. Дедушка с удовольствием рассказал, как в молодости, имея еще обе ноги, отплясывал на танцплощадке, которую сделали, разровняв сельское кладбище около церкви. «Так плясал, так плясал, – говорил он, – что пыль столбом стояла».

В 1751 году появляется первое упоминание о братском кладбище Валаамского монастыря. Впервые захоронения на нем были описаны при игумене Дамаскине, в 1871 году был составлен план кладбища. В XIX веке при погребении на могилу возлагали надгробие с высеченной на нем надписью и ставили деревянный крест. Надгробия изготовляли в монастырской каменотесной мастерской. На некоторых надгробиях, кроме сведений о погребенном, писали краткие эпитафии, например: «Не забудите мене, братие, егда молитеся!», а у других подвижников благочестия – краткие сведения об аскетических подвигах усопшего: «Монах Авенир (+3 марта 1915 г.), смиренный инок, с любовью трудился до самой кончины в столярных работах. Поступил на Валаам по указанию Божией Матери». Всего за период с 1789 по 1940 год на территории братского кладбища было погребено 934 человека. К сожалению, в архиве монастыря отсутствуют сведения об умершей братии до 1789 года.

В 1940–1941 годах на Валааме дислоцировалась школа боцманов ВМФ СССР и рота юнг. И с этого периода началось поругание векового братского кладбища.

«Святые кресты и могильные плиты разбиты в мелкие куски, все могильные холмики уничтожены, и кладбище превращено в место гуляний и увеселений», – писал летописец монах Иувиан (Красноперов).

Далее в период с 1950 по 1980 годы характер разрушения стал приобретать систематический характер: намогильные кресты были разбиты, плиты грубо вырваны из земли и пущены на мощение дорог, на другие хозяйственные нужды. Не так давно в верхнем саду при расчистке мелиорационной канавы были найдены остатки надгробных плит, забутованных в те годы.

К чему всё это привело? Советские люди проявили крайнее неуважение к тем, кто жил до них. Тем самым, естественным образом, они потеряли уважение и к самим себе и тому месту, где они жили. Кроме того, они лишились благословения тысяч монахов, которые своим подвигом освятили Валаамскую землю. А без благословения ничего не ладится.

Святейший Патриарх Алексий II служит литию на Старом братском кладбище обители 11 июля 1996 года
Святейший Патриарх Алексий II служит литию на Старом братском кладбище обители 11 июля 1996 года

Восстановление старого братского кладбища началось в 1985 году при Валаамском государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике. В 1975 году Ленинградским филиалом проектного института по реставрации памятников истории и культуры были проведены обмеры кладбища и фотофиксация до начала производства работ, подготовлен проект реставрации братского кладбища. В путеводителе по Валааму составителя Т.А. Левиаш сообщается:

«К 1989 году по сохранившимся фотографиям была восстановлена штакетная ограда, отреставрированы кладка ворот, столбов и башен. Покрытие башен, когда-то выполненное из кровельной стали, было заменено на медное; восстановлены фигуры ангелов и изображение солнца на средней башне».

Началось благоустройство территории. Сотрудниками музея и добровольными помощниками на территории кладбища был снят культурный слой земли примерно 20-30 см, под которым обнаружились засыпанные могильные плиты. В то же время плиты собирались с территории центральной усадьбы монастыря и произвольно укладывались в ряды, была проведена инвентаризация надгробных плит.

В августе 1989 года инициативной общественной группой экологии рядовой архитектуры (ЭРА) было произведено натурное обследование кладбища, составлена схема расположения могильных плит с описанием надгробий. С 1996 года по настоящее время по плану братского кладбища Валаамского монастыря, составленному в 1871 году, восстановлены могилы Валаамских подвижников благочестия, похороненных до 1897 года включительно. На могилах, где плиты не сохранились, были уложены камни с краткой эпитафией (частично восстановленной с утерянных могильных плит), для предотвращения попирания могил на свободные места были уложены круглые камни с изображенным на них крестом: «…Человеческого дня я не пожелал, Ты это знаешь» (Иер. 17: 16)». На валаамских кладбищах часто прибираются волонтеры, почти каждую пятницу на Игуменском кладбище служится панихида.

Игуменское кладбище
Игуменское кладбище
В 2000 году по благословению игумена монастыря епископа Троицкого Панкратия на кладбище были проведены археологические исследования, уточнена историческая планировка кладбищ, составлен современный план братского кладбища. В ходе работ было обнаружено пять утраченных захоронений, не обозначенных на плане 1871 года. К сожалению, до сих пор неизвестно местонахождение могил подвижников благочестия, погребенных после 1897 года: иконописца иеромонаха Алипия (Константинова), строителя Московского подворья схимонаха Иоанна (Собакина), духовника монастыря иеросхимонаха Михаила (Попова), библиотекаря монаха Иосифа (Шорина), схимонаха Галактиона (Егорова), схимонаха Авеля (Осколкова) и многих других, сокрытых от мира подвижников.

Планомерная работа ведется каждый год – проводится реконструкция захоронений по плану 1871 года. В 2014 году восстановили 3 надгробных плиты, в 2014 – 9 надгробий. Немало сил потратила на эту нелегкую работу архивариус Валаамского монастыря Вера Феодосьевна Киселькова. Она ищет данные в архивах, в том числе Ново-Валаамского монастыря. Много труда Вера Феодосьевна вложила в изданную книгу «Валаамские праведники», в которой собраны жития тех подвижников, чьи имена Божьим благоволением были сохранены в монастырском архиве, а также в литературных источниках XIX–XX веков.

Установлены надгробные плиты таким замечательным подвижникам, как, например, пустынник схимонах Сергий (+1860) и игумен Иннокентий (+1828), которые прожили на Валааме 60 и 63 года соответственно. Реставрированы могильные плиты старца иеросхимонаха Антония (+1862) и схимонаха Серафима (+1860), которые, будучи тяжело больны, несли молитвенные подвиги. Про отца Серафима известно, что он ночью с великим трудом вставал для молитвы на колени. Медленно, с глубоким вниманием ограждал себя крестным знамением и полагал поклон, произнося молитву. После нескольких поклонов в изнеможении он падал на свое ложе, затем снова с усилием вставал на молитву. В таких трудах проходила ночь больного старца. Неудивительно, что схимонах Серафим перед кончиной сподобился видеть Господа нашего Иисуса Христа и святых, а тело его после упокоения благоухало. Благоухание чувствовалось и от гроба схимонаха Михаила (+1854), надгробная плита которому недавно восстановлена. Он также терпел тяжелую болезнь Господа ради. Этот подвижник примечателен еще и тем, что он за год предсказал свою кончину. Была обновлена и плита схимонаха Кириака. На ней надпись: «Из закоренелых раскольников, утвержденный в Православии чудесными знамениями. Сконч. 20-го мая 1798 г. 80-ти лет от рождения».

Новое надгробие легло также на землю, где похоронен схиигумен Феодор (+1937), который прожил в монастыре 45 лет. В детстве после несчастного случая у него отнялись ноги, и ходить он не мог. Его мать обратилась с этой бедой к одной благочестивой прозорливой девице, которая из-за болезни лежала на одре сорок лет. К ней ходили за советом и помощью. Та дала примечательный ответ. «Как пойдете, – сказала она, – в воскресенье к обедне, купите свечей, сколько рука захватит, и начинайте ставить подряд всем иконам, а кому будет последняя свечка, тому святому и отслужите молебен». Так и сделали. И будущий отец Феодор действительно смог встать и больше ноги у него не болели никогда.

В 2023 году с помощью неравнодушных людей, которые перечислили средства на восстановление захоронений, было восстановлено 17 новых могил по плану 1871 года. В том числе и захоронение монаха Адриана (+1883). Кончина его была поистине благодатной:

Южные ворота Старого братского кладбища
Южные ворота Старого братского кладбища
«Меня назначил служить умирающим старцам, – рассказывает отец Никита. – Однажды поздно вечером, послужив отцу Адриану и сделав и тому всё нужное, я опустился на стул, как-то сразу задремал – и вижу такой ясный и дивный сон. Кругом какой-то особенный свет, от земли до неба протянулся широкий ковер – настолько чудный и необыкновенно, неописуемо красивый, что невозможно и выразить его красоту, словно живые цветы, роскошные и благоухающие, были вплетены в него. По этому ковру поднимался от земли на небо отец Адриан. Величественно и радостно он следовал по этому предивному ковру и шел не ногами, а как бы на коленях, влекомый неведомой силой: плавно и торжественно возвышаясь, поднимался все выше и выше от земли к небеси… Проснувшись, я недоумевал, что же означает такое удивительное видение? Мои размышления прервали слова: “Что это творится у отца Адриана? Там происходит какое-то служение, слышится прекрасное пение. Уж не молебен ли у него братия служат?” Я пошел посмотреть. Отворив в его келью дверь, вижу, что в келье у него никого нет, а самого старца обрел с приятным и радостным лицом, мирно почившим о Господе».

В 2024 году запланировано дальнейшее восстановление захоронений. Сейчас в работе находится 24 новых могильных плиты.

Забота о могилах усопших восходит еще к ветхозаветной традиции. Так, например, Иосифу было небезразлично, где и как будут захоронены его кости, Саула погребли под дубом в Иависе, и царь Давид потом эти кости перенес и перезахоронил подобающим образом. А о посещении христианских кладбищ Иоанн Златоуст говорит:

«Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что сегодня Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы».

По учению Святой Православной Церкви, все верующие в Господа Иисуса Христа не умирают, но живут вечно. «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек», – сказал Господь Марфе (Ин. 11: 26).

Для православного человека кладбище – место будущего воскресения, будущей новой жизни. Русское слово кладбище – от слова «класть», «клад». Покойники здесь «похоронены», то есть спрятаны, сохранены в ожидании всеобщего воскресения мертвых.

Монастырское кладбище с пользой для души посещают иноки и паломники обители. И вид могил, и надписи на них – всё это способствует тому, что каждый вспоминает про неизбежность своей смерти. «Помни последняя твоя, и вовек не согрешишь», – учили святые отцы.

По материалам сайта Православие.ру



Рекомендуем

Подать записку в монастырь через сайт обители
Подать записку в монастырь через сайт обители

Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется так потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях.

Видео 472965

Приложение «Валаам»

Пожертвования
Трудничество

Фото

Другие фото

Видео

Другие видео

Погода на Валааме

+2°
сегодня в 09:48
Ветер
6.7 м/с, ЗЮЗ
Осадки
0.0 мм
Давление
738.1 мм рт. ст.
Влажность
83%